Решения районных судов

По иску об оспаривании решения жилищной комиссии о снятии с учета. Решение от 16 августа 2010 года №. Белгородская область.

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе

председательствующего судьи- Зюзюкина *.*.

при секретаре- Титовой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ца Ф.И.О. с участием заинтересованных лиц: администрации города Белгорода, УФМС по Белгородской области, об оспаривании решения жилищной комиссии о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

Установил:

26 августа 1998 года Царитову *.*. с женой Гелашвили *.*., прибывшим из Республики Грузия, миграционной службой Белгородской области был предоставлен статус вынуж­денных переселенцев. 04 сентября 1998 года Царитов *.*., имея регистрацию в г. Белгороде по адресу: ул. Костюкова, ***, Решением жилищной комиссии администрации г. Белгорода был поставлен на учет в качестве нуждающегося в
улучшении жилищных условий, включен в областной сводный список вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилья.

Решением жилищной комиссии УФМС по Белгородской области от 27.12.2000 г. как особо нуждающимся Царитову *.*. на состав семьи было предоставлено временное жилье, расположенное по адресу: Шебекинский район, п. Маслова Пристань, ул. ***, дом ** кв. ** (комната 17 кв.м.) л.д. 41-44),

Решением секретариата комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Белгорода от 24.09.2007 года Царитов *.*. был снят с учета нуждающихся в улучшении жи­лищных условий в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование л.д. 47). 15 ноября 2007 года администрацией города Белгорода издано распоряжение № 3716, которым Царитов *.*. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ основанию л.д. 48-49).

Дело инициировано заявлением Царитова *.*., поданным в порядке ст. 254 ГПК РФ. Он просит признать неправомерным Решение комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Белгорода от 24 сентября 2007 года о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать комиссию по жилищным вопросам при администрации г. Белгорода произвести действия по его восстановлению в общем и льготном областных сводных списках вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилья в порядковой очередности с учетом ее продвижения с сентября 2007 года по настоящее время, а также его порядковых номеров по состоянию на 01 января 2007 года.

В обоснование заявленных требований указал на то, что оспариваемое Решение комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Белгорода противоречит требованиям ст. 2
Конституции РФ, ст. 7 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», пунктам 3, 23, 45, 46 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 года № 845 ст. 97 ЖК РФ, и этим Решением ему созданы препятствия к осуществлению и реализации прав на получение жилого помещения для постоянного проживания.

В судебном заседании Царитов *.*. и его представитель- Царитов *.*. (по доверенности от 22.08.2008 года) заявленные требования поддержали.

Представитель администрации г. Белгорода- Медведева *.*. (по доверенности от 30.03.2010 года) считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на допущенный заявителем пропуск установленного п. 3 ст. 8 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» срока на подачу жалобы, а также на соответствие оспариваемого решения требованиям ст. 52, пункта 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ в связи с проживанием заявителя на территории Шебекинского района.

Представитель заинтересованного лица УФМС по Белгородской области- Бондаренко *.*. (по доверенности от 11.02.2010 года) поддержала позицию администрации города Белгорода. Полагает, что заявитель без уважительных причин пропустил установленный ст. 256 ГПК РФ срок на обращение в суд и считает, что состоять на жилищном учете Царитов *.*. должен по месту жительства в Шебекинском районе.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Подпунктами 2 и 4 п. 1
ст. 7 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий: включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности; предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установлено, что Царитов *.*. составом семьи 2 человека (он, жена) на основании документов, подтверждающих их статус вынужденных переселенцев, отсутствие жилья, 04.09.1998 года жилищной комиссией при администрации города Белгорода принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решением жилищной комиссии УФМС по Белгородской области от 27.12.2000 г. как особо нуждающимся Царитову *.*. на состав семьи было предоставлено временное жилье, расположенное по адресу: Шебекинский район, п. Маслова Пристань, ул. ***, дом ** кв. ** и лишь спустя 7 лет Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации города Белгорода (протокол № 15 от 24 сентября 2007 года) Царитов снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выездом на другое место жительства.

По мнению суда, оспариваемое Решение принято без учета специального правового статуса заявителя, при неправильном применении норм материального права.

По смыслу пункта 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае из выезда на место жительства в другое муниципальное образование когда данный выезд связан с возможностью граждан самостоятельно определять свое новое место жительства.

В силу ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин
постоянно или преимущественно проживает.

Согласно Закону о вынужденных переселенцах статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет (п. 4 ст. 5); Решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных данным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 5); вынужденный переселенец имеет право при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев (подп. 2 п. 1 ст. 6).

Предоставление заявителю и его жене комнаты в коммунальной квартире, предна­значенной для временного проживания граждан, признанных в установленном федераль­ным законом порядке вынужденными переселенцами, не свидетельствует об обустройст­ве их на новом месте жительства.

Временное жилье в силу положений статьи 20 ГК РФ не является местом жительства гражданина, поскольку под ним понимается место, где гражданин постоянно или пре­имущественно проживает. Временное жилье является местом пребывания гражданина (статья 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 года № 5242-1).

Таким образом доказательств, свидетельствующих о выезде Царитова *.*. и его же­ны на место жительства в другое муниципальное образование суду не представлено.

Поскольку администрация города Белгорода не доказала законность и обоснованность принятого решения, в силу ст.
258 ГПК РФ Решение комиссии по жилищным вопросам при администрации города Белгорода (протокол № 15 от 24 сентября 2007 года) в части снятия Царитова *.*. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выездом на другое место жительства является незаконным. С целью восстановления нарушенных прав заявителя в полном объеме следует обязать администрацию г. Белгорода восстановить Царитова *.*. в списках учета граждан, состоящих на учете нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий, с даты первоначальной постановки на учет, т.е. с 04.09.1998 года.

Суд считает, что отсутствуют основания для отказа в удовлетворении заявления по мотивам пропуска заявителем установленного п. 3 ст. 8 Закона РФ «О вынужденных переселенцах», ч. 2 ст. 256 ГПК РФ срока обращения с заявлением в суд.

Из материалов дела видно, что после получения извещения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Царитов *.*. предпринимал меры по восстановлению в списках учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, по данному вопросу обращался в администрацию города Белгорода и Решением комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода (протокол № 16 от 12.12.2008 года) ему в удовлетворении просьбы отказано л.д. 50); в прокуратуру г. Белгорода, получив в августе 2009 года разъяснения о правомерности принятого 24.09.2007 года решения л.д. 23). В судебном порядке Царитов *.*. оспаривал Решение УФМС по Белгородской области от 29.10.2009 года об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, принятого на основании решения комиссии по жилищным вопросам при администрации города Белгорода от 24.09.2007 года. Решением
Свердловского районного суда города Белгорода от 22.01.2010 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 16.03.2010 года, Решение УФМС по Белгородской области от 29.10.2009 года в части отказа Царитову *.*. и членам его семьи (жена- Гелашвили *.*.) в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, отменено. На УФМС по Белгородской области возложена обязанность продлить Царитову *.*. срок статуса вынужденного переселенца сроком на один год л.д. 24-26, 27-28). Решение суда УФМС по Белгородской области исполнено 30.04.2010 года л.д. 46). Суд также учитывает престарелый возраст заявителя (19** года рождения) и его инвалидность (инвалид ** группы бессрочно), что делает затруднительным реализацию прав на судебную защиту.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд-

Решил:

Заявление Ца Ф.И.О. об оспаривании решения жилищной комиссии о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать обоснованным.

Признать незаконным Решение комиссии по жилищным вопросам при администрации города Белгорода (протокол № 15 от 24 сентября 2007 года) в части снятия Ца Ф.И.О. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выездом на другое место жительства и обязать администрацию г. Белгорода восстановить Ца Ф.И.О. в списках учета граждан, состоящих на учете нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий, с даты первоначальной постановки на учет, т.е. с 04.09.1998 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы на Решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода.

В суд надзорной инстанции (президиум Белгородского областного суда, а при несогласии с принятым Решением
в Верховный Суд РФ) Решение может быть обжаловано в течении шести месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что участниками процесса было использовано право на кассационное обжалование судебного решения.

Судья *.*. Зюзюкин

Решение не вступило в законную силу.