Решения районных судов

По иску об оспаривании отказа в определении процента утраты профессиональной трудоспособности. Решение от 13 октября 2010 года № 2-3298/2010. Белгородская область.

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:

Председательствующего судьи Птахиной *.*.

При секретаре Черниковой *.*.

С участием Зуевой *.*., представителя ФГУ «ГБ МСЭ по Белгородской области» и представителя Управления ФСИН России по Белгородской области

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Ф.И.О. к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» об оспаривании отказа в определении процента утраты профессиональной трудоспособности,

Установил:

Зуева *.*. проходила службу в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний России по Белгородской области в должности *****.

Приказом начальника УФСИН России по Белгородской области от ** ** **** года №*** Зуева *.*. уволена из органов уголовно-исполнительной системы по пункту «ж» (по болезни) ст. 58 Положения
о службе в органах внутренних дел Российской Федерации с ** ** **** года.

На основании свидетельства о болезни №*** от ** ** **** года Зуева *.*. была признана филиалом «Белгородская военно-врачебная комиссия» ФБУ ЦМ и СР УФСИН России по Курской области не годной к военной службе. Указано, что она нуждается в освобождении от исполнения служебных обязанностей на срок до дня исключения из списков личного состава органа УИС.

Филиалом-бюро №11 ФГУ «ГБ МСЭ по Белгородской области» Зуевой *.*. с ** ** **** года установлена вторая группа инвалидности, причина инвалидности указана - военная травма.

Указанное обстоятельство подтверждается справкой серии МСЭ-2007 №***.

Однако Зуевой *.*. было отказано в установлении процента утраты профессиональной трудоспособности.

Дело инициировано иском Зуевой *.*. Она просит признать незаконным отказ ФГУ «ГБ МСЭ по Белгородской области» филиала №11 в установлении процента утраты профессиональной трудоспособности и обязать ФГУ «ГБ МСЭ по Белгородской области» филиал №11 освидетельствовать ее с целью установления процента утраты профессиональной трудоспособности с увечьем, полученным при исполнении служебных обязанностей, и при наличии оснований в последующем производить переосвидетельствование.

В судебном заседании истица Зуева *.*. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - ФГУ «ГБ МСЭ по Белгородской области» - Галавай *.*. в судебном заседании исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения.

Представитель третьего лица - Управления ФСИН России по Белгородской области Семенчук *.*. считала исковые требования обоснованными, в связи с чем подлежащими удовлетворению.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным лицами, участвующими в деле, доказательствам, суд признает исковые требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде Решение,
действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.

Согласно гл. 59 ГК РФ и приказа Минюста России от 28.10.2005 года №198 «О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исправительной системы, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно-исправительной системы или его близких», Зуевой *.*. положено ежемесячное возмещение вреда, причиненного здоровью, исходя из степени утраты профессиональной трудоспособности.

В соответствии со ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

В силу п.п. 21, 22, 23 Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исправительной системы, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно-исправительной системы или его близких, утвержденной приказом Минюста России от 28.10.2005 года №198, при назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к увольнению со службы по болезни или ограниченному состоянию здоровья и установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью.

Основанием для принятия решения и издания приказа о выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью является наличие следующих документов:

заявление о выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью;

заверенные копии выписки из акта освидетельствования в государственной медико-социальной экспертной комиссии и справки МСЭК об установлении группы
инвалидности и ее причине;

копия приказа об увольнении по болезни или по ограниченному состоянию здоровья;

копия свидетельства о болезни с заключением ВВК о причинной связи телесного повреждения в редакции “военная травма“;

справка об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах согласно установленной группе инвалидности;

справка пенсионного отдела о назначении пенсии по инвалидности;

иные документы, необходимые для принятия объективного решения.

Размер вреда, подлежащего возмещению, определяется в соответствии со ст. 1086 ГК РФ, согласно которой размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности.

Выплата ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью производится в течение всего срока, на который установлена инвалидность и определена степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в силу ст. ст. 1084, 1086 ГК РФ при определении размера, подлежащего возмещению заработка, утраченного в результате повреждения здоровья, сотрудникам уголовно-исправительной системы необходимо определить степень утраты профессиональной трудоспособности либо утраты общей трудоспособности.

В силу ст. 3 Закона РФ от 21.07.1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» правовую основу деятельности уголовно-исправительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные акты Министерства юстиции Российской Федерации.

В соответствии с вышеуказанным возмещение вреда сотрудникам уголовно-исправительной системы осуществляется на основе действующих в РФ общих норм гражданского права.

Постановлением Правительства РФ №95 от 20.02.2006 года утверждены Правила признания лица
инвалидом, согласно которым причины инвалидности указаны как «военная травма или заболевание, полученное в период прохождения военной службы».

В соответствии с Положением «О Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года №321, последнее является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением функций, возложенных на иные федеральные органы исполнительной власти), социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, включая уплату страховых взносов, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи Ф.И.О. включая трансплантацию органов и тканей человека), разработку и реализацию современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания медицинской помощи, предоставление услуг в области курортного дела,
организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, социальное обслуживание населения, оказание протезно-ортопедической помощи, реабилитацию инвалидов, проведение медико-социальной экспертизы, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации медицинских, фармацевтических и санитарно-эпидемиологических работников, работников сферы социального развития и курортного дела, а также отдельных категорий работников в области охраны труда.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Одним из видов деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации является организация деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов и государственной службы реабилитационной индустрии.

В соответствии с п. 3.5 Устава Федеральное государственное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» осуществляет комплексную реабилитационо-экспертную диагностику с применением новейших технологий, результатов научных разработок с целью определения наличия ограничений жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационного потенциала и потребности в мерах социальной защиты, включая разработку индивидуальных программ реабилитации инвалидов, включая медицинский, психологический, профессиональный и социальный аспекты, а также осуществляет мероприятия по комплексной медико-социальной реабилитации в рамках индивидуальной программы реабилитации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Зуева *.*. должна быть освидетельствована в Главном бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области с целью определения степени утраты профессиональной трудоспособности, а в дальнейшем при наличии оснований ей должно быть произведено и переосвидетельствование.

В связи с изложенным доводы представителя ответчика
о том, что на учреждения МСЭ не возложена обязанность по освидетельствованию граждан с причиной инвалидности «военная травма» для определения степени утраты трудоспособности, являются несостоятельными.

Ссылка стороны ответчика на наличие инструкции для определения степени утраты трудоспособности для граждан, получивших увечье не при исполнении трудовых обязанностей, не может быть принята во внимание, так как Зуева *.*. к данной категории не относится.

Отказ филиала-бюро №11 Зуевой *.*. в ее освидетельствовании нарушает её права, поскольку ограничивает ее право на полное возмещение причиненного ущерба.

В силу ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

А статья 18 Конституции РФ определяет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

При таких обстоятельствах исковые требования Зуевой *.*. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:
Ф.И.О. к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» об оспаривании отказа в определении процента утраты профессиональной трудоспособности признать обоснованным.

Признать отказ ФГУ «ГБ МСЭ по Белгородской области» филиала-бюро №11 в установлении процента утраты профессиональной трудоспособности незаконным.

Обязать ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» филиал-бюро №11 освидетель Ф.И.О. с целью установления процента утраты профессиональной трудоспособности в связи с увечьем, полученным при исполнении служебных обязанностей, и при наличии оснований в последующем производить переосвидетельствование.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию
по гражданским делам Белгородского областного суда через суд, принявший Решение, в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

В суд надзорной инстанции Решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу при условии, что участниками процесса было использовано право на кассационное обжалование судебных постановлений.

Судья Птахина *.*.

Решение не вступило в законную силу.