Решения районных судов

О признании технического паспорта недействительным. Решение от 20 сентября 2010 года №. Пензенская область.

Ленинский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Копыловой *.*.

при секретаре Иевлевой *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фомина *.*. к МУП « Бюро технической инвентаризации г. Пензы» о признании технического паспорта недействительным,

Установил:

Фомин *.*. обратился в суд с иском к МУП «БТИ г. Пензы », в котором просит признать недействительным технический паспорт на домовладение номер по адрес, составленный по состоянию на дата.

В обоснование иска указал, что он является правообладателем 583/1000 долей в праве собственности на дом номер по адрес. В июне 2010 г. он обратился к ответчику с заявлением о составлении технического паспорта на указанный дом и выдаче
обновленного технического паспорта с указанием факта самовольного переустройства дома. На его заявление от дата ответчик сообщил, что перепланировка дома произошла на основании решения Ленинского районного суда г. Пензы от дата в связи с разделом домовладения. Назначение помещений отражается в техническом паспорте по фактическому их использованию, а в связи с тем, что он в указанном доме не проживает, определить фактическое назначение комнат не представляется возможным. Считает, что МУП БТИ г. Пензы неверно отражены сведения в техническом паспорте. В частности, поскольку произведено переустройство дома без разрешения на реконструкцию и перепланировку и не согласовано с соответствующими контролирующими органами, то такое переустройство считается самовольным, однако технический паспорт такой отметки не содержит. Кроме того, поскольку помещение номер в лит.А не имеет отопления, оно не может быть отнесено к жилым помещениям. Помещение номер в лит.А согласно техническому паспорту значится как кухня, хотя фактически это прихожая. Технический паспорт необходим ему для представления его в межведомственную комиссию для решения вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания и постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Истец Фомин *.*. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Его представитель по доверенности Кирасирова *.*. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что истец обращался в Администрацию г. Пензы по вопросу признания жилого помещения непригодным для проживания, которая отказала в удовлетворении заявления. Технический паспорт является обязательным документом, необходимым для представления в межведомственную комиссию для признания жилого помещения непригодным для проживания и без отраженных в нем вышеуказанных сведений
он лишен возможности оспорить принятое комиссией Решение.

Представитель ответчика МУП БТИ г. Пензы - Бобров *.*. исковые требования не признал и пояснил, что само по себе признание недействительным учетно-технического документа не может повлечь восстановление нарушенных гражданских прав истца. Признание помещения непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях. РазРешение вопроса о пригодности для проживания жилого помещения не является целью технической инвентаризации. Отсутствие отопления в помещении вследствие его самовольного разрушения не может являться основанием для отнесения помещения к категории нежилых, поскольку изменение назначения помещения с жилого на нежилое должно осуществляться в порядке, установленном ЖК РФ. Что касается назначений помещений, то определение назначения помещения - «кухня» осуществлялось со слов владельца объекта, в соответствии с фактическим использованием данного помещения. Документы, свидетельствующие о назначении спорного помещения представлены не были. В случае, если в настоящий момент это помещение используется как прихожая, соответствующие изменения могут быть внесены на основании заявления истца. Работы по изменению характеристик жилого дома выполнены в целях раздела домовладения, основанием для выполнения которых явилось вступившее в законную силу Решение Ленинского районного суда г. Пензы от дата, соответственно разрешения на переустройство в такой ситуации не требуется.

Представитель третьего лица- администрации г. Пензы по доверенности Кочетова *.*. полагала исковые требования необоснованными пояснив, что истец обратился в администрацию г. Пензы по вопросу признания жилого помещения непригодным для проживания. На указанное заявление истцу дата был дан ответ о том, что оснований для признания принадлежащего ему жилого помещения непригодным для проживания не имеется в виду того, что Фомин *.*. является собственником данного жилого помещения и должен нести
бремя содержания принадлежащего ему имущества. Более того, отраженные в техническом паспорте данные только косвенно влияют на Решение вопроса о пригодности помещения для проживания, поскольку проводится обследование жилищных условий и изучаются заключения соответствующих органов (СЭС, пожнадзора и т.д.). Сами по себе данные, отраженные в техпаспорте, не повлияют на положительное Решение вопроса о признании помещения истца непригодным для проживания.

Представитель Управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы по доверенности Хохлов *.*. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, соглашаясь с позицией представителя ответчика.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Фомин *.*. и *.*. являлись сособственниками дома номер по адрес.

Решением Ленинского районного суда г. Пензы от дата произведен раздел указанного жилого дома, в соответствии с которым в собственность *.*. выделена часть жилого дома, составляющая квартиру номер, в собственность Фомина *.*. - часть жилого дома, составляющая квартиру номер л.д. 9-15).

дата ответчиком был составлен технический паспорт на домовладение номер по адрес (л.д. 18-26).

дата Фомин *.*. обратился в МУП БТИ г. Пензы с заявлением, в котором, выражая несогласие с данными отраженными в техпаспорте, просил внести в него изменения. В частности, он указал, что технический паспорт не содержит отметки о самовольном переустройстве и неверно указано назначение помещений номер и номер в лит.А (л.д. 7).

Сообщением от дата истцу отказано во внесении изменений. (л.д. 8).

В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Согласно ст.4 ГПК РФ суд возбуждает гражданское
дело по заявлению лиц, обратившихся за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

Как следует из искового заявления и пояснений представителя Фомина *.*. в суде, истец связывает нарушение своих прав, за защитой которых обратился в суд, с невозможностью признания принадлежащего ему жилого помещения непригодным для проживания ввиду несоответствия данных, отраженных в техническом паспорте фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 “Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции“ признание помещения непригодным для проживания осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия помещения установленным настоящим Положением требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно п.33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного
фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Согласно п. 43 положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источника шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметра микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки помещения установленным требованиям включает в себя: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов ( заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательских организаций по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции); составление акта обследования помещения; работу комиссии по оценке пригодности жилых помещений для постоянного проживания; составление заключения и принятие решения.

В соответствии с п. 1.3 Постановления Главы Администрации г. Пензы от 17.05.2006 N 475 “Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда города Пензы“ межведомственная комиссия создается в целях рассмотрения вопросов, связанных с оценкой жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Пензы.

Согласно п.1.5 межведомственная комиссия вправе принимать Решение о признании частных жилых помещений, находящихся на территории г. Пензы, пригодными ( непригодными) для проживания граждан.

Согласно п.2.3 Положения для осуществления основных задач Межведомственная комиссия осуществляет следующие полномочия: рассматривает техническую и иную документацию; привлекает технических экспертов, представителей проектных организаций и иных специалистов для предоставления необходимых рекомендаций;
обследование помещения с составлением акта; привлекает соответствующие специализированные организации для проведения обследования состояния жилого помещения; запрашивает необходимые материалы и информацию у государственных органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля и надзора.

Таким образом, из положений вышеназванных норм следует, что для признания дома не пригодным для проживания необходимо представление ряда документов, подтверждающих наличие вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. При этом Решение указанного вопроса в отношении частных жилых домов исходя из установленной ст.210,211 ГК РФ обязанности собственника по содержанию принадлежащего ему имущества и несению риска его случайной гибели является правом, а не обязанностью межведомственной комиссии.

Технический паспорт в силу п.45 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года и п. 2.2 Положения, утвержденного Постановлением Главы администрации г. Пензы № 475 должен быть представлен в числе других документов, прилагаемых к заявлению о признании помещения не пригодным для проживания, однако он не является основополагающим документом для принятия такого решения. Процедура признания помещения непригодным для проживания включает в себя комплекс мероприятий, в т.ч. обследование жилого помещения, и на основе только данных технического паспорта Решение о пригодности жилого помещения для проживания не может быть принято. При таких обстоятельствах признание отраженных в техническом паспорте сведений недействительными не повлечет восстановления прав истца, за защитой которых он обратился.

Технический паспорт-это документ, который содержит учетно-оценочные данные инвентаризации, не обладает признаками властного характера, не является правоустанавливающим документом и не может создавать препятствий истцу как в решении вопроса о признании помещения непригодным для проживания, так и в обжаловании решения межведомственной комиссии.

Ссылка истца на то, что
в техническом паспорте должен быть отражен факт самовольного переустройства дома является несостоятельной.

Как следует из материалов дела, между Фоминым *.*. и *.*. на протяжении нескольких лет имелся спор о разделе жилого дома.

Решением мирового судьи от дата был произведен раздел жилого дома. Во исполнение решения суда *.*. были произведены работы по разделу дома.

Впоследующем, в связи с отменой в порядке надзора состоявшихся по делу судебных постановлений, дело было пересмотрено и Решением Ленинского райсуда г. Пензы от дата принято Решение, аналогичное принятому в 2004 году и указанным Решением было закреплено фактически произведенное переустройство.

Поскольку работы по изменению технических характеристик дома были выполнены в целях раздела дома во исполнение решения суда, которое в силу ст.13 ГПК РФ является обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, считать произведенное переустройство дома самовольным нельзя. Более того, само по себе наличие либо отсутствие в техническом паспорте отметки о самовольном переустройстве дома никоем образом не влияет на Решение вопроса о признании этого дома пригодным для проживания в силу вышеизложенных обстоятельств.

Ссылка истца и его представителя на несогласие с назначением помещений номер и номер в лит.А несостоятельна.

Определение назначения вспомогательных помещений, не связанное с выполнением переустройства и перепланировки, осуществляется собственником объекта самостоятельно.

В соответствии с положениям п. 2.4 Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, принятых Росжилкоммунсоюзом, состав помещений, входящих в основное строение, отражается в инвентарной документации в соответствии с назначением, указанным в чертежах, на основе которых было принято Решение о приемке объекта в
эксплуатацию или Решение исполкома местного Совета народных депутатов о регистрации объекта. До утверждения нового назначения строений (помещений) их классификация по назначению в инвентарной документации указывается со слов владельца (владельцев) и рассматривается как учетно-техническая.

В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что назначение помещения-«кухня» было определено при технической инвентаризации со слов владельца и никаких препятствий во внесении соответствующих изменений не имеется, если истцом будет подано соответствующее заявление. Отсутствие в другом помещении отопительного прибора не изменяет статуса этого помещения, ибо в силу п.2 ст.16 ЖК РФ помещения вспомогательного использования в составе жилого дома, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием, относятся к жилым. Нежилыми являются помещения, не предназначенные для целей, связанных проживанием граждан.

При таких обстоятельствах, оснований для признания технического паспорта недействительным не имеется, поскольку истцом не доказано нарушение требований закона при проведении ответчиком технической инвентаризации жилого помещения, а также факт нарушения его законных прав и интересов, подлежащих защите удовлетворением заявленных им требований.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Фомина *.*. к МУП « Бюро технической инвентаризации г. Пензы» о признании недействительным технического паспорта на домовладение номер по адрес, составленного по состоянию на дата оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное Решение изготовлено 24 сентября 2010 года.

Судья

*.*. Копылова