Решения районных судов

По иску прокурора о запрете эксплуатации здания. Судебное решение от 02 марта 2011 года №. Астраханская область.

3 февраля 2011 года Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе: судьи Лябах *.*.,

при секретаре: Фертовой *.*.,

с участием помощника Ахтубинского городского прокурора

Никитина *.*.,

представителя ответчика администрации МО «Город Ахтубинск» Касимцевой *.*.

ответчиков Нилина *.*., Нилиной *.*., Помогаевой *.*.,

представителя ответчика Окуневой *.*. Вепренцевой *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ахтубинске в помещении Ахтубинского городского суда гражданское дело по иску Ахтубинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Ахтубинск», Окуневой <данные изъяты>, Окуневу <данные изъяты>, Нилину <данные изъяты>, Нилиной <данные изъяты>, Золотухиной (Нилиной) <данные изъяты>, Помогаевой <данные изъяты> о запрете эксплуатации здания,

Установил:

Ахтубинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга
лиц с требованием о запрете администрации МО “Город Ахтубинск“, Нилину *.*., Нилиной *.*., Золотухиной (Нилиной) *.*., Окуневой *.*., Окуневу *.*., Помогаевой *.*. дальнейшей эксплуатации двухэтажного жилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, для проживания граждан.

В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании технического заключения о состоянии несущих строений, конструкций жилого <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» и заключения межведомственной комиссии, распоряжением главы администрации МО “Город Ахтубинск“ от ДД.ММ.ГГГГ № указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Во избежание причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц в связи с дальнейшей эксплуатацией здания, которая опасна для жизни и здоровья проживающих в нем лиц, а также временно пребывающих граждан и находящихся в непосредственной с ним близости просит удовлетворить заявленные требования.

Представитель истца помощник Ахтубинского городского прокурора Никитин *.*. в судебном заседании поддержал заявленные требования, указав, что в виду сложившейся опасной ситуации с домом № по <адрес>, выражающейся в угрозе его обрушения, и в целях избежания наступления тяжких последствий в виде причинения вреда жизни или здоровью граждан, проживающим в нем, не принявших мер к его сносу, для дальнейшего решения вопроса о возможности получения выкупной цены жилого помещения, необходимо запретить администрации МО “Город Ахтубинск“, являющейся собственником квартир, предоставленных для проживания по социальному найму, а также ответчикам, являющимся собственниками квартир указанного двухэтажного здания, дальнейшую его эксплуатацию по целевому назначению - для проживания.

Представитель ответчика администрации МО “Город Ахтубинск“ Касимцева *.*. в судебном заседании с заявленными истцом требованиями согласилась, указав на необходимость запрещения эксплуатации двухэтажного здания, расположенного по адресу: <адрес>, для проживания в виду угрозы его обрушения,
основания к чему установлены техническим заключением о состоянии несущих строений, конструкций жилого <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>», пояснив, что распоряжением администрации МО “Город Ахтубинск“ было предложено собственникам квартир данного здания снести его, однако данное требование в установленный срок ими исполнено не было. Также указала, что Решение вопроса о выкупе жилых помещений в соответствии с требованиями ст. 32 ЖК РФ требует времени, поскольку выкуп жилых помещений у собственников с последующем прекращением их права собственности возможен при изъятии земельного участка, земельный участок под многоквартирным жилым домом находится в собственности Российской Федерации, в связи с чем, в настоящее время решается вопрос об оформлении земельного участка в собственность собственников квартир, при этом денежные средства на выкуп жилых помещений у собственников заложены в бюджет 2011 года. Однако, выплата их ответчикам возможна при соблюдении порядка, предусмотренного статьей 32 ЖК РФ. В то время, как требования прокурором предъявлены в соответствии со статьей 1065 ГК РФ, а причинение вреда жизни и здоровью граждан в будущем при продолжении их проживания в доме возможно, поскольку возможно обрушение данного жилого дома в соответствии с заключением специалиста. Кроме того пояснила, что всем собственникам квартир было предложено жилье из маневренного фонда временно до решения вопроса о выплате выкупной цены, нанимателям квартир и членам их семей, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, в настоящее время уже предоставлено другое социальное жилье.

Ответчики Нилин *.*., Нилина *.*., Помогаева *.*., действующая за себя и свою несовершеннолетнюю дочь ФИО10, являющиеся собственниками квартир, с заявленными требованиями согласились, указав, на то, что жилой дом, в котором они проживают,
действительно представляет опасность для их проживания, однако, согласны прекратить его эксплуатацию для проживания при заключении соглашения о выплате выкупной цены жилых помещений, принадлежащим им на праве собственности и расположенных в жилом доме, признанном аварийном и подлежащим сносу, при этом пояснили, что ключи от предоставленных для временного проживания квартир ими получены, квартиры переданы по акту передачи.

Ответчики Золотухина (Нилина) *.*., Окунева *.*., Окунев *.*. в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, от ответчика Золотухиной (Нилиной) *.*. имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, ответчик Окунева *.*. находится в командировке, от ответчика Окунева *.*. оснований своей неявки суду не представлено.

Представитель ответчика Окуневой *.*. Вепренцева *.*. в судебном заседании заявленные требования не признала, указав, что к данным правоотношениям не может быть применена статья 1065 ГК РФ, поскольку правоотношения сторон в связи с признанием жилого дома аварийным и подлежащим сносу регулируются лишь жилищным законодательством, а именно статьей 32 ЖК РФ, предусматривающей определенный порядок выкупа жилого помещения у собственника. Предоставление собственнику жилого помещения по договору социального найма возможно лишь по соглашению сторон. Кроме того пояснила, что истцом не представлено доказательств о том, что деятельность по проживанию граждан в принадлежащих им квартирах создает опасность причинения вреда в будущем для неопределенного круга лиц, предъявление требования о запрете эксплуатации здания, в котором проживает ее доверитель, влечет за собой изъятие жилого помещения, что будет являться незаконным, поскольку органом местного самоуправления не выполнены требования, предусмотренные статьей 32 ЖК РФ и подпунктом г пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14
“О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации“.

Выслушав стороны, свидетелей, специалиста ООО «<данные изъяты>», исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Основанием возникновения данного обязательства, связанного с предупреждением причинения вреда, является факт опасности причинения вреда в будущем. Такая опасность должна иметь реальный характер и подтверждаться соответствующими видами доказательств, как правило, экспертизой.

В судебном заседании установлено, что техническим заключением о состоянии несущих строений, конструкций жилого <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» были сделаны выводы, что на момент проведения освидетельствования несущие конструкции здания жилого дома находятся в аварийном состоянии (л.д.л.д.11-22). ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией, назначенной Постановлением Главы администрации МО “Город Ахтубинск“ № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комиссии для признания пригодным (непригодным) жилого помещения и (или) многоквартирного дома для постоянного проживания» был проведен акт обследования многоквартирного <адрес> составлено заключение о признании многоквартирного дома пригодным (непригодным) для постоянного проживания, согласно которому многоквартирный <адрес> в <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. л.д. 29-30, 32-35). На основании данного заключения ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО “Город Ахтубинск“ было издано распоряжение № «О признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу», согласно п.4 которого собственникам помещений многоквартирного дома (по указанному адресу) в срок
до ДД.ММ.ГГГГ указано произвести снос аварийного дома в соответствии с действующим законодательством (л.д.8). ДД.ММ.ГГГГ протоколом заседания КЧС при администрации МО “Город Ахтубинск“ по факту ЧС, сложившейся с жилым домом № по <адрес> и признанием его аварийным №, было решено в частности: признать ситуацию, сложившуюся с домом № по <адрес> чрезвычайной ситуацией; ходатайствовать в Ахтубинскую городскую прокуратуру быть инициатором обращения в суд с иском о выселении жильцов <адрес> во временное жилье (л.д. л.д. 23-24). Постановлением администрации МО “Город.Ахтубинск“ № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилых помещений в чрезвычайной ситуации» было решено предоставить жильцам <адрес> следующие жилые помещения: в частности пунктами 1.4, 1.7 и 1.12 постановления: Окуневой *.*., Окуневу *.*., Окуневой *.*., Окуневу *.*., проживающим в <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. Нилину *.*., Нилиной *.*., Нилиной *.*., проживающим в <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. Помогаевой *.*., ФИО10, проживающим <адрес>, комнату в <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (л.д.л.д. 25-26).

Кроме того, в судебном заседании было установлено, что Окунева *.*., Окунев *.*. являются собственниками жилой квартиры по адресу <адрес>, на праве общей совместной собственности (л.д. 9). Нилин *.*., Нилина *.*., Золотухина (Нилина) *.*. являются собственниками жилой квартиры по адресу <адрес>, на праве общей долевой собственности <данные изъяты>. (л.д.л.д. 123-125). Помогаева *.*., ФИО10 являются собственниками <данные изъяты> доли жилой квартиры по адресу: <адрес>, на праве общей долевой собственности (л.д.л.д. 121-122). Администрация МО “Город Ахтубинск“ является наймодателем квартир по договорам социального найма, расположенных в данном многоквартирном доме, поскольку последний расположен на территории МО
“Город Ахтубинск“.

Однако из пояснений сторон и предоставленных суду материалов дела установлено, что требование администрации МО “Город Ахтубинск“ о временном переселении указанных лиц в предложенные им квартиры в связи с чрезвычайной ситуацией указанными ответчиками исполнено не было, по данному требованию Ахтубинским городским судом Астраханской области было вынесено Решение, которыми в иске администрации МО “Город Ахтубинск“ к нанимателям жилых помещений, расположенных в <адрес> и членам их семей, а также собственникам (Нилину <данные изъяты>, Нилиной <данные изъяты>, Золотухиной (Нилиной) <данные изъяты>, Окуневой <данные изъяты>, Окуневу <данные изъяты>) о выселении жильцов из квартиры в связи с чрезвычайной ситуацией, было отказано. При этом, требования об обязании орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ) сторонами, в том числе и прокурором, не заявлялось.

Согласно пункту 4 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 “Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции“.

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным
и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007) “Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции“).

В соответствии с требованиями действующего законодательства жилые помещения должны удовлетворять здоровому и безопасному проживанию, отвечать санитарным нормам и требованиям по пл освещенности, безопасности, водоснабжению, канализовании, постоянному отоплению, проветриванию и другим условиям, обеспечивающим нормальное, здоровое проживание людей.

Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников
жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется Решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять Решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.

В судебном заседании по факту проведенных обследований о состоянии несущих строений, конструкций жилого <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были допрошены в качестве свидетелей: начальник отдела Госпожнадзора по <адрес> ФИО15, который показал, что он входил в состав межведомственной комиссии им было отмечено, что в связи с наличием в доме электропроводки и существующими трещинами в стенах, их последующее раскрытие может привести к раскрытию защитного слоя изоляции электропроводки, короткому замыканию и как следствие - пожару, который при наличии шквального ветра может перекинуться на соседние дома, кроме того, перекрытия в доме деревянные; инженера-конструктора ФИО16, который показал, что также проводил осмотр дома и им было установлено наличие в доме просевшего фундамента, что привело
и ведет к дальнейшему расхождению стен здания и привело к обрушению его крыши. Изначально здание построено без соблюдения некоторых строительных норм, в связи с чем дальнейшая его эксплуатация в условиях существующих разрушений его основных несущих конструкций является небезопасным для проживающих в нем людей с тем условием, что в данных условиях дом продолжает разрушаться и может разрушиться окончательно постепенно или мгновенно (невозможно предсказать). Кроме того, погодные и сезонные условия существенно влияют на процесс разрушения дома, таким образом, в условиях оттепели его дальнейшее разрушение может привести к ускорению данного процесса. Все эти обстоятельства положены в заключение о признании указанного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, а дальнейшее проживание в нем граждан угрожает их безопасности, в связи с чем, рекомендовано их скорейшее отселение, поскольку любые противоаварийные мероприятия в доме нецелесообразны.

Суд не может согласиться с доводами ответчиков, что запрещение эксплуатации жилого дома для проживания граждан должно быть поставлено в зависимость от выплаты органом местного самоуправления выкупной цены жилого помещения, поскольку в соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации“, судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое Решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается Решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.

Так же судом установлено, что требование администрации МО «Город Ахтубинск» о сносе аварийного дома собственниками его квартир не было исполнено, в связи с чем, в настоящее время ответчики продолжают проживать в своих квартирах <адрес>.

Таким образом, Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. В то время как прокурор просит о запрете эксплуатации здания- жилого дома в соответствии с требованиями статьи 1065 ГК РФ, поскольку имеется реальная опасность причинения вреда в будущем жизни и здоровью неопределенного круга в связи с дальнейшей эксплуатации данного жилого дома. Кроме того несмотря на то, что органом местного самоуправления не было вынесено предписание о незамедлительном выселении граждан их аварийного жилья, в целях скорейшего отселения физических лиц каждой семье администрацией МО «Город Ахтубинск» выделено жилое помещение, при этом всеми ответчиками, за исключением семьи Окуневых, предоставляемые квартиры приняты по акту приема-передачи и получены ключи.

С учетом собранных и всесторонне исследованных в судебном заседании обстоятельств дела, судом установлено, что многоквартирный <адрес>, расположенный по <адрес> в <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, его строительные и технические характеристики в настоящее и на будущее время создают реальную опасность для проживающих в нем граждан, их безопасности, жизни и здоровья, в связи с чем, суд считает необходимым запретить ответчикам, являющимися собственниками квартир, расположенных в данном доме и наймодателю квартир по договорам социального найма в лице администрации МО “Город Ахтубинск“ деятельность, связанную с проживанием в данном доме граждан, следовательно, исковые требования Ахтубинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО “Город Ахтубинск“ о запрете дальнейшей эксплуатации двухэтажного здания по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Решил:

Исковые требования Ахтубинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Ахтубинск», Окуневой <данные изъяты>, Окуневу <данные изъяты>, Нилину <данные изъяты>, Нилиной <данные изъяты>, Золотухиной (Нилиной) <данные изъяты>, Помогаевой <данные изъяты> о запрете эксплуатации здания - удовлетворить.

Запретить администрации МО «Город Ахтубинск», Окуневой <данные изъяты>, Окуневу <данные изъяты>, Нилину <данные изъяты>, Нилиной <данные изъяты>, Золотухиной (Нилиной) <данные изъяты>, Помогаевой <данные изъяты> дальнейшую эксплуатацию двухэтажного здания, расположенного по адресу <адрес>, для проживания граждан.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский городской суд.

Решение изготовлено на компьютере.

Судья: