Решения районных судов

Решение от 01 февраля 2011 года № 2-60/2011. Решение от 01 февраля 2011 года № 2-60/2011. Республика Башкортостан.

Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Якуповой *.*. ,

с участием старшего помощника прокурора Абзелиловского района РБ Ганиева *.*. ,

представителя ответчика – Администрации МР Абзелиловский район РБ, Миянова *.*. , представившего доверенность № 02 от 07.07.2010 г.,

при секретаре Тулибаевой *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Абзелиловского района РБ в интересах государства к Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан о внесении дополнений в Постановление главы Администрации МР Абзелиловский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта границы разделения земельного участка», указав, кому предоставлен земельный участок, какой земельный участок, на каком основании, а также указать право пользования, распоряжения либо владения,

Установил:

Прокурор Абзелиловского района РБ обратился в суд с иском в интересах государства к Администрации МР Абзелиловский район РБ, указывая, что прокуратурой Абзелиловского района РБ ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о регулировании земельных отношений органами местного самоуправления Абзелиловского района РБ. Проведенной проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главой Администрации МР Абзелиловский район РБ издано Постановление №. Данным Постановлением утвержден проект границ разделения земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в государственной собственности. Вновь образованный спорный земельный участок, расположен по адресу: <адрес>.

В последующем данный земельный участок на основании вышеуказанного постановления был зарегистрирован в Абзелиловском секторе Белорецкого отдела Управления Федеральной регистрационной службы по РБ Габбасовым *.*. в собственность.

Проведенной проверкой установлено, что данное Постановление является незаконным и в данном виде не может явиться основанием для государственной регистрации права по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 9 Закона РБ от 05.01.2004 г. № 59-з установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан осуществляется бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами и данным Законом.



Частью 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. определено, что документы, устанавливающие возникновение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Вместе с этим вышеуказанное Постановление главы администрации не содержит в себе указания на предоставление земельного участка в собственность. Также не указано, предоставлен земельный участок впервые бесплатно однократно или за плату, то есть в этом постановлении не указаны основания приобретения права собственности на этот земельный участок.

В спорном постановлении главы администрации МР Абзелиловский район РБ указано, что вновь образованный земельный участок является собственностью Габбасова *.*. , однако в постановлении не указан способ предоставления земельного участка.

Данным Постановлением лишь утвержден проект границ разделения земельного участка, находящегося в государственной собственности, на основании одноименного заявления. То есть земельный участок, находящийся в государственной собственности лишь разделен на две части, одна часть остается в государственной собственности, а вторая, возможно предполагается для передачи гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.

Постановление главы администрации муниципального района Абзелиловский район № от ДД.ММ.ГГГГ в таком виде не может служить основанием для регистрации права собственности на земельный участок. При этом право собственности уже зарегистрировано за физическим лицом. Препятствий для предоставления ему земельного участка в ходе проверки не установлено. В связи с этим, в вышеуказанное Постановление необходимо внести дополнения и указать, кому предоставлен земельный участок, какой земельный участок, на каком основании, а также указать право пользования, распоряжения либо владения.

Просит суд обязать главу Администрации МР Абзелиловский район РБ в течение одного месяца внести в Постановление главы Администрации МР Абзелиловский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ дополнения, указав, кому предоставлен земельный участок, какой земельный участок, на каком основании, а также указать право пользования, распоряжения либо владения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Абзелиловского района РБ Ганиев *.*. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика – Администрации МР Абзелиловский район РБ, Миянов *.*. в судебном заседании иск прокурора не признал, указав, что исковое заявление подано в суд в порядке ст. 251 ГПК РФ. Из содержания данной статьи видно, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Прокурор в своих требованиях не просит признать Постановление главы Администрации МР Абзелиловский район РБ противоречащим закону полностью или в части, а лишь просит дополнить, где указать, кому предоставлен земельный участок, какой земельный участок, на каком основании, а также указать право пользования, распоряжения либо владения. Прокурор Абзелиловского района РБ обратился с заявлением в защиту интересов государства, но в исковом заявлении не указано, каким образом, оспариваемым нормативным актом нарушаются интересы государства.

Далее ответчик указывает, что в соответствии с положениями ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде Решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Как следует из приведенной специальной нормы, к числу самостоятельных субъектов, которые вправе оспорить действия или бездействия «власти» и ее «чиновников», прокурор не отнесен. Положения ст. 45 ГПК РФ (общая норма) не наделяет прокурора подобным самостоятельным правом на обращение в суд и предъявление заявления, рассматриваемого в публичном производстве. Особенностями самого вида судопроизводства по делам, возникающих из публичных правоотношений является то, что заявитель - это всегда только гражданин или организация, оспаривающие решения, действия (бездействия) пяти субъектов, перечисленных в ч.1 ст.254 ГПК РФ. Прокурор может быть участником подобной категории дел публичного производства только в случае, когда гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, и за него и в его интересах это делает прокурор, не выступающими при этом в личном качестве заявителя. Исходя из изложенного, исключается возможность обращения прокурора в суд с заявлением по ст. 254 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, поскольку это не соответствует упоминаемым особенностям публичного производства, противоположными сторонами которого, во-первых, не могут быть представители «властей». Во-вторых, интересы неопределенного круга лиц также не могут быть защищены в порядке, предусмотренном ст. 254 ГПК РФ, так как сами оспариваемые решения, действия либо бездействия должны носить по ст.255 ГПК РФ персонифицированный характер. В связи с изложенным считает, что иск подлежал отказу в принятии на основании п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ.

Третье лицо Габбасов *.*. в судебное заседание не явился. Имеется письменное ходатайство Габбасова *.*. о рассмотрении дела в его отсутствие.



Исследовав материалы гражданского дела, выслушав старшего помощника прокурора Ганиева *.*. , представителя Администрации МР Абзелиловский район РБ Миянова *.*. , суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» правительство Республики Башкортостан и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, находящимися соответственно в государственной собственности Республики Башкортостан и муниципальной собственности, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, осуществляется соответственно Правительством Республики Башкортостан или органами местного самоуправления.

Согласно ч. 3 ст. 9 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц осуществляется бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами и настоящим Законом.

При этом действующим законодательством Российской Федерации установлены различные основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц, как за плату, так и бесплатно.

В судебном заседании установлено, что согласно постановлению главы Администрации МР Абзелиловский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта границы разделения земельного участка» утвержден проект границы разделения земельного участка №, находящегося в государственной собственности на земельные участки № В связи с тем, что на Габбасова *.*. указанным Постановлением возложена обязанность поставить вновь образованный земельный участок на государственный кадастровый учет в территориальный отдел № 33 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РБ и зарегистрировать права на земельный участок в Белорецком отделе (Абзелиловский сектор) УФРС по РБ, следовательно, оно явилось основанием для регистрации права собственности за Габбасовым *.*. на указанный участок.

Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 17 и ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

В постановлении главы Администрации МР Абзелиловский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта границы разделения земельного участка» приведены характеристики земельных участков, границы которых подлежат перераспределению, а также установлена обязанность Габбасова *.*. поставить вновь образованный земельный участок на кадастровый учет и зарегистрировать право на земельный участок. Какие-либо указания на основания приобретения права собственности Габбасовым *.*. на указанный земельный участок в постановлении отсутствуют. Таким образом, в указанном постановлении отсутствует информация, необходимая для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Исходя из того, что в исковом заявлении прокурор Абзелиловского района РБ указывает, что препятствий для предоставления Габбасову *.*. земельного участка в ходе проверки не установлено, в связи с чем просит обязать ответчика внести в вышеуказанное Постановление дополнения, указав кому предоставлен земельный участок, какой земельный участок, на каком основании, а также указать право пользования, распоряжения либо владения, суд считает возможным удовлетворить требования прокурора.

Доводы представителя Администрации МР Абзелиловский район РБ Миянова *.*. суд находит подлежащими отклонению. Иск прокурора затрагивает имущественные права третьего лица Габбасова *.*. , которому Постановлением главы Администрации МР Абзелиловский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлен в собственность земельный участок, путем перераспределения земельного участка, находившегося в государственной собственности. Указанное Постановление не является нормативным правовым актом.

Доводы ответчика о том, что иск прокурора подлежал отказу в принятии на основании п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ также подлежит отклонению. В соответствии с ч.3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О Прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. При таких условиях государственная пошлина не подлежит взысканию с Администрации МР Абзелиловский район РБ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать главу Администрации муниципального района Абзелиловский район РБ в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда внести в Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта границы разделения земельного участка» дополнения, указав, кому предоставлен земельный участок, какой земельный участок, на каком основании, а также указать право пользования, распоряжения либо владения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме через Абзелиловский районный суд РБ.

Председательствующий судья: *.*. ЯКУПОВА