Решения районных судов

По заявлению об оспаривании действий по отказу в принятии на учет. Решение от 23 августа 2010 года № 2-621-2010. Кемеровская область.

Мариинский городской суд Кемеровской области

В составе председательствующего судьи Зайцевой С.А.,

с участием прокурора Недорезовой Е.В.,

при секретаре Ереминой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске

23 августа 2010 года

дело по заявлению прокурора города Мариинска в интересах Н. об оспаривании действий по отказу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав граждан,

Установил:

Прокурор города Мариинска в интересах Н. обратился в Мариинский городской суд с заявлением к Администрации Мариинского района, в котором просил признать незаконными действия Администрации Мариинского района по отказу Н. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязать Администрацию Мариинского района устранить допущенные нарушения прав Н., а именно принять Н. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Н., «...», о нарушении ее жилищных прав. В ходе проверки было установлено, что Постановлением Администрации Мариинского района «...» Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации. В силу ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Согласно ст.1 ЖК РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предоставляется следующая мера социальной поддержки:- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Определение) указал следующее: «По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются». Из вышеуказанного Определения следует, что обязанность доказывания недобросовестности действий гражданина, приведших к ухудшению его жилищных условий, возлагается на ответчика (должностное лицо), отказывающего гражданину в признании его нуждающимся в жилом помещении по указанному мотиву. Такое ухудшение может выражаться в различных формах, но главное и основное требование состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий - постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - должна быть установлена причинная связь. В ходе проверки по жалобе установлено, что Н. ранее проживала в жилом помещении по адресу: «...» «...» Н. снялась с регистрационного учета по данному адресу и переехала жить в «...» Причиной продажи квартиры по адресу: «...»1, явилось то, что Н. ввиду своего возраста и состояния здоровья не могла проживать одна в данном неблагоустроенном помещении. Подача Н. заявления о принятии на данный учет связана с изданием Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Таким образом, постановка на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не являлась целью действий Н. по продаже квартиры в «...» при решении вопроса о принятии ее на данный учет не установлен факт совершения Н. умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий и принято незаконное Решение об отказе в принятии Н. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Недорезова Е.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении, просила признать незаконными действия Администрации Мариинского района по отказу Н. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ, обязать Администрацию Мариинского района устранить допущенные нарушения прав Н., а именно принять Н. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Н., в чьих интересах выступает прокурор, заявленные требования прокурора поддержала, суду пояснила, «...» Просит суд удовлетворить заявленные требования.

Представитель Администрации Мариинского района С. возражал против удовлетворения заявленных требований. Считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок. В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Н., «...» совершила сделку с недвижимостью, а именно на основании договора купли - продажи продала квартиру «...» Заключая договор купли-продажи, Н. осознавала что, совершает действия по отчуждению, принадлежащей ей на праве собственности квартиры и желала наступления последствий таких действий, т.е. действия Н. были намеренными (добровольными) и она понимала, что такими действиями она ухудшила свои жилищные условия. Прокурор указывает, что между действиями гражданина и целью таких действий - постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - должна быть установлена причинная связь. В данном случаи причинной связью является ухудшение Н. своих жилищных условий, поскольку действия Н. по продаже жилого помещения «...» ухудшили ее жилищные условия, в связи с чем у Н. возникло право быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий. Так п.8 ч.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Кемеровской области, утвержденных Постановлением Кемеровского областного Совета народных депутатов от 06.02.1985 г. № 15 предусматривает, что «граждане, преднамеренно ухудшившие жилищные условия путем обмена жилого помещения, его порчи или разрушения, отчуждения пригодного и достаточного по размеру для проживания жилого дома (части дома), а также граждане, у которых нуждаемость в улучшении жилищных условий возникла вследствие изъятия жилого помещения, используемого для извлечения нетрудовых доходов, принимаются на учет не ранее, чем через пять лет с момента ухудшения жилищных условий». В методических рекомендациях для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 25.02.2005 г. №17, также пояснено что, граждане которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, то есть граждане, которые добровольно ухудшили свои жилищные условия, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Таким образом, до истечения пятилетнего срока со дня совершения Н. сделки по отчуждению принадлежащей ей на праве собственности квартиры, Н. не может быть принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Свидетель К. суду пояснила, что «...»

Свидетель «...»

Суд, заслушав прокурора, лицо, в чьих интересах выступает прокурор, представителя ответчика, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст.19 ч.1 Конституции РФ «Все равны перед законом и судом».



На основании ст.12 ч.2 ГПК РФ, суд, сохраняя независимость, объективность, беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 3 ч.1 ст.15 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Судом установлено, и данное обстоятельство не оспаривается участниками процесса, что «...» Н. обратилась к Главе «...» с заявлением о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, «...»

Постановлением Администрации Мариинского района «...»-П от «...» Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях «...»

«...»

Согласно паспортным данным «...»

Согласно справке «...»

Согласно свидетельству «...»

Согласно справке Мариинского объединенного городского военного комиссариата Кемеровской области «...»

Согласно свидетельству «...»

Согласно договору на передачу квартир в собственность граждан «...»

Согласно договору купли-продажи земельного участка «...»

Согласно справке Администрации «...»



Согласно выписке из похозяйственной книги «...»

Согласно выписке из похозяйственной книги «...»

Согласно выписке из похозяйственной книги «...»

Согласно п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно ст.2, 3 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 г. № 68-ОЗ «О порядке ведения органами Местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» принятие на учет гражданина осуществляется соответствующим органом местного самоуправления на основании его заявления. После регистрации заявления о принятии на учет орган местного самоуправления организует проверку жилищных условий гражданина. По результатам проверки жилищных условий и соответствия их представленным документам органом местного самоуправления составляется акт проверки жилищных условий гражданина по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону.

Таким образом, при принятии решения об отказе либо в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, необходимо установить: 1. что у гражданина были жилищные условия, которые не позволяли ему быть поставленным на учет в качестве нуждающегося; 2. что гражданин умышленно совершил действия, в результате которых может быть признан в качестве нуждающегося в жилых помещениях; 3. что жилищные условия гражданина стали хуже настолько, что он может быть признан нуждающимся.

Однако, отказывая Н. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях на основании п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, Администрация Мариинского района не Установила указанные обстоятельства; «...»

При вынесении постановления Администрацией Мариинского района не был решен вопрос о том, стала ли Н. нуждающейся в результате продажи своего дома. «...»

В соответствии с п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Таким образом, вывод администрации Мариинского района о том, что Н. с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях умышленно совершила действия по отчуждению жилья в 2009г., является неверным, а Решение органа местного самоуправления об отказе Н. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не соответствует требованиям законодательства.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде Решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если основанием для такого заявления является обращение к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает Решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд пришел к выводу, что Решение органа местного самоуправления- Постановление Администрации Мариинского района от «...» «...»-П не соответствует требованиям законодательства, создает препятствия к осуществлению Н. своих прав и свобод, в связи с чем должно быть признано незаконным.

Согласно ч.4 ст.103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно п.п.9,19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, судебные расходы по настоящему делу не подлежат взысканию со сторон.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194-199, 254, 258 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление прокурора города Мариинска в интересах Н. удовлетворить.

Признать незаконным действия Администрации Мариинского района в отказе Н. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Обязать Администрацию Мариинского района устранить допущенные нарушения прав Н., а именно принять Н. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, «...»,

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Мариинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья- подпись

Мотивированное Решение изготовлено 02 сентября 2010 года

Судья –подпись

Верно: Судья - С.А.Зайцева

Секретарь - Т.Н.Еремина

Решение вступило в законную силу 14.09.2010 года

Судья - С.А.Зайцева

Секретарь - Т.Н.Еремина