Решения районных судов

Решение от 14 июня 2011 года . По делу А56-13990/2011. Ленинградская область.

Решение

г.Санкт-Петербург

14 июня 2011 года Дело № А56-13990/2011

Резолютивная часть решения объявлена 06 июня 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 14 июня 2011 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Александровой *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лопсан *.*. И.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель – ООО «ПродИмпорт»

заинтересованное лицо – Балтийская таможня

о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении тарифных преференций на товар, ввезенный по ГТД №№ 10216100/260410/0041579, 10216100/080210/0010514, 10216100/010410/0031491, 10216100/260310/0028550, 10216100/020210/0008902, 10216100/200210/0015505, 10216100/140210/0013025, 10216100/110410/0035738, 10216100/070410/0033929, 10216100/020510/0044595, 10216100/111209/0112265, 10216100/181209/0115753, 10216120/140410/0010011, 10216100/211209/0116555, 10216100/211109/0103013, 10216100/171109/0100563, 10216100/281109/0106265, 10216100/061209/0109673, 10216110/020410/0008515, 10216110/160110/0000680, и об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в общей сумме 2 338 707 руб. 04 коп.



при участии

от заявителя – Ермакова *.*. (доверенность от 17.05.2011)

от заинтересованного лица – Ефимова *.*. (доверенность от 06.04.2011), Плотникова *.*. (доверенность от 30.12.2010);

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ПродИмпорт» (далее – ООО «ПродИмпорт», общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Балтийской таможни (далее – таможня), выразившегося в непредставлении тарифных преференций на товар, ввезенный по грузовым таможенным декларациям (далее – ГТД) №№ 10216100/260410/0041579, 10216100/080210/0010514, 10216100/010410/0031491, 10216100/260310/0028550, 10216100/020210/0008902, 10216100/200210/0015505, 10216100/140210/0013025, 10216100/110410/0035738, 10216100/070410/0033929, 10216100/020510/0044595, 10216100/111209/0112265, 10216100/181209/0115753, 10216120/140410/0010011, 10216100/211209/0116555, 10216100/211109/0103013, 10216100/171109/0100563, 10216100/281109/0106265, 10216100/061209/0109673, 10216110/020410/0008515, 10216110/160110/0000680, а также просило обязать таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в общей сумме 2 338 707 руб. 04 коп.

В судебном заседании представитель общества требования поддержал.

Представители таможни против удовлетворения требований заявителя возражали.

Как следует из материалов дела, на основании контрактов от 10.09.2008 № 3 и от 02.02.2009 № 11, заключенных соответственно с компаниями «MAROC FRUIT BOARD» (Марокко) и «XIAMEN LITAISHENG FROZEN FOODSTUFF CO. LTD» (Китай), общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар – «томаты свежие; апельсины сладкие свежие; апельсины свежие; лимоны свежие; яблоки свежие; мандарины свежие; клементины свежие». Товар прошел таможенное оформление по ГТД №№ 10216100/260410/0041579, 10216100/080210/0010514, 10216100/010410/0031491, 10216100/260310/0028550, 10216100/020210/0008902, 10216100/200210/0015505, 10216100/140210/0013025, 10216100/110410/0035738, 10216100/070410/0033929, 10216100/020510/0044595, 10216100/111209/0112265, 10216100/181209/0115753, 10216120/140410/0010011, 10216100/211209/0116555, 10216100/211109/0103013, 10216100/171109/0100563, 10216100/281109/0106265, 10216100/061209/0109673, 10216110/020410/0008515, 10216110/160110/0000680.

После выпуска товаров 28.05.2010, 30.06.2010, 08.10.2010 и 25.02.2011 общество обратилось в таможню с заявлениями о предоставлении преференций по уплате импортной пошлины и зачете денежных средств, излишне уплаченных по названным ГТД. К данным заявлениям общество приложило внешнеторговые контракты, на основании которых ввезен спорный товар; инвойсы; коносаменты, а также сертификаты формы «А» о происхождении товара, пояснив, что данные сертификаты не были представлены при таможенном оформлении товара в связи с их отсутствием у общества на тот момент.

Не получив от таможни ответа на указанные заявления и полагая, что на товар, ввезенный по указанным ГТД, в связи с его происхождением из развивающихся стран распространяется тарифный преференциальный режим, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия таможни по не предоставлению тарифных преференций в отношении ввезенного товара.



Рассмотрев требования ООО «ПродИмпорт», изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-I «О таможенном тарифе» ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

В силу пункта 1 статьи 36 названного Закона при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 № 1057 утвержден перечень стран – пользователей схемой преференций Российской Федерации, в число которых включены Марокко и Китай.

Если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, на неприменение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо на уменьшение налоговой базы, декларант обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия (пункт 3 статьи 131 ТК РФ).

В соответствии с пунктами 5,6 Правил определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций, содержащихся в приложении к Соглашению стран СНГ от 12.04.1996 (далее – Правила), происхождение товара в соответствующей развивающейся стране подтверждается документально: декларацией-сертификатом о происхождении товара по форме «А», принятой в рамках Общей системы преференций. При этом предусмотрены как формальные требования к этому документу, так и порядок устранения обоснованных сомнений относительно его безупречности.

В силу статьи 37 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения данных товаров Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется таможенному органу одновременно с представлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме, предусмотренной международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (пункт 1).

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 ТК РФ документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются декларация о происхождении товара (статья 35 ТК РФ) или в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, сертификат о происхождении товара (статья 36 ТК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 36 ТК РФ сертификат о происхождении товара – это документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

Если сертификат о происхождении товара не является надлежащим образом оформленным (имеются подчистки, помарки или незаверенные исправления, отсутствуют необходимые подписи или печати, сведения в сертификате не позволяют установить их отношение к декларируемым товарам, в сертификате неоднозначно указаны страна происхождения товаров либо критерии, на основании которых сделан вывод о стране происхождения товаров, если указание таких критериев является обязательным в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации) либо если были обнаружены признаки того, что сертификат содержит недостоверные сведения, таможенный орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям стран, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения (пункт 4 статьи 36 ТК РФ).

Каждая графа сертификата должна содержать информацию в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товаров по форме «А», утвержденными Протоколом от 07.10.2002 о внесении изменений и дополнений в Правила.

Разделом III Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих контроль за правильным заявлением страны происхождения товаров и принятие решений о стране происхождения товаров, утвержденной приказом ФТС от 29.04.2004 № 80, установлен Порядок контроля за правильным заявлением страны происхождения товаров после их выпуска в соответствии с заявленным таможенным режимом.

По смыслу положений данного Порядка (в системном единстве с приведенными положениями таможенного законодательства) конечной целью соответствующего таможенного контроля выступает выявление правильного либо неправильного указания страны происхождения товаров как фактов, имеющих значение для таможенных целей (в силу и внутреннего таможенного законодательства Российской Федерации, и норм международного права).

В данном случае представленные обществом в таможню сертификаты формы «А» подтверждают происхождение ввезенного по спорным ГТД товара из стран, входящих в перечень стран – пользователей схемой преференций Российской Федерации, что таможней не оспаривается. При этом доказательства обращения таможенных органов к компетентным органам или организациям иностранного государства, которые выдали сертификаты о происхождении товара, по факту оформления данных сертификатов с нарушением установленных Требований (бланки сертификатов, выданных уполномоченными органами Марокко, изготовлены на французском языке и не соответствуют образцам бланков, приведенным в Приложении к Требованиям) материалы дела не содержат и суду не представлены.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие).

В данном случае материалами дела подтверждается, что заявитель имеет право на предоставление ему тарифных преференций в отношении спорного товара, в связи с чем основания для дополнительного начисления таможенных платежей и пеней отсутствуют. Иное таможней не доказано.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Признать незаконным бездействие Балтийской таможни, выразившееся в непредставлении тарифных преференций по грузовым таможенным декларациям №№ 10216100/260410/0041579, 10216100/080210/0010514, 10216100/010410/0031491, 10216100/260310/0028550, 10216100/020210/0008902, 10216100/200210/0015505, 10216100/140210/0013025, 10216100/110410/0035738, 10216100/070410/0033929, 10216100/020510/0044595, 10216100/111209/0112265, 10216100/181209/0115753, 10216120/140410/0010011, 10216100/211209/0116555, 10216100/211109/0103013, 10216100/171109/0100563, 10216100/281109/0106265, 10216100/061209/0109673, 10216110/020410/0008515, 10216110/160110/0000680.

Обязать Балтийскую таможню возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ПродИмпорт» излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 2 338 707 руб. 04 коп.

Взыскать с Балтийской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «ПродИмпорт» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Александрова *.*.