Решения районных судов

Постановление от 08 июня 2011 года № 07АП-1168/2011. По делу А45-19695/2010. Российская Федерация.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24.

Постановление

г. Томск Дело №07АП-1168/11

08 июня 2011 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2011 года

Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2011 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Усаниной *.*.

судей Бородулиной *.*. , Колупаевой *.*.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлюкеевой *.*.



при участии: без участия (извещены)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Государственного учреждения - Новосибирское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал №6)

на Решение Арбитражного суда Новосибирской области

от 27 декабря 2010 года по делу №А45-19695/2010 (судья Чернова *.*. )

по заявлению Государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области»

(ОГРН 1025401923580, ИНН 5405100316)

к Государственному учреждению - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования

о признании незаконным решения

Установил:



Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» (далее - ГУ НСО ТУАД, Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования (далее - учреждение, Фонд, заинтересованное) от 30.09.2010г. № 146 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 27.12.2011г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с Решением суда первой инстанции, Фонд подал апелляционную жалобу в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит обжалуемое Решение отменить и принять новый судебный акт, по основаниям не исследования судом доказательств Фонда, в нарушение п. 4, п.14 Положения «Об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию», утверждено Постановлением Правительства РФ №375 от 15.06.2007г., ст. 129 Трудового Кодекса РФ, п.2, п.3 Положения №922 в заработок, исходя из которого исчислены пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включены выплаты, не относящиеся к оплате труда- это премии, выплаченные заявителем всем работникам к профессиональным праздникам, Положением «Об оплате труда работников Государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» указанные выплаты не предусмотрены.

ГБУ НСО ТУАД в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит Решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, также просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание, не обеспечили.

Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле в соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Проверив материалы дела, в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.12.2010г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Фондом проведена документальная выездная проверка ГБУ НСО ТУАД по вопросам расходования средств на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет исчисления единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд за период с 01.01.2008г. по 31.12.2009г.

В акте документальной выездной проверки № 146с/с от 13.03.2009г., отражено выявленное нарушение: при назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в заработок, исходя из которого начислены указанные пособия, неправомерно включены выплаты, не предусмотренные системой оплаты труда и не относящиеся к оплате труда, в частности, премии, выплаченные, к профессиональным праздникам (премии выплачены всем работникам к профессиональным праздникам «День строителя», «День дорожника» в 2008, 2009 г.г.

По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом вынесено Решение от 30.09.2010г. №146 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования (о непринятии к зачету расходов) в виде переплат по листкам нетрудоспособности в размере 20 816,41 руб., Управлению предложено отразить суммы, не принятых к зачету расходов в размере 20816,41 руб. в бухгалтерском учете.

Не согласившись с вынесенным Решением от 30.09.2010г., заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования ГБУ НСО ТУАД, суд первой инстанции исходил из того, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемых у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, к которым также относятся премии и вознаграждения; в связи с чем, пришел к выводу о правомерном включении заявителем выплаченных премий к профессиональным праздникам в средний заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

Поддерживая выводы суда первой инстанции, и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующих норм материального права.

Согласно статье 9 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Федеральный закон №165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора. Основанием для назначения и выплаты страхового возмещения является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Закона №165-ФЗ), в связи с чем, Фонд обязан своевременно выплатить страховое возмещение (статья 11).

В силу подпунктов 5 и 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона №165-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам являются видом страхового обеспечения.

Условия, размер и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным Законом от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ).

Из части 1 и пункта 1 части 2 статьи 2 Федерального закона № 255-ФЗ следует, что право на пособия по беременности и родам, временной нетрудоспособности имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона №255-ФЗ назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица.

В части 5 названной статьи Федерального закона №255-ФЗ предусмотрено, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.

При этом в соответствии с частью 2 стать 14 Федерального Закона №255-ФЗ в заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Согласно пункту 14 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 №375 (далее - Положение №375, в редакции, действующей в проверяемый период), в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. К указанным выплатам, в частности, относятся: заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время; премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет; другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.

В соответствии с пунктом 4 Положения №375 в заработок, исходя из которого исчисляется пособие, не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет понятие заработной платы, которая также включает в себя премии в качестве стимулирующих выплат.

В силу статей 132, 135 Трудового кодекса Российской Федерации установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя.

Согласно статье 142 Трудового Кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что система оплаты труда в ГБУ НСО ТУАД установлена не только Положением об оплате труда работников, но и коллективным договором.

Единовременные вознаграждения к профессиональным праздникам предусмотрены в составе выплат стимулирующего характера коллективным договором и входят в систему оплаты труда.

При этом, как обоснованно установлено арбитражным судом, фактически единовременные вознаграждения выплачивались именно за труд, за его результат, приурочены и выплачены к профессиональным, а не общим праздникам, учитывался личный вклад каждого работника.

Вознаграждение рассчитывалось, исходя из должностных окладов работников и в зависимости от фактически отработанного времени, что отражено в приказах ГБУ НСО ТУАД №177 от 22.08.2008г., № 191 от 15.09.2008г., № 122 от 22.07.2009г., № 163 от 28.09.2009г.

Вознаграждение является элементом оплаты труда, так как согласно коллективному договору включено в 3 раздел, тогда как выплата материальной помощи предусмотрена 5 разделом коллективного договора - относится к социальным выплатам.

Произведенные выплаты не признаны возместить работникам конкретные затраты и учтены при определении налоговой базы по единому социальному налогу.

Указанные обстоятельства Фондом не оспариваются, при этом ни в акте, ни в решении Фонда не отражен порядок учета данных выплат при исчислении единого социального налога, с учетом того, что Фондом не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем-плательщиком единого социального налога.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 №922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» настоящее Положение устанавливает особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемых у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

К таким выплатам относятся, в частности премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда, а также другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.

Исходя из анализа вышеприведенных норм материального права и нормативных актов, суд пришел к правильному выводу о правомерности включения заявителем выплаченных работникам премий к профессиональным праздникам в средний заработок, для исчислены соответствующих видов пособия.

Указанные премии входят в систему оплаты труда, соответствуют требованиям законодательства.

Доводы заинтересованного лица на выплату премии не за труд, а в связи с профессиональными праздниками, следовательно, не подлежат включению в размер исчисления среднего заработка, были предметом разбирательства суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка, с учетом того, что трудовое законодательство предусматривает включение в средний заработок стимулирующих выплат, в том числе премий, перечень которых не ограничен, также и в Положении о порядке исчисления среднего заработка указаны премии и иные выплаты, которые может осуществить работодатель, не носят ограничительный характер; исходя из локального законодательства, указанные премии входят в систему оплаты труда работников заявителя.

Арбитражным судом также правильно отмечено, что Фондом не представлено доказательств, по каким критериям указанные премии подлежат исключению из расчета среднего заработка, ссылка только на то, что они названы как премии к профессиональным праздникам, не может служить основанием исключения их из расчета среднего заработка.

При таких обстоятельствах, выводы суда о необоснованном отказе Государственному учреждению НСО ТУАД в возмещении спорной суммы расходов на выплату пособия по социальному страхованию соответствует доказательствам по делу, основаны на правильном применении норм материального права, в связи с чем, правомерно удовлетворил заявленное требование.

В апелляционной жалобе Фондом не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы суда, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ могли бы являться основанием для отмены принятого по делу и обжалуемого судебного акта.

Иная оценка стороной установленных судом обстоятельств, не свидетельствует о незаконности судебного акта и не может служить основанием для его отмены.

Нарушений норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.

Оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

Постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27 декабря 2010 года по делу №А45-19695/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий *.*. Усанина

Судьи *.*. Бородулина

*.*. Колупаева