Решения районных судов

Решение от 18 мая 2011 года . По делу А76-23017/2010. Челябинская область.

Решение

г. Челябинск

18 мая 2011 года Дело № А76-23017/2010

Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено 18 мая 2011 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области *.*. Скобелкин,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания *.*. Пиляк, рассматривая в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис», г. Челябинск

к Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению “Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района“, г. Челябинск, Министерству обороны Российской Федерации, г. Москва,

о взыскании 1 232 290 руб. 50 коп.,

при участии в заседании:

Ишмурзиной *.*. , представителя истца по доверенности № 9 от 24.11.2010, личность удостоверена паспортом,



Паковой *.*. , представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, по доверенности № 1195а от 16.07.2010, личность удостоверена паспортом;

Установил:

общество с ограниченной ответственностью «Жилсервис», г. Челябинск (далее – ООО «Жилсервис», истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района», г. Челябинск (далее – Челябинская КЭЧ), Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности в размере 1 447 606 руб. 25 коп., судебных расходов в размере 12 036 руб.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на ст.ст. 30, 153-158 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации и на то, что ответчики оплату жилищно-коммунальных платежей не производили.

Истец в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил ходатайство, уточнил исковые требования и просит суд взыскать с Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района» задолженность в размере 1 232 290 руб. 50 коп., судебных расходов в размере 12 036 руб., при недостаточности у Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района» денежных средств, взыскание произвести за счет собственника имущества – Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме, на иске настаивает.

Ответчик Министерство обороны РФ иск не признал.

Ответчик Челябинская КЭЧ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыва на исковое заявление не представил. Решение принято в отсутствие представителей ответчика, в порядке ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 14.08.2009 между Минобороны РФ (государственный заказчик) и ОАО СК «Челябинскгражданстрой» подписан государственный контракт №140809/4 купли-продажи квартир для нужд Министерства обороны Российской Федерации (основание протокол от 28 июля 2009г. №УГЗ-09/171жил (т.2 л.д.17-21).



Предметом указанного государственного контракта является передача продавцом в собственность Российской Федерации в лице государственного заказчика квартир, указанных в приложении №1 к контракту (имущество), обязанность государственного заказчика принять и оплатить указанное имущество.

29 октября 2009 года между сторонами государственного контракта подписан акт приема-передачи квартир (т.1 л.д. 55-64).

Переход права собственности на квартиры, указанные в приложении №1 к государственному контракту, на основании государственного контракта зарегистрирован Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области, о чем свидетельствуют отметки о регистрации на контракте, также выданы свидетельства о государственной регистрации права (т.1 л.д. 69-150, т.2 л.д.1-36).

Согласно свидетельствам о государственной регистрации прав, выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) (т.2 л.д.37-153) собственником квартир, указанных в приложении №1 к государственному контракту, является Российская Федерация.

За Федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района» зарегистрировано право оперативного управления на квартиры (т.2 л.д.37-153).

Собственником помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: г.Челябинск, ул.Эльтонская, 2-я, д.51, д.53, приняты решения: - выбрать способ управления многоквартирным домом управляющей компанией; выбрана управляющая компания, ООО «Жилсервис»; - полномочия на заключение договоров от имени собственников и за счет собственников с обслуживающими организациями делегированы ООО «Жилсервис», утверждены условия договора управления многоквартирным домом; - ООО «Жилсервис» наделены правом созыва общего собрания собственников помещений, - утвержден перечень работ и услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома,- утверждена плата за содержание и ремонт жилого помещения, и ремонт общего имущества (для нежилых помещений), в размере, рассчитанном исходя из натуральных помещений (площадь, количество проживающих) и тарифов, установленных органами местного самоуправления, - утверждена плата за оказанные услуги по техническому обслуживанию электро (газо) плит, лифтов, домофонов, телевизионных антенн коллективного пользования и выводу твердых бытовых отходов и уборке контейнерных площадок в размере тарифов, установленных органами местного самоуправления, - и иные решения (т.6, л.д.141,142).

Стоимость услуг по теплоснабжению рассчитана в соответствии с Решением общего собрания собственником помещений в многоквартирном доме на основании тарифов, утвержденных Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 25.12.2008 №43/130 «Об утверждении единого тарифа на тепловую энергию, отпускаемую населению Челябинского городского округа» в период с 01.11.2009 по 31.12.2009, Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 25.12.2009 №49/5 с 01.01.2010.

Стоимость услуг по содержанию и ремонту жилья, по уборке придомовой территории, по уборке мест общего пользования, по обслуживанию и ремонту лифта рассчитана на основании Решения Челябинской городской Думы третьего созыва от 18.12.2007 №28/8 «О плате за жилое помещение в г. Челябинске» за период с 20.01.2008 по 14.01.2010, Решения Челябинской городской Думы третьего созыва от 15.12.2009 №9/11 «О плате за жилое помещение в г. Челябинске» в период с 15.01.2010.

Ссылаясь на то, что Челябинская КЭЧ обязательства по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирным домом не выполнила, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Как следует из материалов дела, в период с 07.12.2009, 08.12.2009, 09.12.2009, 10.12.2009, 11.12.2009 квартиры находились на праве собственности Российской Федерации, при этом управление многоквартирными домами, в которых находились указанные выше квартиры, осуществлял истец.

Однако данных, с какого момента указанные квартиры были переданы в оперативное управление Челябинской КЭЧ, материалы дела не содержат.

Риск не представления указанных документов лежит на ответчике Челябинской КЭЧ.

Согласно ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно -техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества.

В силу ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя не только плату за коммунальные услуги, но и плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Обязанность по оплате коммунальных услуг в равной мере распространяется на лиц, использующих жилое помещение как на праве собственности, по договору найма жилого помещения, так и на иных законных основаниях.

Из указанного следует, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у граждан с момента заселения.

Согласно пункту 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Исходя из содержания статей 37, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, издержки по содержанию общего имущества относятся как на собственников квартир, так и на собственников нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования.

Таким образом, с учетом указанных положений Челябинская КЭЧ обязана нести расходы на содержание общего имущества в жилом многоквартирном доме с момента закрепления за ней на праве оперативного управления до момента передачи указанных квартир гражданам по договорам социального найма.

Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг; в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объёме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

ООО Жилсервис» до передачи каждой из квартир военнослужащим по договорам социального найма как управляющей организацией понесены расходы по содержанию и ремонту жилья, по уборке придомовой территории, по уборке мест общего пользования, по обслуживанию и ремонту лифта, по теплоснабжению (т.6 л.д.107-140).

Стоимость услуг по теплоснабжению правомерно рассчитана истцом в соответствии с Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании тарифов, утвержденных Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 25.12.2008 №43/130 «Об утверждении единого тарифа на тепловую энергию, отпускаемую населению Челябинского городского округа» в период с 01.11.2009 по 31.12.2009, Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 25.12.2009 №49/5 с 01.01.2010.

Стоимость услуг по содержанию и ремонту жилья, по уборке придомовой территории, по уборке мест общего пользования, по обслуживанию и ремонту лифта также правильно определена истцом на основании Решения Челябинской городской Думы третьего созыва от 18.12.2007 №28/8 «О плате за жилое помещение в г. Челябинске» за период с 20.01.2008 по 14.01.2010, Решения Челябинской городской Думы третьего созыва от 15.12.2009 №9/11 «О плате за жилое помещение в г. Челябинске» в период с 15.01.2010.

Как следует из расчета истца, расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Челябинск, ул. Эльтонская 2-я, д.51, д.53, подлежащие оплате Челябинской КЭЧ на основании ст.210, 296 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, составили 1 232 290 руб. 50 коп. Данный расчет ответчиками не оспаривается.

Исходя из того, что доказательств оплаты расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в указанный период в размере 1 232 290 руб. 50 коп. Челябинской КЭЧ суду не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), данные расходы в сумме 1 232 290 руб. 50 коп. подлежат взысканию с Челябинской КЭЧ в пользу ООО «Жилсервис».

Согласно ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Приказом Министра обороны СССР от 22.02.1977 № 75 и изменениями от 26.06.2000г. было утверждено Положение о квартирно – эксплуатационных частях. Все имущество, которым фактически управляли квартирно-эксплуатационные части, в том числе и Челябинская КЭЧ, являлось федеральной собственностью.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 №1053, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности Согласно пункту 7 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 21 от 22.06.2007 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.

Пунктом 2 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 г. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ» также предусмотрено, что при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения (далее - учреждение) в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 БК РФ с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.

Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.

Согласно п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято Решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или Решением собственника.

В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Как следует из основании ст.210, 296 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, у ответчика Челябинской КЭЧ возникла обязанность по несению расходов на содержание жилых помещений и оплате коммунальных услуг по спорным квартирам, находившимся у него на праве оперативного управления.

Отсутствие указаний собственника имущества Минобороны РФ не освобождает ответчика Челябинскую КЭЧ от несения таких расходов в силу закона.

Положения п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу которых заключение и оплата бюджетным учреждением государственных контрактов, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности.

Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п. 8 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Доводы ответчика об отсутствии заключенного договора, судом отклоняются.

Отсутствие договора между истцом и ответчиком Минобороны РФ не освобождает собственника жилых помещений от оплаты фактически оказанных коммунальных услуг.

Истцом заявлено требование о взыскании судебных издержек – расходов по оплате выписок из ЕГРП в размере 12 036 руб.

В соответствии со ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В силу п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Расходы истца по оплате за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество подтверждаются банковскими квитанциями на сумму 12 036 руб. (т. 6 л.д. 17) и подлежат взысканию с Челябинской КЭЧ в пользу истца.

Руководствуясь ст. 110, 167, 168, 176 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис», г. Челябинск удовлетворить.

Взыскать с Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис» задолженность в размере 1 232 290 руб. 50 коп., судебные расходы в сумме 12 036 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 25 322 руб. 90 коп.

При недостаточности денежных средств у Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района» взыскание произвести за счет собственника имущества – Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Жилсервис» из федерального бюджета 2 153 руб. 10 коп. государственной пошлины.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная (кассационная) жалоба подаётся через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья подпись *.*. Скобелкин

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной и кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда htth://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа htth://fasuo.arbitr.ru.