Решения районных судов

Решение от 14 июня 2011 года . По делу А56-2717/2011. Ленинградская область.

Решение

г.Санкт-Петербург

14 июня 2011 года Дело № А56-2717/2011

Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2011 года. Полный текст решения изготовлен 14 июня 2011 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Дудиной *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Куделко *.*.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: ООО “Универсальный перегрузочный комплекс“

ответчик: ОАО “Российские железные дороги“ в лице филиала “Октябрьская железная дорога“



третье лицо:

о взыскании 24286,68 рублей

при участии

от истца: не явился, уведомлен,

от ответчика: представитель Леонова *.*. по доверенности 78ВН № 1008635 от 14.12.10 года,

Установил:

Истец - ООО “Универсальный перегрузочный комплекс» (далее истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с ответчика - ОАО «Российские железные дороги» (далее РЖД) пени за просрочку в доставке груза в размере 24 286,68 рублей. Истец заявленные требования поддержал. Ответчик в судебном заседании исковые требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве. Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.

Материалами дела подтверждается факт прибытия группы вагонов с грузом в марте 2010 года на станцию Лужская, Октябрьской железной дороги в адрес истца по транспортным железнодорожным накладным N ЭЖ 092618, № ЭЖ 108795 (далее ж/д накладные) с просрочкой доставки 4 суток согласно календарным штемпелям приема груза к перевозке.

Указывая на превышение сроков доставки грузов железнодорожным транспортом на 4 суток, 10.03.2010 года истец обратился к РЖД с претензиями № ПР-139/К и № ПР-140/К об уплате пени за просрочку в доставке груза в размере 24 286,68 рублей.

РЖД направило в адрес истца извещение об отказе в удовлетворении претензий, поскольку в пути следования составлялись Акты общей формы N 885 от 02.03.2010 г. и № 894 от 26.02.2010 года, как основания для увеличения срока доставки груза.



Поскольку претензии оставлены без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском.

Согласно статье 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее УЖТ РФ) перевозчик обязан доставлять грузы в установленные сроки.

В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 УЖТ РФ обстоятельств.

Как следует из части первой статьи 29 УЖТ РФ, вследствие не зависящих от перевозчика обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком. Пунктом 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27), оговорено, что о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 данных Правил (в том числе по причине занятости фронтов выгрузки), и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.

В графе накладной “Отметки перевозчика“ и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о задержании груза на станции с указанием причин задержки и срока, на который увеличивается срок доставки. Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.

Порядок оформления задержки вагонов, в том числе в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Пунктом 6.6 Правил N 27 предусмотрено увеличение срока доставки груза на все время задержки в случаях задержки вагона на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя. Акт общей формы удостоверяет факт и продолжительность простоя вагонов на станционных путях.

Основания и порядок задержки вагонов регулируются пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, согласно которому задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется в случае невыполнения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров.

Из Актов общей формы N 885 от 02.03.2010 г. и № 894 от 26.02.2010 года, составленных на промежуточной железнодорожной станции Шушары, следует, что вагоны, прибывшие в адрес истца, задержаны по причине занятости фронтов выгрузки грузополучателя, срок доставки увеличен на 4 суток, о чем имеются отметки в ж/д накладных.

Согласно пункту 3.2.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 45 (далее - Правила № 45), при составлении акта общей формы в пути следования перевозчиком составляется, как правило, два экземпляра: первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу; второй экземпляр акта общей формы хранится в делах перевозчика. О составлении акта общей формы на оборотной стороне накладной в графе «Отметки перевозчика» делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика. При составлении акта общей формы в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, аналогичная отметка делается на оборотной стороне дорожной ведомости с левой стороны свободного поля.

На основании изложенного, Акты общей формы являются достоверным доказательством правомерности увеличения срока доставки груза, поскольку перевозчиком соблюден порядок задержки вагонов в пути следования, установленный приведенными нормами права и Правилами № 27 и №45.

Представленные в дело транспортные железнодорожные накладные не содержат отметки перевозчика о составлении Актов общей формы согласно Правилам N 45.

Однако отсутствие соответствующей отметки в накладных само по себе не может служить основанием для признания задержки вагона по обстоятельствам, зависящим от перевозчика.

В соответствии с требованиями пункта 3.2.1 Правил N 45 отметка о составлении Актов общей формы сделана на дорожной ведомости.

По заключению суда истцом не представлено достаточных доказательств того, что подъездные ж/д пути необщего пользования для осуществления выгрузки были свободны, довод ответчика о том, что названные ж/д пути необщего пользования были заняты, не опровергнут.

На основании изложенного в иске надлежит отказать. Расходы по оплате государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации остаются на истце.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Решил:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья Дудина *.*.