Решения районных судов

По иску об обязании принять меры по созданию мест и условий для отдыха и туризма. Решение от 08 декабря 2010 года №. Забайкальский край.

... суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи ФИО2, при секретаре ФИО1, с участием прокурора ФИО0, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора... в интересах муниципального образования - сельского поселения «Единенское» и неопределенного круга лиц к Администрации и Совету сельского поселения «Единенское» о признании бездействия незаконным и понуждении к принятию мер по созданию мест и условий для массового отдыха, купания, туризма и спорта жителей поселения на водных объектах,

Установил:

... обратился в суд в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации и Совету сельского поселения «Единенское» с вышеуказанным иском, в котором просит признать бездействие ответчика незаконным и понудить
к исполнению обязанности.

В обоснование своих требований, прокурор указал следующее. В ходе прокурорской проверки, на предмет исполнения органами местного самоуправления обязанностей определенных ФЗ от........ года........ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено следующее. Согласно поступившей из Правительства Забайкальского края информации по данным государственного учреждения здравоохранения «...вое бюро судебно-медицинской экспертизы» и правоохранительных органов по состоянию на........ года в водоемах края погибло 48 человек, в том числе 7 детей, наибольшее количество погибших зарегистрировано, в том числе в... - 3 человека. В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах в 2010 году Правительством Забайкальского края принято Постановление от........ года........ « О внесении изменений в Правила охраны жизни людей на водных объектах Забайкальского края», Постановление от........ года........ « О внесении изменений в Правила пользования водными объектами для плавания на малометражных судах по территории Забайкальского края от........ года........» и распоряжение от........ года........р «Об обеспечении безопасности населения на водных объектах Забайкальского края в летний период 2010 года»......... года Губернатором Забайкальского края руководителям органов местного самоуправления направлено письмо с требованием обеспечить безопасность людей на водных объектах в соответствии с действующим законодательством. Возможность обустройства пляжей на территории... имеется. Кроме того, в исполнении ст. 44 Устава Забайкальского края в целях предотвращения несчастных случаев на водных объектах края издано Распоряжение, согласно которому руководителям органов местного самоуправления рекомендовано в срок до........ года провести комплекс мероприятий. Однако данные рекомендации органами местного самоуправления не выполняются, что явилось причиной допущения гибели людей.

Просит суд признать незаконным бездействие органов местного самоуправления сельского поселения «Единенское» выразившееся в непринятии мер по созданию мест и условий для массового
отдыха, купания, туризма и спорта жителей поселения на водных объектах, по организации обустройства мест массового отдыха населения, а также непринятии мер по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Обязать органы местного самоуправления сельского поселения «Единенское» принять меры по созданию мест и условий для массового отдыха, купания, туризма и спорта жителей поселения на водных объектах, по организации обустройства мест массового отдыха населения, а также принять меры по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании прокурор ФИО0 заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчиков администрации сельского поселения «Единенское» и Совета сельского поселения «Единенское» в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела надлежаще извещены. Судом определено рассмотреть дело в их отсутствие. Ранее в судебном заседании от........ и........ года, Глава администрации СП «Единенское» ФИО3 требования прокурора не признал.

Допрошенный в судебном заседании........ года в качестве свидетеля Б.Ч - государственный инспектор по малометражным судам Центра ГИМС МЧС России по... в судебном заседании пояснил следующее. Его деятельность заключается в осуществлении надзора за водными объектами. В... протекает река Онон и протока, где каждый год проводится спартакиада. Глава администрации с заявкой об обследовании территории водного объекта не обращался, с данной заявкой возможно обратиться в..., для этого обследования бесплатно. Для оборудования пляжа необходимо установить урну для мусора, раздевалку и туалет. Также возможно подать бесплатную заявку расчистку дна реки, берега, возможно сделать положе бульдозером. Могут быть выделены два внештатных спасателя,
устанавлены информационные щиты.

Заслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, объяснения ответчика, показания свидетеля, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»........ к вопросам местного значения поселения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Таким образом, органы местного самоуправления несут ответственность за комплекс мероприятий, имеющий конечной целью минимизировать риски, повысить безопасность проживающего населения и сохранность материальных средств.

Согласно «Методическим рекомендациям органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от........ г.........ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» для реализации полномочий по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья органам местного самоуправления рекомендовано принять правовые акты, предусматривающие:

обеспечение соблюдения мер безопасности населения при нахождении на воде, установление правил охраны людей на воде, правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах;

меры по предотвращению несчастных случаев на водоемах;

создание противопаводковых комиссий.

В целях обеспечения безопасности и охраны жизни людей на водных объектах, предотвращения чрезвычайных ситуаций органами местного самоуправления издается документ, в котором предусматривается по производственным и иным соображениям проведение работы по установлению мест, где запрещены купание, катание на лодках, забор воды для питьевых и бытовых нужд, водопой скота, другие условия общего водопользования.

В соответствии с п.4, п.5 ст.6 Водного кодекса РФ на водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и
других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Таким образом, органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований.

Представителем администраций сельского поселения «Единенское» представлено, в обоснование возражений против требований прокурора, распоряжение и Постановление органа местного самоуправления о запрещении посещений водных объектов и принятии мер по информированию населения об ограничении водопользования л.д.8, 22/.

Однако, кроме данных решений, иных доказательств принятия мер по ограничению водопользования и обеспечению безопасности людей на водных объектах, по охране их жизни и здоровья, ответчиком не представлено, что свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления, выразившемся в непринятии мер по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Суд полагает подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления поселения, выразившегося в непринятии мер по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья и понуждении к исполнению указанной обязанности.

В соответствии с п.1 ст.50 Водного кодекса РФ использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 Водного
кодекса РФ.

В судебном заседании установлено, что оборудование пляжа для отдыха граждан в границах поселения «Единенское» невозможно, в силу природных условий.

Как вид интенсивного природопользования рекреация требует контролируемого и регулируемого развития с прогнозом ее возможных негативных последствий.

Методические рекомендации органам местного самоуправления по реализации ФЗ от........г......... -ФЗ, предусматривают «Правила охраны жизни людей на водных объектах на территории муниципального образования», которыми, в свою очередь, предусмотрены требования к зонам рекреации водных объектов. Согласно данным требованиям, зоны рекреации располагаются на расстоянии не менее 500 м выше по течению от мест выпуска сточных вод, не ближе 250 м выше и 1000 м ниже портовых гидротехнических сооружений, пристаней, причалов, нефтеналивных приспособлений. Дно водоема до границы плавания должно иметь постепенный скат без уступов до глубины 1,75 м, при ширине полосы от берега не менее 15 м. В местах, отведенных для купания, не должно быть выхода грунтовых вод, водоворота, воронок и течения, превышающего 0,5 м в секунду.

Как следует из справки метеорологической станции..., составленной по наблюдениям гидрологического поста на реке Онон, уровень реки постоянно изменяется, скорость течения реки с апреля по июль колеблется от 1,14 м/с до 0,70 м/с и превышает норму, допустимую в местах, отведенных для купания л.д.33-34/.

Согласно акту осмотра русла реки Онон протекающей по территории сельского поселения «Единение», река имеет крутые, обрывистые берега, которые по мере подмывания осыпаются, дно захламлено корягами, течение реки сильное, поэтому размещение пляжей и зон отдыха на берегах реки Онон невозможно л.д.35/.

Прокурор не привел доводы и не уточнил требования, касающиеся конкретных мер, которые должны принять органы местного самоуправления поселения «Единенское» по оборудованию на водных объектах
в границах поселения мест и условий для массового отдыха, купания, туризма и спорта жителей поселения.

Суд пришел к выводу о том, что требование прокурора о понуждении органов местного самоуправления поселения «Единенское» к исполнению обязанности по созданию и обустройству мест для массового отдыха жителей поселения на водных объектах необоснованны и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора... удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие органов местного самоуправления сельского поселения «Единенское» выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Обязать органы местного самоуправления сельского поселения «Единенское» принять меры по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, в соответствии с действующим законодательством.

В остальной части требования прокурора оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано либо на него может быть принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам...вого суда в течение 10 дней.

Судья ФИО2