Решения районных судов

Об отказе предоставлении жил.субсидии. Решение от 01 марта 2005 года № 2-5171/2010. Республика Коми.

Воркутинский городской суд Республики Коми

В составе председательствующего судьи Мащенко Т.С.,

при секретаре судебного заседания Азаметс Е.Г.,

с участием истца Васильковского А.А.,

представителя истца Мацепа В.В.,

представителя ответчика ФБУ “Данные изъяты“ Костиной М.А.,

третьих лиц Васильковской Л.Я., Васильковского С.А., Васильковской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте,

“Дата обезличена“ гражданское дело по иску Васильковского А.А. к ФБУ Исправительная колония “Данные изъяты“ УФСИН России по Республике Коми, Главному Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми о признании права на получение государственного жилищного сертификата,

Установил:

Васильковский А.А. обратился в суд с иском к ФБУ Исправительная колония “Данные изъяты“ УФСИН России по Республике Коми о признании права на обеспечение жильем, обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, принять и оформить документы для получения жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы».



В обоснование указал, что был уволен из ФБУ “Данные изъяты“ по ст. 5 п. «ж» Положения о службе в органах внутренних дел по болезни. Считает, что имеет право на обеспечение жильем по окончании службы, поскольку на момент увольнения общая выслуга военной службы составляет **** года **** месяца, он состоял в списках на улучшение жилищных условий при администрации МО ГО «Воркута» с “Дата обезличена“ на основании решения городского Совета народных депутатов от “Дата обезличена“ ****, так как учреждения, в которых он проходил службу, не вели самостоятельного учета распределения жилья. При обращении в ФБУ ИК “Данные изъяты“ УФСИН России по РК им был получен ответ, из которого следует, что за получением жилищного сертификата ему необходимо обратиться в администрацию МО ГО «Воркута». При повторном обращении ему было разъяснено, что в очереди на улучшение жилья при ИК-“Данные изъяты“ он не состоит и вопросы по обеспечению жильем должен решать в администрации МО ГО «Воркута».

Определением Воркутинского городского суда от “Дата обезличена“ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми и администрация муниципального образования городского округа «Воркута».

Определением Воркутинского городского суда от “Дата обезличена“ к участию в деле в качестве ответчика привлечено Главное Управление федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми.

Решением Воркутинского городского суда от “Дата обезличена“ признано право Васильковского А.А. на получение государственного жилищного сертификата; суд обязал ФБУ ИК -“Данные изъяты“ УФСИН России по “Адрес обезличен“ и ГУФСИН России по “Адрес обезличен“ поставить Васильковского А.А. на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий для получения государственного жилищного сертификата; обязал ФБУ ИК “Данные изъяты“ УФСИН России по Республике Коми и ГУФСИН России по Республике Коми принять и оформить документы Васильковского А.А. с учетом членов его семьи на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы».

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от “Дата обезличена“ Решение Воркутинского городского суда от “Дата обезличена“ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

“Дата обезличена“ истец представил заявление с увеличенными исковыми требованиями. Просил признать за ним право на обеспечение жильем на состав семьи, согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы Жилище» на 2002-2010 годы, обязать ответчиков принять и оформить документы на него и состав его семьи: жену - В.,№1, сына - В.,№2, дочь - В.,№3, внука - В.,№3 для получения жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы Жилище» на 2002-2010 годы.

Определением суда от “Дата обезличена“ в качестве третьих лиц по делу на стороне истца привлечены Васильковская Л.Я., В.,№3 и Васильковский С.А.

В судебном заседании истец поддержал иск в полном объеме с учетом заявления об увеличении исковых требований.

Представитель истца, допущенный судом по ходатайству, Мацепа В.В. в судебном заседании поддержал иск с учетом представленного заявления с увеличенными исковыми требованиями.

Представитель ответчика ФБУ ИК-**** УФСИН России по Республике Коми по доверенности просила в удовлетворении исковых требований истца отказать в связи с тем, что истец не является нуждающимся в улучшении жилищных условий и не признан таковым в установленном законом порядке.



Представитель ответчика ГУФСИН России по Республике Коми, извещенный надлежащим образом, в суд не явился.

Представители третьих лиц Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми и администрации МО ГО «Воркута», надлежаще извещенные о рассмотрении дела, в судебном заседании участия не принимали.

Третьи лица по делу Васильковская Л.Я., Васильковская Е.А., Васильковский С.А. поддержали иск по изложенным в заявлении основаниям.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ГУФСИН России по “Адрес обезличен“, Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства “Адрес обезличен“ и администрации МО ГО «Воркута».

Выслушав объяснения истца, представителя истца, третьих лиц, представителя ответчика, исследовав материалы дела, дело **** протоколов заседаний жилищно-бытовой комиссии ИК-“Данные изъяты“ суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Васильковский А.А. проходил службу в учреждении уголовно-исполнительной системы - ФБУ Исправительная колония “Данные изъяты“ УФСИН России по Республике Коми, откуда был уволен “Дата обезличена“ по “Данные изъяты“

Согласно справке ГУФСИН по РК от “Дата обезличена“, выслуга лет Васильковского А.А. на “Дата обезличена“ составила в календарном исчислении **** года **** месяца.

Из копии учетного дела Васильковского А.А. следует, что “Дата обезличена“ им был подан рапорт на имя начальника ЛТП-1 о постановке в очередь для получения жилой площади. На основании решения Исполкома городского Совета народных депутатов от “Дата обезличена“ “Данные изъяты“ личные дела граждан, состоящих на учете предприятий, не ведущих самостоятельно жилищное строительство, и не имеющих право вести самостоятельно учет, переданы в отдел по учету и распределению жилой площади администрации города, в том числе личные дела “Данные изъяты“. Из справки, выданной администрацией МО ГО «Воркута», следует, что Васильковский А.А., с составом семьи 4 человека, состоит в списках, нуждающихся на улучшение жилищных условий при администрации МО ГО «Воркута» с “Дата обезличена“ на общих основаниях, на “Дата обезличена“ номер его очереди - ****

“Дата обезличена“ Васильковский А.А. обратился с заявлением на имя начальника ФГУ ИК“Данные изъяты“ УФСИН России по Республике Коми о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №153 от 21.03.2006г. в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе.

Согласно протоколу жилищно-бытовой комиссии ФГУ ИК “Данные изъяты“ по РК **** от “Дата обезличена“, ему было отказано в связи с тем, что он имеет жилое помещение для постоянного проживания на территории Российской Федерации (в городе Воркуте), и не состоял до “Дата обезличена“ на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в подразделении.

“Дата обезличена“ УФСИН России по Республике Коми возвратило Васильковскому А.А. документы, указав, что одним из условий включения в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата является постановка гражданина на жилищный учет непосредственно в подразделении, где он проходит службы (раздел 2, п. 27 Постановления правительства РФ № 153 от 21.03.2006г.), рекомендовано обратиться с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата в администрацию МО ГО «Воркута», где он состоит на жилищном учете.

Из ответа ФГУ ИК-“Данные изъяты“ УФСИН России по Республике Коми от “Дата обезличена“ следует, что Васильковский А.А. “Дата обезличена“ обращался в ФГУ ИК-“Данные изъяты“ УФСИН России по Республике Коми с заявлением о включении его в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Васильковскому А.А. рекомендовано обратиться с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата в администрацию МО ГО «Воркута», где он состоит на жилищном учете.

Как следует из материалов дела, с “Дата обезличена“ истец был зарегистрирован и проживал в “Адрес обезличен“ женой Васильковской Л.Я., сыном В.,№2 и дочерью В.,№3, на основании выданного ордера на жилое помещение **** от “Дата обезличена“ Согласно акту проверки жилищных условий Васильковского А.А. от “Дата обезличена“, указанное жилое помещение является благоустроенным.

На “Дата обезличена“ в указанном жилом помещении были зарегистрированы и проживали: наниматель Васильковский А.А., жена В.,№5, сын В.,№2 дочь В.,№3 и внук В.,№3 “Дата обезличена“ года рождения. На “Дата обезличена“ из указанного жилого помещения снялась с регистрации В.,№3; “Дата обезличена“ снят с регистрации Васильковский С.А.; “Дата обезличена“ В.,№2 вновь зарегистрирован в указанном помещении; “Дата обезличена“ вновь зарегистрирована В.,№3, что подтверждается представленными копиями поквартирных карточек.

Согласно договору купли-продажи от “Дата обезличена“, дочерью истца В.,№3 приобретена двухкомнатная квартира, общей площадью 47,3 кв.м., расположенная в “Адрес обезличен“, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним “Дата обезличена“ произведена запись. Доказательств принадлежности указанного жилого помещения иным собственникам не представлено.

“Дата обезличена“ В.,№3 и ее сын В.,№4И. снялись с регистрационного учета в жилом помещении “Адрес обезличен“ и зарегистрировались в приобретенном жилом помещении “Адрес обезличен“. Затем снялись с регистрационного учета “Дата обезличена“0 года и зарегистрировались вновь “Дата обезличена“ в жилом помещении “Адрес обезличен“.

В настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрированы: наниматель Васильковский А.А., жена В.,№1 сын В.,№2 дочь В.,№3 с “Дата обезличена“ и внук В.,№4И. с “Дата обезличена“

По сообщению отдела по управлению муниципальной собственностью Администрации МО ГО “Воркута“ жилое помещение по адресу: “Адрес обезличен“ является собственностью муниципального образования городского округа “Воркута“.

Из сообщения Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства “Адрес обезличен“ следует, что В.,№4 включен в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010 год по категории «пенсионеры» с составом семьи 5 человек с датой постановки на учет “Дата обезличена“.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в состав которой входит подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Как следует из содержания Подпрограммы, она имеет своей целью обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выдача государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (далее по тексту - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г. «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (далее Постановление № 153), а также Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы“ в уголовно-исполнительной системе“, утвержденной приказом ФСИН РФ от 04.06.2007 N 287 (далее- Инструкция).

В соответствии с подпунктом “а“ пункта 5 Правил право на участие в Подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений):

сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Пунктом 3 Инструкции также предусмотрены необходимые условия для участия в Подпрограмме сотрудников уголовно-исполнительной системы: уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу.

Согласно пункту 19 Правил для участия в Подпрограмме граждане, перечисленные в подпунктах “а“ - “в“ пункта 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в Подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают следующие документы:

справка об общей продолжительности военной службы (службы);

выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти;

выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);

справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке);

копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

По смыслу приведенной нормы необходимый перечень документов, требуемый для признания конкретного гражданина участником Подпрограммы, должен определяться с учетом положений подпунктов “а“ - “в“ пункта 5 Правил, закрепляющих перечень лиц, имеющих право на участие в Подпрограмме, и условия, которым должны отвечать эти лица.

В силу абзаца 6 подпункта “а“ пункта 5 Правил сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право на участие в Подпрограмме, если общая продолжительность их службы в календарном исчислении составляет 10 лет и более и они признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Соответственно для участия в Подпрограмме указанные лица обязаны представить документы об основаниях увольнения со службы, об общей продолжительности службы в календарном исчислении и подтвердить факт признания нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Судом установлено, что “Дата обезличена“ и “Дата обезличена“ истец обращался в ФГУ ИК“Данные изъяты“ УФСИН России по Республике Коми с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В связи с тем, что Васильковский А.А. не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в подразделении уголовно-исполнительной системы до “Дата обезличена“ и не подавал рапорт о принятии на учет по месту службы в ФБУ ИК-“Данные изъяты“ с приложением необходимых документов, истцу было отказано во включении в число граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Согласно п.22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является:

несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;

непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;

недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.

Проверив обоснованность отказа, суд находит его правомерным, так как истец не соответствует требованиям, указанным в вышеприведенных нормативных актах, поскольку не признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.

То обстоятельство, что истец состоит на учете для приобретения жилья за пределами г.Воркуты в администрации МО ГО «Воркута» с “Дата обезличена“, не подтверждает факт признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку, как установлено в суде, основанием постановки на учет является реализация права на получение социальных выплат в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям».

Согласно п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст.50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно постановлению от 04.05.2005г. № 560 главы МО «Город Воркута», нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются малоимущие граждане, имеющие обеспеченность общей площадью жилья, имеющего полную степень благоустройства применительно к городу Воркута и его поселков, независимо от вида жилищного фонда, на одного члена семьи в отдельной квартире 10 и менее кв.м.

Из материалов дела следует, что в настоящее время истец с семьей из пяти человек занимает благоустроенную двухкомнатную “Адрес обезличен“, общей площадью 44,5 кв.м. на основании ордера, выданного в “Дата обезличена“ и находящуюся в муниципальной собственности. Кроме того, член семьи нанимателя В.,№3 имеет в собственности жилое помещение двухкомнатной “Адрес обезличен“, общей площадью 47,3 кв.м.

Таким образом, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных помещений, что составляет 91,8 кв.м., на каждого из членов семьи приходится по 18,36 кв.м. общей площади, что превышает размер учетной нормы площади жилого помещения, поэтому не имеется оснований для признания истца и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В суде установлено, что истец обращался с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий “Дата обезличена“ в ЛТП-1, был принят на учет и в связи с передачей списков в администрацию города, в настоящее время состоит на учете с указанной даты на общих основаниях. Однако при обращении с заявлением о постановке на учет для получения государственного жилищного сертификата не предоставил выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с чем ему было отказано во включении в число граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Кроме того, согласно ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, сотрудники уголовно-исполнительной системы, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняют право состоять на учете до решения вопроса получения жилья. Однако истец до “Дата обезличена“ не подавал рапорт о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту службы в ФБУ ИК-“Данные изъяты“ (бывшее подразделение “Данные изъяты“) и в учреждении не состоял на таком учете.

С учетом того, что истец не соответствует требованиям закона, предъявляемым для реализации права на получение государственного жилищного сертификата, отсутствуют законные основания для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Отказать Васильковскому А.А. в иске к ФБУ «Исправительная колония “Данные изъяты“», Главному Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми о признании права на обеспечение жильем на состав семьи, согласно правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, принятии и оформлении документов на состав семьи для получения государственного жилищного сертификата.

Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 15 декабря 2010 года.

Судья Т.С. Мащенко