Решения районных судов

О признании права на получение жилищной субсидии. Решение от 12 января 2011 года № 2-30/11. Республика Коми.

Воркутинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Бочаровой *.*.

при секретаре Кочешковой *.*.

с участием представителя истца Сальникова *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте пос. Воргашор,

12 января 2011 года дело по иску Шишкиной *.*. к Администрации <данные изъяты> Министерству <данные изъяты> о признании права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, включении в список на получение жилищной субсидии в связи с ликвидацией шахты «<данные изъяты>», выделении жилищной субсидии,

Установил:

Шишкина *.*. обратилась с иском о признании за ней права на получение жилищной субсидии. В обоснование требования указывает, что в период ликвидации шахты «<данные изъяты>» она ДД.ММ.ГГГГ. была уволена с этой шахты по переводу в УСЗК «<данные изъяты>». На тот момент она не была поставлена в соответствующую очередь на получение жилья за пределами г.Воркуты в связи с ликвидацией шахты «<данные изъяты>», с чем она не согласна. Считает, что в соответствии с действующим законодательством она имеет право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера. Так, Федеральный закон №123 от 27.09.2005г. и принятое во исполнение данного закона Постановление Правительства №43 от 26.01.2006г. предусматривают, что жилищная субсидия на приобретение жилья по новому месту жительства предоставляется работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера организаций угольной отрасли и имеющим стаж работы не менее чем 10 лет в организациях угольной отрасли. Поскольку на момент увольнения с шахты «<данные изъяты>» она проработала в организациях угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, более 16 лет и была уволена с шахты до 01.01.2005г., то имеет право на получение жилищной субсидии. Считает, что факт её увольнения с шахты «<данные изъяты>» по п.5 ст.29 КЗоТ РФ в данном случае не имеет значения, т.к. её увольнение произведено в период проведения мероприятий по ликвидации шахты. Так как её увольнение имело место в период ликвидации шахты, то считает, что имеет право на получение жилищной субсидии. В связи с этим просит признать за ней право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами г.Воркуты, обязать ответчиков включить её в списки очередности на получение жилищной субсидии и предоставить ей эту субсидию.

В судебном заседании представитель истца - адвокат Сальников *.*. заявленные требования поддержал, приведя в обоснование доводы, изложенные в иске.

Истец, ответчики и третье лицо, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебном заседании участия не принимали.

С учетом требований ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и представителя третьего лица.



Ответчик Администрация <данные изъяты> в отзыве на иск отмечает, что согласно действующему законодательству численность и списочный состав переселяемых граждан определяется ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города и согласовываются Минэнерго РФ. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки. Таким образом, администрация <данные изъяты> не может самостоятельно включить истца в указанные списки, поскольку уполномочена лишь утверждать их. Истец не была включена в списки переселяемых граждан организацией угольной отрасли. Администрация <данные изъяты> не занималась формированием списка работников шахты «<данные изъяты>» для переселения из районов Крайнего Севера, поэтому она не может являться ответчиком по данному иску. Кроме того, отмечает, что истец, согласно её трудовой книжке, была уволена не по ликвидации шахты, а в порядке перевода в УСЗК «<данные изъяты>» ОАО «<данные изъяты>». При таких обстоятельствах заявленные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

ОАО «<данные изъяты>» в письменном отзыве на иск указало, что акционерное общество не участвовало в формировании Списков очередности, распределения и предоставления жилья за пределами г.Воркуты для работников шахты «<данные изъяты>», т.к. на момент ликвидации ДАО «<данные изъяты>» являлось самостоятельным юридическим лицом. ОАО «<данные изъяты>» решений об исключении истца из списков очередности либо об отказе ей в предоставлении жилищной субсидии не принимало, поскольку это находится за пределами компетенции акционерного общества.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Шишкина *.*. , как следует из её трудовой книжки, в период с ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты> на шахте «<данные изъяты>», откуда была уволена по переводу в УСЗК «<данные изъяты>» ОАО «<данные изъяты>», ст.29 п.5 КЗоТ РФ, с согласия руководителей.

Согласно протоколу №14 заседания Совета директоров ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. было принято Решение о ликвидации дочернего акционерного общества <данные изъяты> Так, в протоколе отмечается, что, принимая во внимание экономическую нецелесообразность отработки запасов угля, оставшихся на шахте «<данные изъяты>», согласиться с рекомендациями Правительственной комиссии по расследованию аварии произошедшей на шахте «<данные изъяты>» и ликвидировать самостоятельное юридическое лицо ДАО «<данные изъяты>».

Началом работ по ликвидации шахты «<данные изъяты>» и выполнению мероприятий по социальной защите трудящихся, высвобождаемых в связи с ликвидацией шахты, установлена дата - ДД.ММ.ГГГГ

В целях обеспечения социальной защиты работников ликвидируемой шахты «<данные изъяты>» были определены списки работников шахты на переселение за пределы РК в связи с ликвидацией предприятия, составленные на основании «Положения о порядке формирования списков очередности, распределения и предоставления жилья за пределами г.Воркуты для работников шахты «<данные изъяты>» в связи с её ликвидацией», принятого на конференции трудового коллектива шахты «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно указанному Положению право на получение жилья за пределами г.Воркуты имеют: работающие пенсионеры на ДД.ММ.ГГГГ.; работники предпенсионного возраста, которым с момента приказа о ликвидации шахты остается менее 2-х лет до выхода на пенсию; инвалиды 1 и 2 групп по трудовому увечью и общему заболеванию; семьи работников шахты погибших в результате несчастного случая на производстве; семьи работников имеющих в составе семей детей инвалидов с детства; инвалиды труда 3 группы, работающие на шахте на момент принятия решения о ликвидации; работники шахты переведенные на другие предприятия ОАО «<данные изъяты>» по согласованию, а также в связи с реорганизацией работы шахты и предполагаемой её ликвидацией, уволенные после ДД.ММ.ГГГГ., имеющие право на переселение за пределы г.Воркуты.

В судебном заседании установлено, что Шишкина *.*. в списки на получение жилья за пределами г.Воркуты в связи с ликвидацией ДАО «<данные изъяты>» не была включена.

Всоответствии со ст.l Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных с ним местностей» от 25.07.1998г. №131-ФЗ, действовавшего до 01.01.2003г., жилищные субсидии предоставлялись гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.



В силу ст.l Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» №125-ФЗ от 25.10.2002г., действующего с 01.01.2003г., жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Федеральным законом №123-ФЗ от 27.09.2005г. «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…» статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004г. была дополнена частью 15 следующего содержания: «установить, что работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее чем десять лет в организациях угольной промышленности, предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ».

Постановлением Правительства РФ №840 от 24.12.2004г. во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.

В соответствии с п.п. «е» п.8 Перечня предусмотрена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, а именно, содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности.

При этом безвозмездная субсидия предоставляется на основе действующего законодательства РФ высвобожденным работникам шахт и разрезов, подразделений ВГСЧ, геологических и других организаций угольной промышленности в связи с ликвидацией или сокращением численности и штата, работникам ликвидируемых угледобывающих компаний, шахтостроительных и вспомогательных организаций (по решениям МВК), а также социально не защищенным категориям граждан из числа бывших работников угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.

Исходя из изложенного следует, что в соответствии с ныне действующим законодательством для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, по сравнению с Федеральным законом «О жилищных субсидиях…», предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии при условии их высвобождения до 01.01.2005г. и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет.

При этом действие вышеприведенных норм закона распространяется на всех работников угольной промышленности, имеющих не менее 10 лет стажа работы в угольной промышленности, высвобожденных по ликвидации предприятий расположенный в районах Крайнего Севера до 01.01.2005г.

Шишкина *.*. считает, что на основании указанных норм закона она имеет право на получение жилищной субсидии. Однако суд не может согласиться с доводами истца.

Согласно записям в трудовой книжке истца, трудовой договор Шишкиной *.*. с ДАО «<данные изъяты>» прекращен ДД.ММ.ГГГГ по п.5 ст.29 КЗоТ РФ, в связи с переводом в УСЗК «<данные изъяты>» ОАО «<данные изъяты>» по согласованию между руководителями.

В соответствии с п.5 ст.29 Кодекса Законов о труде РФ основаниями прекращения трудового договора (контракта) являются:…п.5) перевод работника, с его согласия, на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность.

Данному основанию прекращения трудового договора, как перевод работника с его согласия или по его просьбе к другому работодателю, характерно ясно выраженная в письменной форме воля трех субъектов: работника, администрации нового места работы, приглашающей на работу, данного работника, переходящего с одного места работы на другое в порядке перевода, и администрации прежнего места работы, отпускающей этого работника в порядке перевода в другую организацию.

При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с доводами истца о возникновении у неё права на получение жилищной субсидии за счет средств государственной поддержки угольной отрасли в связи с её увольнением из штата работников ликвидируемой угледобывающей организации, поскольку, имело место прекращение трудового договора в связи с переводом на другое предприятие. Доказательств, подтверждающих прекращение трудового договора истца в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, не представлено. Доводы истца, что она была вынуждена уволиться по переводу, т.к. было принято Решение о ликвидации предприятия, не могут служить доказательством расторжения с ней трудового договора в связи с проведением мероприятий по ликвидации предприятия.

Поскольку прекращение трудового договора с Шишкиной *.*. ДД.ММ.ГГГГ. произведено не в связи с ликвидацией предприятия либо сокращением численности и штата работников ДАО «<данные изъяты>», а в связи с переводом на другое предприятие, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Шишкиной *.*. к Администрации <данные изъяты> Министерству <данные изъяты> о признании права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, включении в список на получение жилищной субсидии в связи с ликвидацией шахты «<данные изъяты>», выделении жилищной субсидии отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение десяти дней в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 13.01.2011г.

Судья *.*. Бочарова