Решения районных судов

Решение от 11 мая 2011 года . По делу А33-1879/2011. Красноярский край.

Решение

11 мая 2011 года

Дело № А33-1879/2011

Красноярск

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Медведевой *.*. , рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Унитарного муниципального автотранспортного предприятия г. Зеленогорска (ОГРН 1022401483730, ИНН 2453001359), г. Зеленогорск Красноярского края,

к Администрации Рыбинского района Красноярского края, г. Заозерный Красноярского края,

о понуждении к заключению договора

и по встречному исковому заявлению Администрации Рыбинского района Красноярского края, г. Заозерный Красноярского края

к Унитарному муниципальному автотранспортному предприятию г. Зеленогорска, г. Зеленогорск Красноярского края,

о понуждении к заключению договора,

при участии:



от истца: Михайловой *.*. , доверенность № 226 от 04.04.2011; Ремезова *.*. , директора на основании приказа № 10 от 29.12.2009,; Красниковой *.*. , доверенность от 18.04.2011,

от ответчика: Супруна *.*. , доверенность от 19.07.2010,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ануфриевой *.*. ,

Установил:

Унитарное муниципальное автотранспортное предприятие г. Зеленогорска (далее – УМ АТП) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Администрации Рыбинского района Красноярского края о понуждении к заключению договора муниципальной программы пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и междугородным маршрутам на территории Рыбинского района с согласованными (традиционно) промежуточными остановками на условиях направленного истцом договора с учетом заявки на участие в конкурсе.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 17.02.2011. возбуждено производство по делу.

Определением от 18.03.2011 окончена подготовка дела к судебному разбирательству; дело назначено к судебному разбирательству в судебное заседание на 18.04.2011.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 18.04.2011 объявлен перерыв до 25.04.2011 в 15 час. 00 мин.

От истца в материалы дела поступило встречное исковое заявление о понуждении Унитарного муниципального автотранспортного предприятия г. Зеленогорска к заключению договора на условиях Администрации Рыбинского района (в части объема субсидирования).

Определением от 25.04.2011 встречное исковое заявление Администрации Рыбинского района Красноярского края принято к производству суда для его совместного рассмотрения с первоначальным иском; судебное заседание по рассмотрению дела отложено на 10.05.2011.



В судебном заседании 10.05.2011 представитель Администрации Рыбинского района Красноярского края заявил ходатайство о приостановлении производства по делу в связи с подачей в Арбитражный суд Красноярского края искового заявления о признании недействительным открытого конкурса от 20.12.2010 в части лота № 1. В подтверждение подачи иска в материалы дела представлены копия искового заявления и почтовая квитанция от 05.05.2011 о направлении иска в арбитражный суд.

На вопрос суда представитель Администрации Рыбинского района Красноярского края пояснил, что доказательства принятия данного иска к производству арбитражного суда в настоящий момент отсутствуют.

Представители Унитарного муниципального автотранспортного предприятия г. Зеленогорска возражали против удовлетворения ходатайства, настаивали на продолжении рассмотрения дела по существу в связи с недоказанностью Администрацией Рыбинского района Красноярского края факта принятия к производству искового заявления, а также в связи с намеренным затягиванием процесса.

Судом разъяснено, что Решение по вопросу о приостановлении производства по делу будет принято после заслушивания представителей сторон по обстоятельствам дела.

Представители Унитарного муниципального автотранспортного предприятия г. Зеленогорска представили в материалы дела доказательства направления (вручения) заказных писем с актами выполненных работ и счетами-фактурами, которые направлялись ответчику в связи с фактическим оказанием услуг по перевозке, а также на обозрение суду представлен журнал исходящей корреспонденции УМ АТП, записи в котором также подтверждают факт направления указанной документации ответчику.

В отношении встречного иска, ранее направленного в материалы дела, представители Унитарного муниципального автотранспортного предприятия г. Зеленогорска поддержали доводы своих возражений на встречный иск.

Представитель Администрации Рыбинского района Красноярского края пояснил, что возражения на первоначальный иск остаются прежними; встречный иск поддержал в полном объеме, экономическое обоснование расчета норматива субсидирования на 2011 год отсутствует и не может быть представлено.

Представители Унитарного муниципального автотранспортного предприятия г. Зеленогорска возражали против доводов, изложенных во встречном исковом заявлении.

Представитель Администрации Рыбинского района Красноярского края на вопрос суда пояснил, что протокол по результатам конкурса не подписывался и по второму участнику торгов.

По результатам рассмотрения ходатайства Администрации Рыбинского района Красноярского края о приостановлении производства по делу судом на основании статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказано в его удовлетворении, т.к. заявителем не представлены доказательства принятия к производству арбитражного суда иска о признании торгов недействительными в части лота № 1; отсутствуют такие сведения и на сайте Арбитражного суда Красноярского края.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 14 часов 20 минут 02.03.2011 до 16 часов 45 минут 11.05.2011.

После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе.

Представители сторон поддержали ранее заявленные доводы.

Представители сторон пояснили, что при расчете норматива субсидирования применялся предельный тариф оплаты проезда 0,98 руб. пассаж.км., утвержденный в установленном порядке и указанный в конкурсной заявке Унитарного муниципального автотранспортного предприятия г. Зеленогорска.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

22.11.2010 Администрацией Рыбинского района Красноярского края (далее – Администрации района) на основании Постановления главы Администрации района № 439-п «О проведении конкурса на право заключения договора на выполнение муниципальной программы пассажирских перевозок» объявлен открытый конкурс на право заключения договора на выполнение муниципальной программы пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и междугородним маршрутам на территории Рыбинского района на 2011 год. Указанным Постановлением обязанности по проведению открытого конкурса возложены на конкурсную комиссию, утвержденную распоряжением главы района от 11.07.2006 № 101-о.

Постановление главы Администрации района от 22.11.2010 № 439-п и извещение о проведении открытого конкурса опубликованы в газете «Голос времени» от 26.11.2010 N 133 (382), а также размещены на сайте http://ribinskiy.su/. вместе с конкурсной документацией на проведение конкурса на право заключения договора на выполнение муниципальной программы пассажирских перевозок. В числе лотов указан, в том числе лот № 1 по пригородным маршрутам №/№ 41 (Заозерный – Спасовка), 105 (Заозерный – Соловьевка), 109 (Заозерный – Успенка).

Согласно извещению о проведении торгов в форме открытого конкурса конкурсная документация предоставляется в Администрацию Рыбинского района на основании заявления любого заинтересованного лица, поданного в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, в течение двух дней со дня получения соответствующего заявления с 8 час. 30 мин. до 16 час. 30 мин. по адресу: ул. Калинина, 2 (кабинет 84), г. Заозерный, Рыбинский район, Красноярский край, на официальном сайте Рыбинского района http://ribinskiy.su/. Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе будет проводиться 17.12.2010 в 10 00 час. По местному времени в Администрации Рыбинского района по адресу: ул. Калинина, 2 (кабинет 59), г. Заозерный, Рыбинский район, Красноярский край. Заявки на участие в конкурсе рассматриваются в течение 5 дней со дня подписания протокола вскрытия конвертов по адресу: ул. Калинина, 2 (кабинет 59), г. Заозерный, Рыбинский район, Красноярский край. По итогам конкурса администрация Рыбинского района заключает договор с победителем конкурса не позднее 10 дней со дня подписания итогового протокола.

16.12.2010 УМ АТП направило в Администрацию Рыбинского района заявку на участие в открытом конкурсе на заключение договора на право выполнения муниципальной программы пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и междугородным маршрутам на территории Рыбинского района с согласованными (традиционно) промежуточными остановкам в части лота № 1 по пригородным маршрутам №/№ 41 (Заозерный – Спасовка), 105 (Заозерный – Соловьевка), 109 (Заозерный – Успенка).

В данной заявке УМ АТП указало следующие предложения по выполнению муниципальной программы перевозок по лоту № 1:

расписание движения по пригородным маршрутам №/№ 41 (Заозерный – Спасовка), 105 (Заозерный – Соловьевка), 109 (Заозерный – Успенка);

предельный тариф оплаты проезда – 0,98 руб. пассаж.км; сумма возмещаемых убытков от нерентабельных перевозок 4 733 000 руб.;

график перевозок;

обязательство в случае признания его предложения лучшим подготовить и представить заказчику для оформления подписанный договор муниципальной программы пассажирских перевозок по пригородным маршрутам №/№ 41 (Заозерный – Спасовка), 105 (Заозерный – Соловьевка), 109 (Заозерный – Успенка).

Согласно протоколу вскрытия конвертов от 17.12.2010 для участия в открытом конкурсе «Заключение договора на право выполнения муниципальной программы пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и междугородным маршрутам на территории Рыбинского района с согласованными (традиционно) промежуточными остановкам» на лот № 1 представлена заявка Унитарного муниципального автотранспортного предприятия г. Зеленогорска (УМ АТП).

В соответствии с протоколом от 20.12.2010 рассмотрения заявок на участие в конкурсе «Заключение договора на право выполнения муниципальной программы пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и междугородным маршрутам на территории Рыбинского района с согласованными (традиционно) промежуточными остановкам» по лоту № 1 представлена 1 заявка - Унитарного муниципального автотранспортного предприятия г. Зеленогорска, которое на основании пункта 5.8 Положения о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на выполнение муниципальной Программы пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и междугородным маршрутам на территории Рыбинского района с согласованными (традиционно) промежуточными остановкам, утвержденного Постановлением главы района от 29.11.2007 № 331, допущено к участию в конкурсе по указанному лоту и признано участником конкурса.

24.12.2010 во исполнение пункта 2 конкурсной заявки на участие в конкурсе директором УМ АТП в адрес Администрации Рыбинского района сопроводительным письмом за № 1753 направлен проект договора № 9-46 от 23.12.2010 на выполнение муниципальной программы пассажирских перевозок по пригородным и междугородным маршрутом на территории Рыбинского района (далее – проект договора № 9-46 от 23.12.2010) в 2-х экземплярах для его подписания.

Согласно пункту 4.1 проекта договора № 9-46 от 23.12.2010 стоимость услуг по договору составляет 4 733 000 руб. (НДС не облагается).

27.12.2010 Администрацией Рыбинского района в адрес УМ АТП сопроводительным письмом за исх. № 1441 направлен подписанный и заверенный печатью договор № 1-11 от 27.12.2010 на выполнение муниципальной программы пассажирских перевозок по пригородным и междугородным маршрутам на территории Рыбинского района с согласованными (традиционно) промежуточными остановкам» с предложением подписать его, заверить печатью и направит в адрес Администрации района.

Согласно пункту 4.1 договора № 1-11 от 27.12.2010 стоимость услуг по договору составляет 3 073 870 руб. (НДС не облагается).

В сопроводительном письме от 27.12.2010 за исх. № 1441 также указано, что Администрация Рыбинского района не может подписать предложенный УМ АТП договор № 9-46 от 23.12.2010, поскольку предложенная в нем сумма субсидирования перевозок превышает сумму, рассчитанную исходя из утвержденного норматива субсидирования 1 км пробега с пассажирами.

31.01.2011 УМ АТП направило в адрес Администрации района письмо с предложением заключить договор № 9-46 от 23.12.2010 на выполнение муниципальной программы пассажирских перевозок на условиях, указанных УМ АТП в проекте договора, т.к. условие о размере субсидировании (исчисленного на основании предельных тарифов, установленных Постановлением Совета администрации Красноярского края № 170-п от 11.04.2008 «Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по пригородным маршрутам на территории Красноярского края») изначально было указано в заявке на участие в конкурсе УМ АТП, которое признано победителем конкурса, поэтому данное конкурсное условие считается согласованным сторонами. В данном письме также указано, что в случае дальнейшего уклонения Администрации Рыбинского района от подписания данного договора УМ АТП вынуждено будет обратиться в Арбитражный суд Красноярского края с иском о понуждении к заключению данного договора.

Постановлением главы Администрации района от 23.12.2010 № 505-п утвержден норматив субсидирования 1 километра пробега с пассажирами при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом за счет средств бюджета Рыбинского района, предусмотренных на эти цели, организациям, выполняющим перевозки пассажиров автомобильным транспортом по пригородным и междугородним (внутрирайонным( маршрутам в соответствии с программой пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Рыбинском районе на 2011 год, на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате регулирования тарифов, небольшой интенсивности пассажиропотоков, в размере 17,3039 руб. В пункте 2 указанного Постановления указано, что оно вступает в силу после официального опубликования в газете «Голос времени» и применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2011.

Согласно ответу Администрации района от 03.02.2011 за № 138 проект договора № 9-46 от 23.12.2010 оставлен без подписания в связи с превышением предложенной УМ АТП суммы субсидирования перевозок установленной сумме субсидирования, что не соответствует условиям конкурса. В данном письме также указано, что направление Администрацией района в адрес УМ АТП проекта договора № 1-11 от 27.12.2010 на новых условиях в части норматива субсидирования (акцепт на новых условиях) является новой офертой; действия УМ АТП по фактическому исполнению договора № 1-11 от 27.12.2010 (оказание услуг по перевозке пассажиров) считаются акцептом, т.е. в силу статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации данный договор считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. С учетом изложенного Администрацией района предложено УМ АТП подписать и заверить печатью проект договора № 1-11 от 27.12.2010, направив экземпляр договора в адрес Администрации района.

Отказ Администрации района заключить с УМ АТП, как с победителем конкурса по лоту № 1, договор № 9-46 от 23.12.2010 на выполнение муниципальной программы пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и междугородным маршрутам на территории Рыбинского района с согласованными (традиционно) промежуточными остановками на условиях, предложенных УМ АТП в соответствии с условиями конкурса (с учетом норматива субсидирования 4 733 000 руб.), послужил основанием для обращения УМ АТП в арбитражный суд с иском о понуждении Администрации Рыбинского района Красноярского края заключить данный договор на условиях направленного истцом договора с учетом заявки на участие в конкурсе. В качестве правового основания иска УМ АТП указывает статьи 309, 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Во встречном исковом заявлении Администрация Рыбинского района Красноярского края просит обязать УМ АТП заключить договор № 1-11 от 27.12.2010 на выполнение муниципальной программы пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и междугородным маршрутам на территории Рыбинского района с согласованными (традиционно) промежуточными остановками в предложенной Администрацией Рыбинского района Красноярского края редакции (с учетом норматива субсидирования 3 073 870 руб.), ссылаясь на то, что направление УМ АТП проекта договора № 1-11 от 27.12.2010 на новых условиях в части норматива субсидирования (акцепт на новых условиях) является новой офертой; действия УМ АТП по фактическому исполнению договора № 1-11 от 27.12.2010 (оказание услуг по перевозке пассажиров) считаются акцептом, поэтому данный договор считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. В качестве правового основания встречного иска Администрация Рыбинского района Красноярского края указывает статьи 438, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает иск подлежащим удовлетворению, а встречное исковое заявление - не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защиты гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в данной статье, в том числе – иными способами, предусмотренным законом.

Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Из материалов дела следует, что основанием для обращения УМ АТП с иском о понуждении к заключению договора по результатам проведенного конкурса послужил отказ Администрации Рыбинского района Красноярского края заключить договор № 9-46 от 23.12.2010 на выполнение муниципальной программы пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и междугородным маршрутам на территории Рыбинского района с согласованными (традиционно) промежуточными остановками на условиях, предложенных УМ АТП (с учетом норматива субсидирования 4 733 000 руб.), несмотря на признание УМ АТП победителем конкурса на право заключения договора на выполнение муниципальной программы пассажирских перевозок по лоту № 1 по пригородным маршрутам №/№ 41 (Заозерный – Спасовка), 105 (Заозерный – Соловьевка), 109 (Заозерный – Успенка). По мнению Администрации Рыбинского района Красноярского края, заявившей встречный иск о понуждении УМ АТП заключить договор № 1-11 от 27.12.2010 на выполнение муниципальной программы пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и междугородным маршрутам на территории Рыбинского района с согласованными (традиционно) промежуточными остановками в предложенной Администрацией Рыбинского района Красноярского края редакции (с учетом норматива субсидирования 3 073 870 руб.), договор № 9-46 от 23.12.2010 не может быть заключен в связи с превышением предложенной УМ АТП суммы субсидирования перевозок установленной сумме субсидирования, что не соответствует условиям конкурса. Кроме того, направление УМ АТП проекта договора № 1-11 от 27.12.2010 на новых условиях в части норматива субсидирования (акцепт на новых условиях) является новой офертой; действия УМ АТП по фактическому исполнению договора № 1-11 от 27.12.2010 (оказание услуг по перевозке пассажиров) считаются акцептом, поэтому данный договор считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

УМ АТП доказало обоснованность заявленных им требований в полном объеме, поскольку данная организация признана победителем конкурса по лоту № 1 и ею соблюдены все конкурсные условия, в том числе – в части соблюдения такого критерия, как предельный тариф проезда. Основания для удовлетворения встречного иска Администрации Рыбинского района Красноярского края к УМ АТП отсутствуют в связи с их необоснованностью и наличием оснований для удовлетворения первоначального иска.

Исходя из обстоятельств дела, между УМ АТП и Администрацией Рыбинского района Красноярского края сложились взаимоотношения, связанные с перевозкой, в том числе в связи с заключением по результатам открытого конкурса договора на выполнение муниципальной программы пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и междугородным маршрутам на территории Рыбинского района. Следовательно, данные отношения регулируются главой 28 Гражданского кодекса Российской Федерации (в части заключения договора на торгах), Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», нормативными актами Правительства Красноярского края и Администрации Рыбинского района Красноярского края, а также главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 № 259-ФЗ, а также иными издаваемыми в соответствии с ним правилами, регламентирующими отношения по перевозке.

Согласно статье 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решения суда, если иное не предусмотрено процессуальным законодательством.

В соответствии со статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. Если ионе не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. В случае если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указана предоставляемый для этого срок.

В силу пункта 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям (далее – Закон о размещении заказов для государственных нужд), отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе установление единого порядка размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, регулируется настоящим Законом.

Согласно статье 10 Закона о размещении заказов для государственных нужд размещение заказа может осуществляться, в том числе путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме. Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. При размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указывается предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

В пункте 1 статьи 12 Закона о размещении заказов для государственных нужд перечислены условия допуска участников размещения заказа к участию в торгах. Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в пункте 1 данной статьи, не допускается.

В соответствии со статьей 20 Закона о размещении заказов для государственных нужд под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

В силу статьи 21 Закона о размещении заказов для государственных нужд извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. В извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны сведения, перечисленные в пункте 4 статьи 21 Закона, в том числе - начальная (максимальная) цена контракта (цена лота).

Статьей 22 Закона о размещении заказов для государственных нужд предусмотрено, что конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Закона о размещении заказов для государственных нужд контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При заключении контракта цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса.

Порядок проведения открытого конкурса на право заключения договора на выполнение муниципальной программы пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и междугородним маршрутам на территории Рыбинского района с согласованными (традиционно) промежуточными остановками в том числе (далее - конкурс) регламентируется Положением «О порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на выполнение муниципальной программы пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и междугородним маршрутам территории Рыбинского района», утвержденным Постановлением главы Рыбинского района Красноярского края от 29.11.2007 № 331-п (в редакции Постановления главы района от 09.11.2009 № 569-п) (далее – Положение о конкурсе).

Согласно пунктам 2.1, 2.2 Положения о конкурсе его предметом является выбор организации для осуществления перевозок пассажиров автобусами по регулярным пригородным и междугородним маршрутам на территории Рыбинского района с согласованными (традиционно) промежуточными остановками, в том числе на осуществление которых в установленном порядке выделяются субсидии для возмещения перевозчикам убытков, образовавшихся из-за нерентабельности (небольшой интенсивности пассажиропотоков). Финансирование Программы перевозок осуществляется путем выделения субсидии из местного бюджета. Норматив субсидирования Программы перевозок утверждается Постановлением главы района.

В соответствии с пунктом 4.2 Положения о конкурсе конкурсная заявка подается по форме согласно Приложению № 1 к Положению.

В пункте 5.9 Положения о конкурсе перечислены критерии при определении победителя конкурса, к числу которых относится предельный тариф оплаты проезда.

Согласно пунктам 6.1, 6.6 Положения о конкурсе победитель конкурса определяется по каждому лоту конкурса; если претендент является единственным участником конкурса и соответствует требованиям, предъявляемым к перевозчикам по регулярным пригородным и междугородним автобусным маршрутам, он получает право на осуществление перевозок пассажиров по маршрутам в соответствии с Программой перевозок.

В соответствии с пунктом 6.7 Положения о конкурсе договор с победителем конкурса на выполнение программы перевозок оформляется не позднее 10 дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок.

Исходя из изложенных норм, основанием для заключения договора на выполнение муниципальной программы пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и междугородним маршрутам территории Рыбинского района является признание участника открытого конкурса победителем в связи с соответствием требованиям, предъявляемым к перевозчикам по регулярным пригородным и междугородним автобусным маршрутам, и предложением им лучших условий перевозки пассажиров по регулярным маршрутам в соответствии с Программой перевозок. При этом, поскольку предметом открытого конкурса являлось право на заключение договора, который должен быть подписан сторонами в установленный в конкурсной документации срок (не позднее 10 дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок), уклонение одной из сторон от заключения такого договора является основанием для понуждения заключить такой договор в судебном порядке.

Материалами дела (Постановление главы Администрации района № 439-п 22.11.2010, газета «Голос времени» от 26.11.2010 N 133 (382), извещение о проведении торгов в форме открытого конкурса, заявка УМ АТП на участие в открытом конкурсе от 16.12.2010, протокол вскрытия конвертов от 17.12.2010; протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 20.12.2010, сопроводительное письмо УМ АТП за № 1753 от 24.12.2010) подтверждается и представителем Администрации Рыбинского района Красноярского края не оспаривается факт проведения и признания состоявшимся открытого конкурса, а также признания УМ АТП, являющегося единственным участником конкурса по лоту № 1 (данное условие соответствует пункту 6.6 Положения о конкурсе), соответствующего требованиям, предъявляемым к перевозчикам по регулярным пригородным и междугородним автобусным маршрутам, предложившего лучшие условия перевозки пассажиров по регулярным маршрутам в соответствии с Программой перевозок, допущенного к участию в конкурсе в качестве претендента, победителем открытого конкурса на право заключения договора по выполнению муниципальной программы пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и междугородным маршрутам на территории Рыбинского района с согласованными (традиционно) промежуточными остановкам по лоту № 1 по пригородным маршрутам №/№ 41 (Заозерный – Спасовка), 105 (Заозерный – Соловьевка), 109 (Заозерный – Успенка). При этом, из представленных в материалы дела документов, связанных с процедурой проведения открытого конкурса, следует, что при проведении данного конкурса по лоту № 1 Администрацией Рыбинского района Красноярского края соблюдены все необходимые условия, предусмотренные действующим законодательством для проведения открытого конкурса на право заключения договора на выполнение муниципальной программы пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и междугородним маршрутам на территории Рыбинского района.

Неподписание Администрацией района протокола по результатам проведенного конкурса с его участниками, в том числе – с УМ АТП, не влияет на действительность данного конкурса с учетом соблюдения требований действующего законодательства к процедуре его проведения и положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», регламентирующего отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, в том числе - порядок размещения заказа путем проведения открытого конкурса.

Такое конкурсное условие, как предельный тариф оплаты проезда (пункт 5.9 Положения о конкурсе), также соблюдено УМ АТП, указавшим в заявке на участие в открытом конкурсе предельный от 16.12.2010 тариф оплаты проезда – 0,98 руб. пассаж.км; сумма возмещаемых убытков от нерентабельных перевозок 4 733 000 руб., что оценивалось конкурсной комиссией при допуске 20.12.2010 данного участника к участию в конкурсе по лоту № 1 и признании его участником конкурса (протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 20.12.2010).

Согласно представленным представителем Администрации района документам фактически норматив субсидирования 1 километра пробега с пассажирами при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом за счет средств бюджета Рыбинского района, предусмотренных на эти цели, организациям, выполняющим перевозки пассажиров автомобильным транспортом по пригородным и междугородним (внутрирайонным( маршрутам в соответствии с программой пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Рыбинском районе на 2011 год, на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате регулирования тарифов, небольшой интенсивности пассажиропотоков, утвержден Администрацией района в размере 17,3039 руб. 23.12.2010 (Постановление главы Администрации района от 23.12.2010 № 505-п).

Вместе с тем, из представленных УМ АТП документов, обосновывающих объем субсидирования в размере 4 733 000 руб. (Программа автобусных пассажирских перевозок по Рыбинскому района на 2011 год, Перечень маршрутных графиков по автобусам, обслуживающим Рыбинский район, на 2011 год, Расчет производственной программы маршрутных графиков по автобусам, обслуживающим Рыбинский район, на 2011 год), и пояснений представителей УМ АТП следует, что указанный объем субсидирования рассчитан УМ АТП, исходя предельного тарифа на регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом по пригородным и междугородним маршрутам на территории Красноярского края, утвержденного для автобусов общего типа Постановлением Совета администрации Красноярского края № 170-п от 11.04.2008 «Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по пригородным маршрутам на территории Красноярского края» (действовало до 01.04.2011, даты вступления в силу Постановления Совета администрации Красноярского края № 155-п от 29.03.2011 «Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по пригородным маршрутам на территории Красноярского края», которым установлен предельный тариф в размере 1,18), - 0,98.

При таких обстоятельствах у Администрации Рыбинского района Красноярского края отсутствовали основания для отказа УМ АТП в заключении в срок до 30.12.2010 договора № 9-46 от 23.12.2010 на выполнение муниципальной программы пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и междугородным маршрутам на территории Рыбинского района с согласованными (традиционно) промежуточными остановками на условиях, предложенных УМ АТП (с учетом норматива субсидирования 4 733 000 руб.).

Материалами дела (сопроводительное письмо УМ АТП от 24.12.2010 № 1753, сопроводительное письмо Администрации района от 27.12.2010 за исх. № 1441, письмо УМ АТП от 31.01.201, письмо Администрации района от 03.02.2011 № 138) подтверждается факт направления УМ АТП 24.12.2010 в адрес Администрации района проекта договора № 9-46 от 23.12.2010 с целью его заключения с УМ АТП по результатам проведенного конкурса, отказа Администрации района от его заключения с направлением в адрес УМ АТП договора № 1-11 от 27.12.2010 в другой редакции (в части объема субсидирования), направления УМ АТП в адрес Администрации района требования о понуждении заключить договор на выполнение муниципальной программы пассажирских перевозок на условиях, указанных в проекте договора № 9-46 от 23.12.2010, и отказа Администрации района от подписания данного договора в связи с превышением предложенной УМ АТП суммы субсидирования перевозок установленной сумме субсидирования.

С учетом изложенного и поскольку материалами дела подтверждается факт уклонения Администрации Рыбинского района Красноярского края от заключения данного договора, исковые требования УМ АТП о понуждении Администрации района заключить договор № 9-46 от 23.12.2010 на выполнение муниципальной программы пассажирских перевозок по пригородным и междугородным маршрутом на территории Рыбинского района с согласованными (традиционно) промежуточными остановками с учетом условий заявки на участие в конкурсе УМП АТП являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Предметом встречного искового заявлении Администрация Рыбинского района Красноярского края является понуждение УМ АТП на основании пункта 3 статьи 438 и пункта 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации заключить договор № 1-11 от 27.12.2010 на выполнение муниципальной программы пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и междугородным маршрутам на территории Рыбинского района с согласованными (традиционно) промежуточными остановками в предложенной Администрацией Рыбинского района Красноярского края редакции (с учетом норматива субсидирования 3 073 870 руб.). В обоснование Администрация района ссылается на то, что направление УМ АТП проекта договора № 1-11 от 27.12.2010 на новых условиях в части норматива субсидирования (акцепт на новых условиях) является новой офертой; действия УМ АТП по фактическому исполнению договора № 1-11 от 27.12.2010 (оказание услуг по перевозке пассажиров) являются акцептом, поэтому данный договор считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

В соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Пункт 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

С учетом оценки имеющихся в материалах дела доказательств в их совокупности, а также в связи с наличием оснований для удовлетворения первоначального иска УМ АТП, арбитражный суд считает встречный иск Администрации района необоснованным, т.к. заключение договора по результатам конкурса регламентируется нормами действующего гражданского законодательства, предусматривающими специальный порядок заключения договора по результатам торгов, предметом которых было только право на заключение договора. Поскольку УМ АТП выполнены все условия открытого конкурса в том виде, как указано в конкурсной документации, оно признано победителем данного конкурса по лоту 1, с данной организацией должен быть заключен договор на выполнение муниципальной программы пассажирских перевозок по пригородным и междугородным маршрутом на территории Рыбинского района с согласованными (традиционно) промежуточными остановками с учетом конкурсной заявки УМ АТП. При этом, ссылка Администрации района на необходимость применения к рассматриваемым правоотношениям сторон статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации является несостоятельной, т.к. данная норма не подлежит применению к правоотношениям, возникшим между сторонами в связи с заключением договора по результатам проведенного конкурса, поскольку такие отношения регламентируются специальными нормами действующего гражданского законодательства.

При таких обстоятельствах встречный иск Администрации Рыбинского района Красноярского края не подлежит удовлетворению.

.При подаче искового заявления УМ АТП уплачена государственная пошлина за рассмотрение иска в размере 4 000 руб.; Администрация Рыбинского района Красноярского края на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины. С учетом удовлетворения иска УМ АТП и отказа в удовлетворении встречного иска Администрации района на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 руб., понесенные УМ АТП, подлежат взысканию с Администрации Рыбинского района Красноярского края в пользу УМ АТП.

Руководствуясь статьями 110, 167–170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

Решил:

исковые требования унитарного муниципального автотранспортного предприятия г. Зеленогорска удовлетворить.

Обязать Администрацию Рыбинского района Красноярского края заключить с унитарным муниципальным автотранспортным предприятием г. Зеленогорска договор на выполнение муниципальной программы пассажирских перевозок по пригородным и междугородным маршрутом на территории Рыбинского района с согласованными (традиционно) промежуточными остановками с учетом условий заявки на участие в конкурсе унитарного муниципального автотранспортного предприятия г. Зеленогорска.

В удовлетворении встречного иска Администрации Рыбинского района Красноярского края к унитарному муниципальному автотранспортному предприятию г. Зеленогорска отказать.

Взыскать с Администрации Рыбинского района Красноярского края в пользу унитарного муниципального автотранспортного предприятия г. Зеленогорска расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 руб.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее Решение может быть обжаловано в течение месячного срока после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

И. Медведева.