Решения районных судов

О признании права на получение жилищной субсдии и восстановлении в очереди с даты подачи заявления. Решение от 20 июля 2010 года № 2-721/2010. Республика Коми.

Воркутинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Жуковской *.*. ,

при секретаре судебного заседания Немченковой *.*. ,

с участием истицы Величко *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте Республики Коми 20 июля 2010 года гражданское дело по иску Величко *.*. к ... о восстановлении в списке очередников на получение жилья за пределами г. ФИО3,

Установил:

истица обратилась в суд с иском к ответчикам о восстановлении в списке очередников на получение жилья за пределами г. Воркуты, образованном в 1976-1977 годах. В обоснование иска истица указала, что проживает в г. Воркуте с ... г., а ее «северный» стаж исчисляется с ... г., т.к ранее проживала в ... РК. В .... истицу утвердили в списке очередников для строительства кооперативного жилья за пределами г. Воркуты. Истица ежегодно контролировала свою очередь, т.к работала в ... и лично оформляла документы сотрудникам ... и относила их в администрацию города, а затем ежегодно отмечала очередь свою и сотрудников. Многие из очередников, кому истица помогала оформлять документы, давно получили квартиры и выехали из г. Воркуты, например, ... г. истица пришла на очередную перерегистрацию в ... города, ей ответили, что в данной очереди она не значится. Работник ... ... сказала, что все списки передают в ... и, возможно по невнимательности работников, ее фамилия выпала из списка и они будут разбираться с этим. Истице было предложено написать новое заявление о постановке на очередь на получение жилья и пояснили, что если первоначальная очередь найдется, то повторное заявление ликвидируют. Истица указывает, что ответ за подписью зам. главы администрации ... подтверждает, что она действительно стояла в списках очередников в 1976-1977 гг. и то, что она стоит в очереди по повторному заявлению под ... а по льготной очереди под .... При регистрации ... ее номер в списке очередников уже ...

Ответчики ... представили отзывы на иск, в которых просили отказать в удовлетворении требований Величко *.*. Суду пояснили, что ... осуществляет формирование и утверждение общереспубликанских списков граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат), начиная с 2004 года. Величко *.*. включена с датой постановки на учет ... г. по состоянию на: ... г. в списки пятой очереди «пенсионеры» под ... г. в списки третьей очереди «пенсионеры» под ... г. в списки третьей очереди «пенсионеры» под ... г. в списки третьей очереди «пенсионеры» под ... г. в списки третьей очереди «пенсионеры» под ... г. в списки третьей очереди «пенсионеры» под ...

Впервые федеральный закон, предусматривающий распределение средств федерального бюджета на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера в климатически благоприятные регионы России, был принят 31.07.1995 г. № 121-ФЗ. Порядок предоставления федеральных субсидий в тот период был определен Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 10.12.1993 г. № 1278, согласно которого субсидии предоставлялись лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет (пункт 5 (абз. 4)). Таким образом, федеральными нормативными правовыми актами до 10.12.1993 г. не был предусмотрен такой вид государственной поддержки, как жилищная субсидия гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не менее 10 лет. Предоставление средств республиканского бюджета Республики Коми в виде жилищных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в южные районы Республики Коми регламентируется Законом Республики Коми от 05.04.2005 г. № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья». Таким образом, вызывает сомнение дата подачи Величко *.*. заявления о предоставлении жилищной субсидии на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет 1976-1977 гг.

Ответчики, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в деле не направили, просили рассмотреть дело без их участия. Согласно ст. 167 ГПК РФ суд начал рассмотрение дела при имеющейся явке.

В судебном заседании истица поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.



Выслушав доводы истицы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истица состоит в общереспубликанском списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сформированных ... г. на основании списков органов местного управления, в категории «пенсионеры» (третья очередь) под ... датой постановки на учет ... г.

На момент постановки истицы в очередь на получение жилищной субсидии действовала Государственная целевая программа «Жилище», разработанная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.08.1992 г. № 602 и одобренная Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 20.06.1993 г. № 595.

В соответствии с Государственной целевой программой «Жилище» Постановлением Правительства РФ от 10.12.1993 г. № 1278 утверждено Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья. Согласно п. 5 Положения за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации субсидии предоставлялись в пределах объема, предусмотренного в этом бюджете для финансирования жилищного строительства на соответствующий год, на основе заявок республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также министерств и ведомств Российской Федерации лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет.

Составной частью Государственной целевой программы «Жилище» являлась Федеральная целевая программа «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 10.07.1995 г. № 700.

Федеральный закон от 17.08.1996 г. № 116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» Установил распределение средств федерального бюджета на 1996 год, направляемых на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в климатически благоприятные регионы; размер предоставляемых гражданам жилищных субсидий, а также условия и порядок их предоставления.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1996 г. № 116-ФЗ было установлено, что выделенные средства направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в первую очередь на переселение граждан из закрывающихся городов, поселков и с полярных станций, а также пенсионеров, инвалидов и безработных (в течение более года) граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с региональными программами приобретения и строительства жилья в климатически благоприятных регионах. Действие ст. 4 продлено на 1997 год Федеральным законом от 26.02.1997 г. № 29-ФЗ.

В целях обеспечения реализации выделяемых федеральным бюджетом на 1996 год средств для предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с региональной программой переселения граждан Республики Коми к федеральной целевой программе «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденной 28 августа 1996 г., Указом Главы Республики Коми от 17.12.1996 г. № 329 утверждено Положение о порядке предоставления безвозмездных жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно ст. 10 вышеуказанного Положения субсидии предоставлялись гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет, с учетом первоочередного права для граждан из закрывающихся поселков, пенсионеров, инвалидов, безработных (в течение более года), а также работникам бюджетной сферы, лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Решением Совета города Воркуты от 10.06.1997 г. утверждено Положение о предоставлении жилой площади за пределами г. Воркуты, приобретенной администрацией города за счет жилищных субсидий, выделенных Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1996 г. № 116-ФЗ, Указом Главы Республики Коми от 17.12.1996 г. № 329 …», которым предусматривалось предоставление жилой площади за пределами г. Воркуты работникам предприятий, учреждений и организаций города, проработавших 10 и более календарных лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвалидам 1, 2 групп г. Воркуты независимо от стажа работы. Данным положением установлено две очереди - общая и льготная. К льготной очереди отнесены: инвалиды ВОВ, ДРА, СПВ, участники ВОВ и ДРА, инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, больные хроническими заболеваниями, дающими право на первоочередное получение жилья, реабилитированные, жители блокадного Ленинграда, участники ЧАЭС, узники концлагерей, ветераны г. Воркуты.



В последующем Федеральный закон от 25.07.1998 г. № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» Установил, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (часть 1).

Часть первая статьи 1 признана не соответствующей Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 г. № 8-П в той части, в какой предусмотренное ею требование о наличии минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, распространяется на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет.

В силу ст. 4 Федерального закона от 25.07.1998 г. № 131-ФЗ предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществлялось органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в первую очередь гражданам, работающим в ликвидируемых организациях и проживающим в закрывающихся городах, поселках и на полярных станциях, а также инвалидам, в том числе инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсионерам и гражданам, зарегистрированным более одного календарного года в качестве безработных.

Действующий в настоящее время Федеральный закон от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривает, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

Очередность предоставления жилищных субсидий установлена ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации; во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона; в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

В силу ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Коми от 06.10.2005 г. № 103-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья» органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми наделены следующими государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья: 1) прием и проверка документов, предусмотренных законодательством, от граждан Российской Федерации (далее - граждан), имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов; 2) постановка на учет граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов; 3) ведение списков граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, и обеспечение свободного доступа к ним граждан.

В силу ст. 5 Закона Республики Коми от 06.10.2005 г. № 103-РЗ контроль за реализацией органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется Министерством архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми.

В судебном заседании установлено, что 18.03.2008 г. истица обратилась в ... с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», указывая на то, что она состоит в очереди на улучшение жилищных условий с 25.07.1996 г. Заявлением от ... г. истица просила выделить ей государственный жилищный сертификат выпуска 2010 года для приобретения жилья на территории ... или ....

Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о восстановлении в списке очередников на получение жилья за пределами г. Воркуты, образованном в 1976-1977 гг., указывая, что в настоящее время она должна состоять в первой десятке данного списка. Из пояснений истицы в суде следует, что она проходила ежегодную перерегистрацию своей очередности и в подтверждение своих доводов представила суду листок, в котором каждый год записывала номер своей очередности. Однако, в данном листке отражена очередность истицы в ... г. При этом ответчиками не оспаривается тот факт, что истица состоит в очереди с ... г. Доказательства, свидетельствующие о том, что истица состояла в очереди на получение жилья и проходила перерегистрацию в период с ... г., суду не представлены.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ссылка истицы на ответ ... судом не может быть принята во внимание, поскольку из данного ответа лишь усматривается, что истица в .... исключена из списков очередности граждан, стоящих при администрации города на строительство кооперативного жилья за пределами г. Воркуты и очереди, созданной на базе получения жилья за пределами г. Воркуты взамен сдаваемого в г. Воркуте. Сведения о том, с какого периода времени истица состояла в данном списке, отсутствуют.

Как следует из материалов дела, Положение о распределении жилой площади работникам бюджетных организаций, построенной администрацией за пределами г. Воркуты, было утверждено Решением малого Совета от 19.11.1992 г. № 106. Указанным Решением также установлено в срок до 15.04.1993 г. произвести перерегистрацию существующей очередности на кооперативное жилье с целью создания на ее базе очереди на получение жилья за пределами г. Воркуты при условии сдачи квартиры в г. Воркуте.

Постановлением ... от ... № ... из списков очередности граждан, стоящих при администрации города на строительство кооперативного жилья за пределами г. Воркуты и очереди, созданной на базе получения жилья за пределами г. Воркуты взамен сдаваемого в г. Воркуте, исключены лица, не работающие в бюджетных организациях и не прошедшие перерегистрацию без уважительных причин в срок до ... г. Всего из очереди исключено ... человека, в т.ч истица. Сам список очередности граждан, стоящих при администрации города на строительство кооперативного жилья за пределами г. Воркуты, а также нормативные документы, предусматривавшие получение жилья за пределами РКС в ... гг. суду не представлены в виду их отсутствия как в ...

Решением Совета МО ГО «Город Воркута» от 28.01.2005 г. № 181 в связи с принятием Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» признаны утратившими силу решения Совета г. Воркуты, регулировавшие получение жилищных субсидий для приобретения жилья за пределами г. Воркуты, в т.ч и Решение малого Совета от 19.11.1992 г. № 106 «О порядке формирования очереди на получение жилья за пределами г. Воркуты бюджетных организаций».

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что на базе очередности граждан, стоящих при администрации города на строительство кооперативного жилья за пределами г. Воркуты, в 1993 г. была сформирована новая очередь на получение жилья за пределами г. Воркуты при условии сдачи квартиры в г. Воркуте. Истица состоит в данной очереди с ... г. Соответственно, восстановление истицы в уже несуществующей очереди на строительство кооперативного жилья за пределами г. Воркуты, невозможно.

При добытых в судебном заседании доказательствах у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований.

руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

в удовлетворении исковых требований Величко *.*. к ... о восстановлении в списке очередников на получение жилья за пределами города Воркуты, образованном в 1976-1977 годах - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в мотивированной форме.

Решение в мотивированной форме изготовлено 26.07.2010 г.

Председательствующий судья *.*. Жуковская