Решения районных судов

О признании права на получение жилищной субсидии. Решение от 16 декабря 2010 года № . Республика Коми.

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Пластинина *.*. ;

при секретаре Зайцевой *.*. ;

с участием:

истца *.*. А.;

представителя истца Пикиной *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению *.*. А. к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми и Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о выделении жилищной субсидии,

Установил:

*.*. А. обратился в суд с иском к ответчикам о признании его права как члена семьи *.*. Д. на получение государственного жилищного сертификата, о признании незаконным отказа Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в предоставлении государственного жилищного сертификата в 2009 году, выданного на *.*. Д., о возложении обязанности на Администрацию МО ГО «Воркута» и Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми предоставить ему сертификат 2009 года выпуска на *.*. Д. как члену семьи *.*. Д.

В обоснование искового заявления указал, что его мать - *.*. Д. была включена в список граждан-получателей сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». ... ей был оформлен сертификат ... на состав семьи 2 человека. Сертификат был направлен в Администрацию МО ГО «Воркута» для вручения, но не был ей вручен, так как ... *.*. Д. умерла. Подтверждением того являлось отсутствие её подписи на оборотной стороне сертификата. Поскольку *.*. Д. являлась инвалидом по зрению, все документы подписывал он, как опекун. В нарушение пункта 36 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов» *.*. Д. не уведомили письменно о том, что на её имя был выписан сертификат. Более того, он сам ходил а Администрацию МО ГО «Воркута» и интересовался когда же им выдадут сертификат, на что получал ответ, что сертификатов нет. Тем самым считает, что его вводили в заблуждение, скрывали факт, что сертификат пришел.

После смерти матери он узнал, что сертификат есть, но от него потребовали личную подпись матери, ему подписать сертификат не дали, несмотря на то, что у него есть право подписи, таким образом, на сертификате не оказалось, ничьих подписей.

В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали в полном объеме.



Представитель ответчика Администрации МО ГО «Воркута» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

В представленном в суд заявлении просил отказать в удовлетворении исковых требований *.*. А.

Представитель ответчика Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещён надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

В отзыве на иск указал, что в удовлетворении исковых требований просит отказать в полном объёме. Указал, что согласно копии свидетельства о смерти ..., *.*. Д. умерла ....

*.*. А. в исковом заявлении указывает, что ... был назначен опекуном над *.*. Д., выступал от ее имени, подавал от ее имени документы (включая администрацию МО ГО «Воркута»), совершал все сделки от ее имени.

*.*. А. не уведомил администрацию МО ГО «Воркута» об изменившихся ... основаниях, в соответствии с которыми семья *.*. Д. была поставлена на учет имеющих право на получение жилищных субсидий (социальных выплат).

В связи с тем, что *.*. А. не является инвалидом 1 или 2 группы, или инвалидом с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ему установлена 3 группа инвалидности, *.*. А. после ... подлежал переводу из второй очереди «инвалиды» в иную очередь («пенсионеры», «безработные», «работающие» - в зависимости от его категории), которые в настоящее время социальные выплаты (сертификаты) не получают.

Из-за отсутствия информации о смерти *.*. Д. ..., Минархстрой Республики Коми ... оформил сертификат выпуска 2009 года на имя *.*. Д. ... на состав семьи 2 человека: *.*. Д. и *.*. А..

Сертификат, оформленный на имя *.*. Д., подлежал аннулированию, так как оформлен после смерти гражданина, на чье имя он был оформлен. Администрация МО ГО «Воркута» осуществила возврат бланка сертификата в Минархстрой Республики Коми (для уничтожения в установленном порядке).

Доводы истца о том, что сертификат не был выдан по вине администрации МО ГО «Воркута», по мнению Минархстроя Республики Коми, являются необоснованными.



*.*. Д. не являлась владельцем сертификата, соответственно, *.*. А. не является членом семьи владельца сертификата и не вправе претендовать на получение сертификата в связи с заменой сертификата по причине смерти владельца сертификата, как член его семьи. Порядок замены сертификатов определен в пункте 46 Правил.

Работа по выдаче гражданам сертификатов выпуска 2009 года завершена Минархстроем Республики Коми .... Минархстроем Республики Коми в пределах выделенных лимитов выданы 368 сертификатов. Средства на выдачу дополнительных сертификатов отсутствуют.

Определением суда от 12 ноября 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное учреждение «Объединённая дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ».

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Возражение на исковое заявление не представил, с ходатайством об отложении дела не обращался.

Суд, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в состав которой входит подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В рамках реализации вышеуказанной подпрограммы осуществляется обеспечение жилыми помещениями граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

*.*. Д. была включена в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2009 год по Республике Коми по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» под номером 484 с датой постановки на учет ....

... *.*. Д. обратилась в Администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением о включении её в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством», указывая на то, что относится к категории инвалиды и состоит в очереди ... В заявлении указала, что в настоящее время она и члены её семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Заявлением ... просила выдать ей государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в г. Москве составом семьи из двух человек.

Как следует из копии свидетельства о смерти ..., *.*. Д. умерла ....

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона № 125-ФЗ от ... «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются.

Согласно статье 5 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из:

состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метров общей площади жилья для одиноких граждан, 42 квадратных метров общей площади жилья на семью из двух человек и, если семья состоит из трех и более человек, 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи;

средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения. Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в регионах вселения определяется ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;

норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно пункту 5 подпункта «з» Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации:

граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей:

граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.;

граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет;

инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет;

граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени прибытия в указанные районы.

В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются:

постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах “а“ - “е“ пункта 5 настоящих Правил, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.10.2007 N 681, от 10.04.2008 N 257)

постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также их несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца - для граждан, указанных в подпункте “ж“ пункта 5 настоящих Правил;

лица, прибывшие с гражданином - участником подпрограммы из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на постоянное место жительства, зарегистрированные и постоянно проживающие с данным гражданином в избранном постоянном месте жительства на дату утверждения сводного списка граждан - получателей сертификатов в планируемом году, - для выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г. граждан, указанных в подпункте “з“ пункта 5 настоящих Правил.

Пунктом 46 правил установлено, что при наличии у владельца сертификата обстоятельств, потребовавших замены выданного сертификата, он представляет в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, заявление о замене сертификата с указанием обстоятельств, потребовавших его замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства, а также сертификата или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты.

Решение о замене сертификата либо об отказе в замене сертификата принимается органом исполнительной власти, выдавшим сертификат, в течение 30 дней с даты получения заявления. Оформление и выдача нового сертификата органом исполнительной власти осуществляется в порядке и сроки, установленные пунктом 36 настоящих Правил.

Расчет размера социальной выплаты при выдаче нового сертификата производится исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации (средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации), действовавшего на дату выдачи сертификата, подлежащего замене, за исключением случаев замены сертификата в связи со смертью владельца сертификата (члена его семьи).

В случае смерти владельца сертификата член его семьи, действующий на основании нотариально заверенной доверенности других совершеннолетних членов семьи, обращается в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с заявлением о замене сертификата и приложением копии свидетельства о смерти, а также сертификата или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты. При принятии органом исполнительной власти решения о замене сертификата расчет размера социальной выплаты производится исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации (средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации), действующего на дату выдачи нового сертификата.

В случае смерти члена семьи владельца сертификата, владелец сертификата обращается в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с заявлением о замене сертификата и приложением копии свидетельства о смерти, а также сертификата или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты. При этом замена сертификата и расчет размера социальной выплаты производятся в порядке, предусмотренном для замены сертификата в случае смерти его владельца.

Срок действия сертификата, выданного в порядке замены, исчисляется с даты его выдачи, указываемой в сертификате, и составляет:

для владельца сертификата (в целях представления сертификата в банк) - 2 месяца;

для банка (в целях представления владельцем сертификата документов, предусмотренных в пункте 55 настоящих Правил) - 6 месяцев, а в случае, если замена сертификата произведена в связи со смертью владельца (члена семьи) сертификата, - 9 месяцев.

Орган исполнительной власти, выдавший сертификат, на бланке нового сертификата в правом верхнем углу делает отметку следующего содержания: “Взамен сертификата серия _______ номер ________“.

Аналогичная отметка проставляется в реестре выданных сертификатов.

На основании пункта 39 Правил, органы исполнительной власти вправе выдавать сертификаты только в пределах размера социальных выплат, установленного приказом государственного заказчика подпрограммы для этого органа в отношении соответствующих категорий граждан.

В случае если размер социальных выплат по оформленным сертификатам превышает размер социальных выплат, установленный указанным приказом, или если в выписке из реестра выданных сертификатов указаны граждане, не включенные в сводный список на планируемый год, выписка из реестра выданных сертификатов возвращается в орган исполнительной власти, а перечисление средств социальной выплаты по сертификатам, включенным в эту выписку, не производится.

Орган исполнительной власти обязан в 3-дневный срок устранить допущенное превышение путем аннулирования соответственно сертификатов, выданных на сумму превышения, или сертификатов, выданных гражданам, не включенным в сводные списки, и представить новую выписку из реестра выданных сертификатов государственному заказчику подпрограммы.

Таким образом, доводы ответчика Минархстроя Республики Коми о том, что *.*. А. не является членом семьи владельца сертификата, опровергаются собранными по делу доказательствами, из которых следует, что истец - сын *.*. Д. (владелицы сертификата), и включен в качестве члена семьи в список граждан - получателей сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категории граждан, установленных федеральным законодательством» на 2009 год.

При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.

Однако, с учётом того, что работа по выдаче гражданам сертификатов выпуска 2009 года завершена Минархстроем Республики Коми ..., суд не указывает в решении год выпуска сертификата, подлежащего выдаче *.*. А.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

признать право *.*. А. на получение государственного жилищного сертификата как члена семьи умершей *.*. Д..

Признать незаконным отказ Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в предоставлении *.*. А. государственного жилищного сертификата в 2009 году.

Обязать Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выдать *.*. А. государственный жилищный сертификат, взамен государственного жилищного сертификата, выданного на имя умершей *.*. Д..

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия решения.

Председательствующий судья *.*. Пластинин