Решения районных судов

О признании решения общественной комиссии не действительным. Решение от 08 октября 2010 года № . Республика Коми.

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Пластинина И.В.;

при секретаре Петуховой Е.В.,

с участием представителя истца - адвоката Мочаловой Е.В., ...,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ч.М.А. к Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 27 ноября 2009 года в части снятия Ч.М.А. и членов его семьи с очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами города Воркуты - недействительным,

Установил:

Ч.М.А. обратился в суд с иском о признании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 27 ноября 2009 года в части снятия Ч.М.А. и членов его семьи с очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты - недействительным.

В обоснование искового заявления указал, что ... был включён в общереспубликанский список очередности граждан, желающих получить социальные выплаты для приобретения жилья по категории инвалиды первой и второй групп, с даты подачи заявления, как инвалид второй группы. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 27 ноября 2009 года он и члены его семьи были сняты с очереди на получение социальных выплат, на основании статьи 1 Федерального закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», пункта 21 Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 года и пункта 22 Постановления Правительства 21 марта 2006 года № 153. Он считает, что оснований для снятия его с учёта у Администрации МО ГО «Воркута» не имелось.

Истец Ч.М.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, в суд направил своего представителя.

Представитель истца адвокат Мочалова Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме и дополнительно пояснила, что Ч.М.А., несмотря на наличие жилого дома, нуждался в улучшении жилищных условий, так как дом являлся неблагоустроенным: отсутствовал водопровод, канализация, и, кроме того, с учётом всех членов семьи, площадь дома не соответствовала установленной норме жилой площади. Также Ч.М.А. является инвалидом Великой отечественной войны, что не было учтено общественной комиссией по жилищным вопросам.

Представитель ответчика Администрации МО ГО «Воркута» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещён надлежащим образом. В отзыве на иск просил в удовлетворении исковых требований отказать в связи с пропуском срока.

Представитель третьего лица Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещён надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В отзыве на иск указал, что с исковыми требованиями не согласен, так как переселение жителей Республики Коми, состоящих на учёте на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в органах местного самоуправления северных городов и районов, осуществляется за счёт средств федерального бюджет в рамках реализации Федерального Закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».



Администрация МОГО «Воркута» проводит перерегистрацию граждан, во время которой гражданин обязан подтвердить своё право состоять на учете на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или представить документы об изменившихся обстоятельствах.

Уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.

При этом снятие гражданина с учёта - не право, а обязанность соответствующего органа.

Ч.М.А. был принят на учёт на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в администрации МОГО «Воркута» с датой постановки на учёт ....

Как следует из представленной в Минархстрой РК копии справки ..., выданной Областным государственным унитарным предприятием «Липецкоблтехинвентаризация», Ч.М.А. имеет в собственности жилой дом .... Договор купли продажи .... Согласно справке ..., выданной Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области Ч.М.А. ... совершил сделку по отчуждению жилого дома ....

По мнению Минархстроя, факт отчуждения жилого дома является умышленным ухудшением жилищных условий, в целях реализации приобретения права на получение социальной выплаты в рамках реализации Федерального Закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ.

Таким образом, истцом в адрес администрации МО ГО «Воркута» были предоставлены сведения, не соответствующие действительности, что в силу пункта 21 Положения влечёт за собой последствия, а именно, снятие с учёта граждан, имеющих право на получение социальной выплаты.

При этом, при оформлении заявления на выдачу сертификата ... Ч.М.А. было отмечено, что в настоящее время он и члены его семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеют. Тем самым ввёл в заблуждение администрацию МО ГО «Воркута».

Ч.М.А. не сообщил в администрацию МО ГО «Воркута» сведения о наличии у него жилого помещения и, тем самым, не исполнил свою обязанность о предоставлении регистрирующим органам достоверных сведений, и, в свою очередь, лишил орган местного самоуправления возможности проверить, в рамках предоставленных им полномочий, законность и обоснованность сохранения за ним права состоять на учете в соответствующей очереди на получение жилищного сертификата с заявленным Ч.М.А. составом семьи.

Если у граждан после снятия с учёта вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, то их повторная постановка на учёт производится на общих основаниях, в соответствии со статьёй 53 Жилищного кодекса РФ, не ранее чем через пять лет.



Третьи лица О.М.М., С.А.Н., К.Р.С. и С.Е.Ю., действующая от своего имени и от имени несовершеннолетней дочери С.Д.А., в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.

Суд, руководствуясь статьёй 167 ГПК РФ, Определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает иск неподлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в состав которой входит подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В рамках реализации вышеуказанной подпрограммы осуществляется обеспечение жилыми помещениями граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

21 марта 2006 года было принято Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

При реализации функции социального государства федеральный законодатель в целях обеспечения справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях в силу имеющейся у него дискреции был вправе избрать предоставление безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета в качестве способа оказания помощи выезжающим из таких районов гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Поскольку требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии, вправе определять условия его возникновения и порядок реализации, как это следует из статей 37 (часть 3), 40 и 71 (пункты “в“, “е“, “з“) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения.

Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года №125-ФЗ “О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“, подпрограммой “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002-2010 годы, и Правилами выпуска и реализации государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 – 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21марта 2006 года №153.

Статьёй 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ и подпункта «з» вышеуказанных Правил установлено, что право на получение субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели.

В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона “О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“ принято Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879 “Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“.

В пунктах 2 и 3 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. №879 определено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.

Законом Республики Коми от 6 октября 2005 г. №103-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья» установлено, что прием и проверка документов, предусмотренных законодательством, от граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов; постановка на учет граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов; ведение списков граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, и обеспечение свободного доступа к ним граждан осуществляется в Республике Коми органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

В подпунктах “д“, “и“ пункта 21 Положения определено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на пога ссудной задолженности по указанным кредитам); изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

Следовательно, сохранение права за гражданином состоять в очереди на получение социальной выплаты возможно лишь в том случае, если после приобретения жилья на собственные средства гражданин остался нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно справке, выданной Областным государственным унитарным предприятием «Липецкоблтехинвентаризация», Ч.М.А. имел в собственности жилой дом .... Договор купли-продажи ....

Согласно техническому паспорту на жилой дом, данный дом - кирпичный, 1976 года постройки, использовался по назначению; ....

Согласно ответу администрации МО ГО «Воркута» от 07.10.2010 года № 602-ж, истец Ч.М.А. по вопросу улучшения жилищных условий в отдел учета и распределения жилой площади администрации МО ГО «Воркута» не обращался. В списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, не состоит.

Из показаний в суде представителя истца Мочаловой Е.В. следует, что истец Ч.М.А. по вопросу улучшения жилищных условий в администрацию Добровского района Липецкой области не обращался и на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоял. Зарегистрированным в Добровском районе Липецкой области не был.

Согласно телефонограмме от 08 октября 2010 года Ч.М.А. в администрацию Коренёвщинского сельсовета Добровского муниципального района Липецкой области с заявлением о постановке его на учёт, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не обращался. Учётная норма жилой площади составляет 12 квадратных метров, на основании решения Совета депутатов Коренёвщинского сельсовета № 240 от 10 февраля 2010 года. Ранее учётные нормы жилой площади были аналогичные.

Доводы представителя истца о том, что истец нуждался в улучшении жилищных условий, так как дом являлся неблагоустроенным: отсутствовал водопровод, канализация, не являются юридически значимыми обстоятельствами при рассмотрении данного дела.

Доводы представителя истца в той части, что с учётом всех членов семьи, площадь дома не соответствовала установленной норме жилой площади также не являются юридически значимыми обстоятельствами по данному делу, поскольку, в данном случае, члены семьи истца не являлись собственниками жилого помещения расположенного ..., зарегистрированными по указанному адресу не значились.

Также не являются в данном случае юридически значимыми обстоятельства, указанные представителем истца, в той части, что истец являлся инвалидом Великой отечественной войны, как не имеющие отношения к основаниям иска.

Согласно пункту 22 Положения, снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. Администрация МО ГО “Воркута“ проводит перерегистрацию граждан, во время которой гражданин обязан подтвердить своё право состоять на учете на получение субсидии (социальной выплаты) или представить документы об изменившихся обстоятельствах. Уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств. При этом снятие гражданина с учета - не право, а обязанность соответствующего органа.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 5 Правил, право на участие в подпрограмме имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года.

По смыслу Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ одним из условий для права гражданина на получение жилищной субсидии является отсутствие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаемость в его улучшении и неполучение субсидий на эти цели.

При оформлении заявления на участие в подпрограмме ... Ч.М.А. было отмечено, что на момент подачи заявления он и члены его семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеют, тем самым ввел в заблуждение Администрацию МО ГО «Воркута» и был признан участником подпрограммы.

Таким образом, истцом в адрес Администрации г. Воркуты были представлены сведения, не соответствующие действительности, что в силу пункта 21 Положения влечет за собой неблагоприятные правовые последствия, а именно: снятие с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты. Не сообщив Администрации г. Воркуты сведения о наличии в собственности жилого помещения, он тем самым не исполнил свою обязанность о предоставлении регистрирующим органам достоверных сведений, что, в свою очередь, лишило органы местного самоуправления возможности проверить, в рамках предоставленных им полномочий, законность и обоснованность сохранения за истцом права состоять на учете в соответствующей очереди на получение жилищного сертификата.

Снятие с учета по названному основанию возможно при предоставлении гражданином не любых недостоверных сведений, а лишь тех, предоставление которых преследовало цель создания искусственного мнения о наличии определенного права, требующего участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его жильем.

Согласно пункту 20 данного Положения, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета (в ред. Постановления Правительства РФ от 14 ноября 2007 года № 780).

Если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, то их повторная постановка на учет производится на общих основаниях (в ред. Постановления Правительства РФ от 14 ноября 2007 года № 780).

В соответствии с пунктом 21 Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае, в частности:

выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений;

приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на пога ссудной задолженности по указанным кредитам).

В силу указанных положений граждане, состоящие на учете, обязаны

представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы,

подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.

При этом снятие гражданина с учета - не право, а обязанность соответствующего органа.

На основании подпункта “д“ пункта 21 Положения Ч.М.А. должен был быть снят администрацией МО ГО “Воркута“ с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, еще в 2003 году, с даты постановки на учёт.

Согласно справке ..., выданной Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области Ч.М.А. ... совершил сделку по отчуждению жилого дома ....

Заявление на выдачу сертификата оформлялось Ч.М.А. ... после совершения сделки по отчуждению жилого дома ....

Согласно статье 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализируя все добытые и исследованные в ходе судебного заседания доказательства в их совокупности, суд считает требования истца о признании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 27 ноября 2009 года в части снятия Ч.М.А. и членов его семьи с очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты – недействительным, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, так как истцом в адрес Администрации г. Воркуты были представлены сведения, не соответствующие действительности. Не сообщив Администрации г. Воркуты сведения о наличии в собственности жилого помещения, Ч.М.А. тем самым не исполнил свою обязанность о предоставлении регистрирующим органам достоверных сведений, что, в свою очередь, лишило органы местного самоуправления возможности проверить, в рамках предоставленных им полномочий, законность и обоснованность сохранения за истцом права состоять на учете в соответствующей очереди на получение жилищного сертификата; кроме того, истец не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Заявление представителя администрации МО ГО «Воркута» о пропуске истцом трехмесячного срока обращения в суд с заявлением в соответствии со статьёй 256 Гражданского процессуального кодекса РФ суд находит несостоятельным, поскольку в данном случае суд применяет статью 196 Гражданского кодекса РФ, так как усматривается спор о праве, в связи с чем, суд рассмотрел дело по существу в пределах заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

в удовлетворении исковых требований Ч.М.А. к Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании недействительным решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 27 ноября 2009 года в части снятия Ч.М.А. и членов его семьи с очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами города Воркуты - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия решения.

Председательствующий судья И.В.Пластинин