Решения районных судов

О признании права на получение жилищной субсидии. Решение от 16 декабря 2010 года № . Республика Коми.

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Пластинина И.В.;

при секретаре Зайцевой Я.О.;

с участием:

истца К.О.А.;

представителя истца Пикиной Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.О.А. к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми и Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о выделении жилищной субсидии,

Установил:

К.О.А. обратился в суд с иском к ответчикам о признании его права как члена семьи К.А.Д. на получение государственного жилищного сертификата, о признании незаконным отказа Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в предоставлении государственного жилищного сертификата в 2009 году, выданного на К.А.Д., о возложении обязанности на Администрацию МО ГО «Воркута» и Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми предоставить ему сертификат 2009 года выпуска на К.А.Д. как члену семьи К.А.Д.

В обоснование искового заявления указал, что его мать - К.А.Д. была включена в список граждан-получателей сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». ... ей был оформлен сертификат ... на состав семьи 2 человека. Сертификат был направлен в Администрацию МО ГО «Воркута» для вручения, но не был ей вручен, так как ... К.А.Д. умерла. Подтверждением того являлось отсутствие её подписи на оборотной стороне сертификата. Поскольку К.А.Д. являлась инвалидом по зрению, все документы подписывал он, как опекун. В нарушение пункта 36 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов» К.А.Д. не уведомили письменно о том, что на её имя был выписан сертификат. Более того, он сам ходил а Администрацию МО ГО «Воркута» и интересовался когда же им выдадут сертификат, на что получал ответ, что сертификатов нет. Тем самым считает, что его вводили в заблуждение, скрывали факт, что сертификат пришел.

После смерти матери он узнал, что сертификат есть, но от него потребовали личную подпись матери, ему подписать сертификат не дали, несмотря на то, что у него есть право подписи, таким образом, на сертификате не оказалось, ничьих подписей.

В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали в полном объеме.



Представитель ответчика Администрации МО ГО «Воркута» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

В представленном в суд заявлении просил отказать в удовлетворении исковых требований К.О.А.

Представитель ответчика Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещён надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

В отзыве на иск указал, что в удовлетворении исковых требований просит отказать в полном объёме. Указал, что согласно копии свидетельства о смерти ..., К.А.Д. умерла ....

К.О.А. в исковом заявлении указывает, что ... был назначен опекуном над К.А.Д., выступал от ее имени, подавал от ее имени документы (включая администрацию МО ГО «Воркута»), совершал все сделки от ее имени.

К.О.А. не уведомил администрацию МО ГО «Воркута» об изменившихся ... основаниях, в соответствии с которыми семья К.А.Д. была поставлена на учет имеющих право на получение жилищных субсидий (социальных выплат).

В связи с тем, что К.О.А. не является инвалидом 1 или 2 группы, или инвалидом с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ему установлена 3 группа инвалидности, К.О.А. после ... подлежал переводу из второй очереди «инвалиды» в иную очередь («пенсионеры», «безработные», «работающие» - в зависимости от его категории), которые в настоящее время социальные выплаты (сертификаты) не получают.

Из-за отсутствия информации о смерти К.А.Д. ..., Минархстрой Республики Коми ... оформил сертификат выпуска 2009 года на имя К.А.Д. ... на состав семьи 2 человека: К.А.Д. и К.О.А..

Сертификат, оформленный на имя К.А.Д., подлежал аннулированию, так как оформлен после смерти гражданина, на чье имя он был оформлен. Администрация МО ГО «Воркута» осуществила возврат бланка сертификата в Минархстрой Республики Коми (для уничтожения в установленном порядке).

Доводы истца о том, что сертификат не был выдан по вине администрации МО ГО «Воркута», по мнению Минархстроя Республики Коми, являются необоснованными.



К.А.Д. не являлась владельцем сертификата, соответственно, К.О.А. не является членом семьи владельца сертификата и не вправе претендовать на получение сертификата в связи с заменой сертификата по причине смерти владельца сертификата, как член его семьи. Порядок замены сертификатов определен в пункте 46 Правил.

Работа по выдаче гражданам сертификатов выпуска 2009 года завершена Минархстроем Республики Коми .... Минархстроем Республики Коми в пределах выделенных лимитов выданы 368 сертификатов. Средства на выдачу дополнительных сертификатов отсутствуют.

Определением суда от 12 ноября 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное учреждение «Объединённая дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ».

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Возражение на исковое заявление не представил, с ходатайством об отложении дела не обращался.

Суд, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в состав которой входит подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В рамках реализации вышеуказанной подпрограммы осуществляется обеспечение жилыми помещениями граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

К.А.Д. была включена в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2009 год по Республике Коми по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» под номером 484 с датой постановки на учет ....

... К.А.Д. обратилась в Администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением о включении её в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством», указывая на то, что относится к категории инвалиды и состоит в очереди ... В заявлении указала, что в настоящее время она и члены её семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Заявлением ... просила выдать ей государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в г. Москве составом семьи из двух человек.

Как следует из копии свидетельства о смерти ..., К.А.Д. умерла ....

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона № 125-ФЗ от ... «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются.

Согласно статье 5 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из:

состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метров общей площади жилья для одиноких граждан, 42 квадратных метров общей площади жилья на семью из двух человек и, если семья состоит из трех и более человек, 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи;

средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения. Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в регионах вселения определяется ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;

норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно пункту 5 подпункта «з» Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации:

граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей:

граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.;

граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет;

инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет;

граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени прибытия в указанные районы.

В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются:

постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах “а“ - “е“ пункта 5 настоящих Правил, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.10.2007 N 681, от 10.04.2008 N 257)

постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также их несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца - для граждан, указанных в подпункте “ж“ пункта 5 настоящих Правил;

лица, прибывшие с гражданином - участником подпрограммы из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на постоянное место жительства, зарегистрированные и постоянно проживающие с данным гражданином в избранном постоянном месте жительства на дату утверждения сводного списка граждан - получателей сертификатов в планируемом году, - для выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г. граждан, указанных в подпункте “з“ пункта 5 настоящих Правил.

Пунктом 46 правил установлено, что при наличии у владельца сертификата обстоятельств, потребовавших замены выданного сертификата, он представляет в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, заявление о замене сертификата с указанием обстоятельств, потребовавших его замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства, а также сертификата или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты.

Решение о замене сертификата либо об отказе в замене сертификата принимается органом исполнительной власти, выдавшим сертификат, в течение 30 дней с даты получения заявления. Оформление и выдача нового сертификата органом исполнительной власти осуществляется в порядке и сроки, установленные пунктом 36 настоящих Правил.

Расчет размера социальной выплаты при выдаче нового сертификата производится исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации (средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации), действовавшего на дату выдачи сертификата, подлежащего замене, за исключением случаев замены сертификата в связи со смертью владельца сертификата (члена его семьи).

В случае смерти владельца сертификата член его семьи, действующий на основании нотариально заверенной доверенности других совершеннолетних членов семьи, обращается в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с заявлением о замене сертификата и приложением копии свидетельства о смерти, а также сертификата или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты. При принятии органом исполнительной власти решения о замене сертификата расчет размера социальной выплаты производится исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации (средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации), действующего на дату выдачи нового сертификата.

В случае смерти члена семьи владельца сертификата, владелец сертификата обращается в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с заявлением о замене сертификата и приложением копии свидетельства о смерти, а также сертификата или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты. При этом замена сертификата и расчет размера социальной выплаты производятся в порядке, предусмотренном для замены сертификата в случае смерти его владельца.

Срок действия сертификата, выданного в порядке замены, исчисляется с даты его выдачи, указываемой в сертификате, и составляет:

для владельца сертификата (в целях представления сертификата в банк) - 2 месяца;

для банка (в целях представления владельцем сертификата документов, предусмотренных в пункте 55 настоящих Правил) - 6 месяцев, а в случае, если замена сертификата произведена в связи со смертью владельца (члена семьи) сертификата, - 9 месяцев.

Орган исполнительной власти, выдавший сертификат, на бланке нового сертификата в правом верхнем углу делает отметку следующего содержания: “Взамен сертификата серия _______ номер ________“.

Аналогичная отметка проставляется в реестре выданных сертификатов.

На основании пункта 39 Правил, органы исполнительной власти вправе выдавать сертификаты только в пределах размера социальных выплат, установленного приказом государственного заказчика подпрограммы для этого органа в отношении соответствующих категорий граждан.

В случае если размер социальных выплат по оформленным сертификатам превышает размер социальных выплат, установленный указанным приказом, или если в выписке из реестра выданных сертификатов указаны граждане, не включенные в сводный список на планируемый год, выписка из реестра выданных сертификатов возвращается в орган исполнительной власти, а перечисление средств социальной выплаты по сертификатам, включенным в эту выписку, не производится.

Орган исполнительной власти обязан в 3-дневный срок устранить допущенное превышение путем аннулирования соответственно сертификатов, выданных на сумму превышения, или сертификатов, выданных гражданам, не включенным в сводные списки, и представить новую выписку из реестра выданных сертификатов государственному заказчику подпрограммы.

Таким образом, доводы ответчика Минархстроя Республики Коми о том, что К.О.А. не является членом семьи владельца сертификата, опровергаются собранными по делу доказательствами, из которых следует, что истец - сын К.А.Д. (владелицы сертификата), и включен в качестве члена семьи в список граждан - получателей сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категории граждан, установленных федеральным законодательством» на 2009 год.

При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.

Однако, с учётом того, что работа по выдаче гражданам сертификатов выпуска 2009 года завершена Минархстроем Республики Коми ..., суд не указывает в решении год выпуска сертификата, подлежащего выдаче К.О.А.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

признать право К.О.А. на получение государственного жилищного сертификата как члена семьи умершей К.А.Д..

Признать незаконным отказ Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в предоставлении К.О.А. государственного жилищного сертификата в 2009 году.

Обязать Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выдать К.О.А. государственный жилищный сертификат, взамен государственного жилищного сертификата, выданного на имя умершей К.А.Д..

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия решения.

Председательствующий судья И.В.Пластинин