Решения районных судов

Решение от 30 марта 2010 года . Решение от 30 марта 2010 года № . Новгородская область.

Старорусский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Семеновой *.*. , с участием прокурора заместителя Старорусского межрайонного прокурора Наумовой *.*. , представителя Совета депутатов города Старая Русса по доверенности Семенова *.*. , при секретаре Телепун *.*. , рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старорусского районного суда гражданское дело по заявлению

Старорусского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов города Старая Русса о признании недействующим Устава города Старая Русса в части,

Установил:

Старорусский межрайонный прокурор обратился в суд с заявление к Совету депутатов города Старая Русса в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц с требованием о признании недействующим Устава города Старая Русса в части. Свои требования прокурор обосновал тем, что Решением Совета депутатов от 30 марта 2010 года № 269 внесены изменения в Устав муниципального образования города Старая Русса ( далее Устав), утвержденный Решением Совета депутатов Старорусского городского поселения от 26 февраля 2008 года №133 в соответствии с областным законом от 12 июля 2007 года №140-ОЗ «О некоторых вопросах правового регулирования деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в Новгородской области» ( далее областной закон № 140-ОЗ от 12 июля 2007 года). Изменения прошли регистрацию 16 апреля 2010 года. 27 апреля 2010 года прокурором в Совет депутатов вносился протест на указанное Решение, на заседании от 06 мая 2010 года в удовлетворении протеста отказано. Оспариваемое Решение Совета по мнению прокурора противоречит федеральному законодательству в части и подлежит признанию незаконным. Так внесенными изменениями, а именно подпунктами 1-4 пункта 2 ст. 26.1 Устава в последней редакции, установлены социальные гарантии для Главы города в случае прекращения полномочий в связи с преобразованием или упразднением города, неизбранием на должность после окончания срока полномочий, отставки, в том числе и по собственному желанию, если он проработал на этой должности не менее одного года, либо в случае увеличения численности избирателей города более чем на 25 %, произошедшего в результате изменения границ города или объединения города с городским округом. Пункт 9 ст. 26.1 Устава предусматривает финансирование названных гарантий за счет средств бюджета города Старая Русса. Пункты 2,3,4 данной статьи предусматривают выплату Главе денежного содержания в размере среднего заработка до устройства на новое место работы в течение одного года; доплаты до денежного содержания в течение года в случае если заработная плата на новом месте ниже денежного содержания; доплату до суммы денежного содержания в течении года в случае получения пособия по безработице.

Вместе с тем, нормы областного закона № 140-ОЗ от 12 июля 2007 года, на основании которого были приняты оспариваемые изменения, противоречат требованиям федерального законодательства, а именно статье 12, пунктам «н, к» ч.1 ст. 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ, части 2 ст. 64 Трудового Кодекса РФ ( далее ТК РФ); частям 1,2 и 3 статьи 6, ч. 10 ст. 5 ТК РФ; статьям 164, 172 ТК РФ, части 4 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ и ч.2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления». Последствия выявленного нарушения, по мнению прокурора, явно противоречит интересам населения города.

В судебном заседании прокурор поддержал требования в полном объеме и пояснил, что в настоящее время внесены изменения в нормы областного закона № 140-ОЗ от 12 июля 2007 года и Советом депутатов также внесены изменения в статью 26.1 Устава, однако, пока они вступят в силу, и будут зарегистрированы пройдет длительное время, так как процедура во времени продлится до конца августа 2010 года.

Представитель Совета депутатов города Старая Русса по доверенности Семенов *.*. иск не признал, но пояснил, что изменения уже внесены, и начата процедура их регистрации.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему:

Устав муниципального образования города Старая Русса, зарегистрированный Управлением Министерства юстиции РФ по Северо-Западному Федеральному округу 21 марта 2008 года, утвержденный Решением Совета депутатов Старорусского городского поселения № 133 от 26 февраля 2008 года с изменениями от 16 апреля 2010 года ( государственный регистрационный номер RU535171012010001), принятыми Решением Совета депутатов № 269 от 30 марта 20010 года был дополнен статьей 26.1 «Социальные гарантии для Главы города Старая Русса», которая фактически содержит не только социальные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством РФ, а и меры социальной поддержки Главы города, оставившего свою должность. Так пункты 2,3,4 имеют следующее содержание полностью повторяя текст статьи 1-1. Областного закона № 140-ОЗ от 12 июля 2007 года и введенной Областным законом Новгородской области от 06 мая 2008 N 296-ОЗ предусматривали Главе города, осуществляющему свою деятельность на постоянной (штатной) основе, за счет средств бюджета города после прекращения своих полномочий возможность продолжать получать установленное представительным органом денежное содержание до устройства на новое место работы в течение одного года в следующих случаях: 1) преобразования или упразднения муниципального образования; 2) неизбрания на должность после окончания срока полномочий; 3) отставки Главы муниципального образования по собственному желанию, если он проработал на этой должности не менее одного года; 4) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом. 3) преобразования или упразднения муниципального образования.

В случае если заработная плата на новом месте работы ниже размера денежного содержания, Главе города производится доплата до уровня прежнего денежного содержания, но не более одного года со дня прекращения полномочий.

В случае получения пособия по безработице, ему производится доплата до прежнего уровня денежного содержания, установленного представительным органом муниципального образования, но не более одного года со дня прекращения полномочий.



Статья 1-1 названного Областного закона в редакции Областного закона Новгородской области от 01 июня 2010 N 762-ОЗ претерпела значительные изменения и текст оспариваемой нормы Устава ей не соответствует. Так Главе муниципального образования осуществляются выплаты компенсации в размере только четырехмесячного денежного содержания, установленного представительным органом соответствующего муниципального образования, в случае досрочного прекращения полномочий Главы только в двух случаях: 1) преобразование или упразднение муниципального образования; 2) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Утверждения прокурора о противоречии оспариваемой нормы Устава требованиям статьи 12, пунктам «н, к» ч.1 ст. 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ, части 2 ст. 64 Трудового Кодекса РФ ; частям 1,2 и 3 статьи 6, ч. 10 ст. 5 ТК РФ; статьям 164, 172 ТК РФ, части 4 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ и ч.2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления» не оспорены представителем ответчика в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие необоснованность выводов прокурора. Так трудовое законодательство находится в совместном ведении субъектов Российской Федерации и самой Российской Федерации, при этом законы субъектов и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. Статьями 6 и 64 ТК РФ установлен прямой запрет органам государственной власти субъектов РФ на принятие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.

Статья 165 ТК РФ предусматривает случаи предоставления гарантий и компенсаций. Как указано в названной статье иные гарантии и компенсации предоставляются работникам только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Установление каких-либо гарантий законами субъекта РФ, в том числе для лиц, исполняющих государственные обязанности, не предусмотрено.

Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Исходя из смысла норм трудового законодательства гарантии работникам, в том числе занимающим выборные должности, могут быть предоставлены только на период выполнения ими полномочий, а не по окончании их выполнения. Вопросы же расторжения трудовых договоров регулируются федеральным законодательством.

Поскольку ТК РФ или иными федеральными законами не предусматриваются для лиц, замещавших муниципальные должности и прекративших выполнение своих полномочий перечисленных выше гарантий законодательным органом субъекта и ответчиком превышены предоставленные им полномочия.

Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В силу ст. 86 Бюджетного кодекса РФ размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления определяются органами местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением норм Бюджетного кодекса. То есть могут определять размеры оплаты труда только действующих должностных лиц.

При этом, в силу ч.2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления» местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, при этом вопросы самоуправления должны решаться из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Тогда как оспариваемые пункты статьи 26.1 Устава города Старая Русса явно противоречат интересам населения муниципального образования потому как касаются денежных выплат лицам, не несущих каких - либо обязанностей и не выполняющим каких-либо функций в интересах муниципального образования.

РФКроме того, фактически, изменения в пункты названной статьи уже внесены ответчиком в указанном объеме и проходят процедуру регистрации.



Таким образом, в силу ст. 253 ГПК РФ требование прокурора Признать пункты 2,3,4 и 9 статьи 26.1 Устава муниципального образования города Старая Русса, утвержденного Решением Совета депутатов Старорусского городского поселения от 26 февраля 2008 года № 133 в редакции решения Совета депутатов города Старая Русса от 30 марта 2010 года недействующими со дня их принятия, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, пунктам «н, к» ч.1 ст. 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ, части 2 ст. 64 Трудового Кодекса РФ ; частям 1,2 и 3 статьи 6, ч. 10 ст. 5 ТК РФ; статьям 164, 172 ТК РФ, части 4 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ и ч.2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. ст. 25, 173, 198, 245,251, 253 ГПК РФ, суд

Решил:

Требования Старорусского межрайонного прокурора- удовлетворить:

Признать пункты 2,3,4 и 9 ( в части финансирования указанных в пунктах 2,3 и 4 социальных гарантий) статьи 26.1 Устава муниципального образования города Старая Русса, утвержденного Решением Совета депутатов Старорусского городского поселения от 26 февраля 2008 года № 133 в редакции решения Совета депутатов города Старая Русса от 30 марта 2010 года, недействующими со дня их принятия.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в 10 дневный срок со дня оглашения мотивированного решения Номер обезличен.

Судья : подпись

Копия верна:

Судья: *.*. Семенова