Решения районных судов

О возложении обязанности создать локальную систему оповещения. Решение от 19 августа 2010 года №. Мурманская область.

Кандалакшский городской суд Мурманской области в составе:

судьи Плескачёвой *.*.,

при секретаре Титовой *.*.,

с участием помощника прокурора г. Кандалакша Мамаковой *.*.,

представителя ответчика Нечаева *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского городского суда

гражданское дело по иску

прокурора г. Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц,

к государственному областному унитарному предприятию «Кандалакшаводоканал»

о возложении обязанности создать локальную систему оповещения,

Установил:

Прокурор г. Кандалакши обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к государственному областному унитарному предприятию «Кандалакшаводоканал» (далее по тексту - ГОУП «Кандалакшаводоканал») о возложении обязанности создать локальную систему оповещения.

В обоснование иска указал, что Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
установлены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

По результатам проведения прокуратурой города проверки по обращению начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области установлено, что в нарушение требований ст. 14 Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 1.5 Методических рекомендаций по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения, утвержденных МЧС РФ 24.12.2002, п. 1 Постановления Правительства РФ от 01.03.1993 № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», п. 2 распоряжения Правительства РФ от 25.10.2003 № 1544-р «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время» в ГОУП «Кандалакшаводоканал», в ведении которого находятся химически опасные объекты, до настоящего времени не создана локальная система оповещения. Согласно сведениям, представленным директором ГОУП «Кандалакшаводоканал», локальная система оповещения не создана до настоящего времени по причине отсутствия необходимых финансовых средств.

Отсутствие в ГОУП «Кандалакшаводоканал» локальной системы оповещения (далее по тексту - ЛСО) создает условия для совершения террористических актов.

Прокурор просит возложить на Государственное областное унитарное предприятие «Кандалакшаводоканал» обязанность в срок до 01.09.2011 создать локальную систему оповещения.

В судебном заседании помощник прокурора Мамакова *.*. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Нечаев *.*. в судебном заседании с предъявленным
иском согласился. Пояснил, что ЛСО до настоящего времени не создана в связи со сложным материальным положением предприятия и большой затратностью установки ЛСО.

Заслушав помощника прокурора Мамакову *.*., представителя ответчика Нечаева *.*., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно разделу 2 Устава ГОУТП «Кандалакшаводоканал» предприятие осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению, выполнению работ и оказанию услуг в сфере эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства..., поселков: <адрес> в целях удовлетворения общественных потребностей в хозяйственно-питьевом водоснабжении и водоотведении и получения прибыли.

В указанных целях предприятие в числе прочего предприятие осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов (погрузку и выгрузку опасных грузов; получение, хранение и применение хлора и т.п.), перевозку опасных грузов, химический, бактериологический и паразитологический контроль воды источников централизованного водоснабжения, питьевой воды, бытовых и промышленных сточных вод.

15.06.2010 г. в прокуратуру г. Кандалакша поступило обращение Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области от 09.06.2010 г. № 5354-5-1 по вопросу проведения прокурорской проверки ряда предприятий на предмет выполнения нормативно-правовых актов в области создания ЛСО.

По результатам проведения прокуратурой г. Кандалакша проверки установлено, что в ГОУП «Кандалакшаводоканал» не создана ЛСО.

Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Преамбулой названного Федерального закона установлено, что его действие распространяется на отношения,
возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статьей 3 данного Федерального закона определено, что одной из целей настоящего Федерального закона является предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона в обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера входит создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 г. утверждено Положение о системах оповещения населения. Настоящее Положение определяет назначение и задачи, а также порядок реализации мероприятий по совершенствованию систем оповещения, поддержанию их в постоянной готовности к задействованию для оповещения населения.

Пунктом 3 Положения определено, что система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения.

В соответствии с п. 4 системы оповещения создаются, в том числе, на объе - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта). Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.

Пунктом 5 Положения предусмотрено, что в соответствии с положениями ст.ст. 7, 8 и 9 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» создание и поддержание в постоянной готовности
к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.

Пунктом 1.5 Методических рекомендаций по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения, утвержденных МЧС РФ 24.12.2002 г., определено, что создание локальной системы оповещения - это составная часть комплекса мероприятий гражданской обороны, проводимых с целью защиты персонала каждого потенциально опасного объекта, а также проживающего в районе его размещения населения. За создание (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению локальных систем оповещения несут персональную ответственность руководители потенциально опасных объектов, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны (п. 1.4 Методических рекомендаций).

Порядок организации и основные этапы создания локальных систем оповещения установлены разделом 4 Методических рекомендаций.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 01.03.1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), было указано обеспечивать, начиная с 1993 года, проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах.

Пунктом 2 распоряжения Правительства РФ от 25.10.2003 г. № 1544-р «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время» установлено, что в целях обеспечения своевременного оповещения населения об угрозе
возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и в военное время организациям, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, необходимо завершить до 2010 года работы по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

В судебном заседании установлено, лицами, участвующими в деле не оспаривалось, что в ведении ГОУП «Кандалакшаводоканал» находятся химически опасные объекты.

Из обращения Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области от 09.06.2010 г. № 5354-5-1 в прокуратуру г. Кандалакша следует, что в процессе контроля за созданием в ГОУП «Кандалакшаводоканал» ЛСО был составлен акт № 111 от 13.03.2008 г., выдано предписание № 66 от 13.03.2008 г., руководитель предприятия привлечен к административной ответственности. Вместе с тем по состоянию на 09.06.2010 г. ЛСО на предприятии не создана.

Из объяснений представителя ГОУП «Кандалакшаводоканал» и представленной суду переписки ГОУП «Кандалакшаводоканал» и Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области, и прокуратурой г. Кандалакша ЛСО не создана на предприятии до настоящего времени по причине отсутствия необходимых финансовых средств.

Вместе с тем, выполнение требований по созданию ЛСО является обязательным и безусловным. Отсутствие в ГОУП «Кандалакшаводоканал» локальной системы оповещения создает условия для совершения террористических актов. Сроки, установленные Правительством РФ для создания ЛСО в районах размещения потенциально опасных объектов, истекли.

Исходя из этого, суд считает, что имеются основания
для удовлетворения заявленного прокурором г. Кандалакша требования.

Принимая во внимание материальное положение ответчика, необходимость создания проекта ЛСО, отсутствие возражений со стороны ответчика, суд устанавливает срок для создания на предприятии ЛСО до 01 сентября 2011 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации установлен размер государственной пошлины 200 рублей для физических лиц при подаче искового заявления неимущественного характера.

Учитывая, что исковые требования прокурора удовлетворены, от уплаты государственной пошлины он освобожден, с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск прокурора г. Кандалакши к государственному областному унитарному предприятию «Кандалакшаводоканал» удовлетворить.

Обязать государственное областное унитарное предприятие «Кандалакшаводоканал» в срок до 01 сентября 2011 года создать локальную систему оповещения.

Взыскать с государственного областного унитарного предприятия «Кандалакшаводоканал» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья *.*. Плескачёва