Решения районных судов

Решение от 01 февраля 2011 года № 2-60/2011. Решение от 01 февраля 2011 года № 2-60/2011. Республика Башкортостан.

Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Якуповой Р.С.,

с участием старшего помощника прокурора Абзелиловского района РБ Ганиева М.Х.,

представителя ответчика – Администрации МР Абзелиловский район РБ, Миянова А.Б., представившего доверенность № 02 от 07.07.2010 г.,

при секретаре Тулибаевой Г.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Абзелиловского района РБ в интересах государства к Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан о внесении дополнений в Постановление главы Администрации МР Абзелиловский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта границы разделения земельного участка», указав, кому предоставлен земельный участок, какой земельный участок, на каком основании, а также указать право пользования, распоряжения либо владения,

Установил:

Прокурор Абзелиловского района РБ обратился в суд с иском в интересах государства к Администрации МР Абзелиловский район РБ, указывая, что прокуратурой Абзелиловского района РБ ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о регулировании земельных отношений органами местного самоуправления Абзелиловского района РБ. Проведенной проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главой Администрации МР Абзелиловский район РБ издано Постановление №. Данным Постановлением утвержден проект границ разделения земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в государственной собственности. Вновь образованный спорный земельный участок, расположен по адресу: <адрес>.

В последующем данный земельный участок на основании вышеуказанного постановления был зарегистрирован в Абзелиловском секторе Белорецкого отдела Управления Федеральной регистрационной службы по РБ Габбасовым И.М. в собственность.

Проведенной проверкой установлено, что данное Постановление является незаконным и в данном виде не может явиться основанием для государственной регистрации права по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 9 Закона РБ от 05.01.2004 г. № 59-з установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан осуществляется бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами и данным Законом.



Частью 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. определено, что документы, устанавливающие возникновение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Вместе с этим вышеуказанное Постановление главы администрации не содержит в себе указания на предоставление земельного участка в собственность. Также не указано, предоставлен земельный участок впервые бесплатно однократно или за плату, то есть в этом постановлении не указаны основания приобретения права собственности на этот земельный участок.

В спорном постановлении главы администрации МР Абзелиловский район РБ указано, что вновь образованный земельный участок является собственностью Габбасова И.М., однако в постановлении не указан способ предоставления земельного участка.

Данным Постановлением лишь утвержден проект границ разделения земельного участка, находящегося в государственной собственности, на основании одноименного заявления. То есть земельный участок, находящийся в государственной собственности лишь разделен на две части, одна часть остается в государственной собственности, а вторая, возможно предполагается для передачи гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.

Постановление главы администрации муниципального района Абзелиловский район № от ДД.ММ.ГГГГ в таком виде не может служить основанием для регистрации права собственности на земельный участок. При этом право собственности уже зарегистрировано за физическим лицом. Препятствий для предоставления ему земельного участка в ходе проверки не установлено. В связи с этим, в вышеуказанное Постановление необходимо внести дополнения и указать, кому предоставлен земельный участок, какой земельный участок, на каком основании, а также указать право пользования, распоряжения либо владения.

Просит суд обязать главу Администрации МР Абзелиловский район РБ в течение одного месяца внести в Постановление главы Администрации МР Абзелиловский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ дополнения, указав, кому предоставлен земельный участок, какой земельный участок, на каком основании, а также указать право пользования, распоряжения либо владения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Абзелиловского района РБ Ганиев М.Х. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика – Администрации МР Абзелиловский район РБ, Миянов А.Б. в судебном заседании иск прокурора не признал, указав, что исковое заявление подано в суд в порядке ст. 251 ГПК РФ. Из содержания данной статьи видно, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Прокурор в своих требованиях не просит признать Постановление главы Администрации МР Абзелиловский район РБ противоречащим закону полностью или в части, а лишь просит дополнить, где указать, кому предоставлен земельный участок, какой земельный участок, на каком основании, а также указать право пользования, распоряжения либо владения. Прокурор Абзелиловского района РБ обратился с заявлением в защиту интересов государства, но в исковом заявлении не указано, каким образом, оспариваемым нормативным актом нарушаются интересы государства.

Далее ответчик указывает, что в соответствии с положениями ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде Решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Как следует из приведенной специальной нормы, к числу самостоятельных субъектов, которые вправе оспорить действия или бездействия «власти» и ее «чиновников», прокурор не отнесен. Положения ст. 45 ГПК РФ (общая норма) не наделяет прокурора подобным самостоятельным правом на обращение в суд и предъявление заявления, рассматриваемого в публичном производстве. Особенностями самого вида судопроизводства по делам, возникающих из публичных правоотношений является то, что заявитель - это всегда только гражданин или организация, оспаривающие решения, действия (бездействия) пяти субъектов, перечисленных в ч.1 ст.254 ГПК РФ. Прокурор может быть участником подобной категории дел публичного производства только в случае, когда гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, и за него и в его интересах это делает прокурор, не выступающими при этом в личном качестве заявителя. Исходя из изложенного, исключается возможность обращения прокурора в суд с заявлением по ст. 254 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, поскольку это не соответствует упоминаемым особенностям публичного производства, противоположными сторонами которого, во-первых, не могут быть представители «властей». Во-вторых, интересы неопределенного круга лиц также не могут быть защищены в порядке, предусмотренном ст. 254 ГПК РФ, так как сами оспариваемые решения, действия либо бездействия должны носить по ст.255 ГПК РФ персонифицированный характер. В связи с изложенным считает, что иск подлежал отказу в принятии на основании п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ.

Третье лицо Габбасов И.М. в судебное заседание не явился. Имеется письменное ходатайство Габбасова И.М. о рассмотрении дела в его отсутствие.



Исследовав материалы гражданского дела, выслушав старшего помощника прокурора Ганиева М.Х., представителя Администрации МР Абзелиловский район РБ Миянова А.Б., суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» правительство Республики Башкортостан и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, находящимися соответственно в государственной собственности Республики Башкортостан и муниципальной собственности, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, осуществляется соответственно Правительством Республики Башкортостан или органами местного самоуправления.

Согласно ч. 3 ст. 9 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц осуществляется бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами и настоящим Законом.

При этом действующим законодательством Российской Федерации установлены различные основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц, как за плату, так и бесплатно.

В судебном заседании установлено, что согласно постановлению главы Администрации МР Абзелиловский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта границы разделения земельного участка» утвержден проект границы разделения земельного участка №, находящегося в государственной собственности на земельные участки № В связи с тем, что на Габбасова И.М. указанным Постановлением возложена обязанность поставить вновь образованный земельный участок на государственный кадастровый учет в территориальный отдел № 33 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РБ и зарегистрировать права на земельный участок в Белорецком отделе (Абзелиловский сектор) УФРС по РБ, следовательно, оно явилось основанием для регистрации права собственности за Габбасовым И.М. на указанный участок.

Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 17 и ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

В постановлении главы Администрации МР Абзелиловский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта границы разделения земельного участка» приведены характеристики земельных участков, границы которых подлежат перераспределению, а также установлена обязанность Габбасова И.М. поставить вновь образованный земельный участок на кадастровый учет и зарегистрировать право на земельный участок. Какие-либо указания на основания приобретения права собственности Габбасовым И.М. на указанный земельный участок в постановлении отсутствуют. Таким образом, в указанном постановлении отсутствует информация, необходимая для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Исходя из того, что в исковом заявлении прокурор Абзелиловского района РБ указывает, что препятствий для предоставления Габбасову И.М. земельного участка в ходе проверки не установлено, в связи с чем просит обязать ответчика внести в вышеуказанное Постановление дополнения, указав кому предоставлен земельный участок, какой земельный участок, на каком основании, а также указать право пользования, распоряжения либо владения, суд считает возможным удовлетворить требования прокурора.

Доводы представителя Администрации МР Абзелиловский район РБ Миянова А.Б. суд находит подлежащими отклонению. Иск прокурора затрагивает имущественные права третьего лица Габбасова И.М., которому Постановлением главы Администрации МР Абзелиловский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлен в собственность земельный участок, путем перераспределения земельного участка, находившегося в государственной собственности. Указанное Постановление не является нормативным правовым актом.

Доводы ответчика о том, что иск прокурора подлежал отказу в принятии на основании п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ также подлежит отклонению. В соответствии с ч.3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О Прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. При таких условиях государственная пошлина не подлежит взысканию с Администрации МР Абзелиловский район РБ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать главу Администрации муниципального района Абзелиловский район РБ в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда внести в Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта границы разделения земельного участка» дополнения, указав, кому предоставлен земельный участок, какой земельный участок, на каком основании, а также указать право пользования, распоряжения либо владения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме через Абзелиловский районный суд РБ.

Председательствующий судья: Р.С. ЯКУПОВА