Решения районных судов

По иску о внеочередном предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения. Решение от 26 июля 2010 года № 2-1829/2010. Республика Калмыкия.

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Фурманова И.В.,

при секретаре Очировой Б.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бадмаева А.С. к Агентству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о внеочередном предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения,

Установил:

Бадмаев А.С. обратился в суд с исковым заявлением к Агентству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее – Агентство) о внеочередном предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, мотивируя свои требования следующим. Бадмаев А.С. родился ххх года. Мать ФИО1 умерла ххх года, отец ФИО2 умер ххх года. Решением исполнительного комитета Котельниковского районного совета народных депутатов от ххх года опекуном был назначен дядя ФИО3 В ххх года согласно решению жилищной комиссии Мэрии г.Элисты включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время проживает у сестры, своего жилья не имеет. Просит суд обязать Агентство обеспечить внеочередной субсидией на приобретение жилого помещения. В судебном заседании Бадмаев А.С. поддержал заявленные требования, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее Агентства) ФИО4 признал заявленные требования частично, пояснив, что жилищным законодательством внеочередное предоставление жилья данной категории гражданам предусмотрено по отношению к другим категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях и имеющим право на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем Бадмаеву будет осуществлено за счет средств республиканского бюджета в соответствии с действующим Порядком посредством социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в собственность форме и в порядке очередности по дате постановки на учет.

Третье лицо на стороне ответчика - представитель Мэрии г. Элисты ФИО5 не возражал против удовлетворения исковых требований Бадмаева А.С.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ст.5 Федерального закона № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Поскольку спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, то ЖК РФ будет применяться к правам и обязанностям сторон, которые возникли после введения его в действие, то есть после 1 марта 2005 года.

Согласно ст. 6 ФЗ № 189 с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в действующей ныне редакции Федеральных законов от 8 февраля 1998 года № 17-ФЗ и от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотренные этим Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) также являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

На момент постановки истца на учет в качестве лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по категории учета «дети-сироты», действовал п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, утвержденной Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года, согласно которой вне очереди должно было быть предоставлено жилое помещение гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60).

Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 45-ФЗ в п. 2 ст. 27 ЖК РСФСР внесены изменения, с учетом которых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - должны были вне очереди предоставляться жилые помещения в случаях, когда им не могли быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.



В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

С учетом изложенных норм закона, принимая во внимание длящийся характер возникших у истца жилищных правоотношений, суд полагает, что на момент принятия Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, истец подлежал обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке на основании действовавшего в то время п.2 ст. 37 ЖК РСФСР, который не содержал указания на возраст лиц, которые подлежали обеспечению жилой площадью.

Согласно ст. 6 Закона Республики Калмыкия № 262- III-З от 05 апреля 2006 года «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или признанные в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются по месту жительства уполномоченным Правительством Республики Калмыкия органом исполнительной власти Республики Калмыкия вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Калмыкия N 264-III-З от 25 апреля 2006 года «О регулировании жилищных отношений в Республике Калмыкия» (в редакции от 27 июня 2008 года) учет граждан, отнесенных к категории нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по месту жительства органом местного самоуправления. Орган местного самоуправления после признания гражданина малоимущим, нуждающимся в жилом помещении, ставит указанного гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, которые ставятся на учет нуждающихся в жилых помещениях, признаются не имеющие жилой площади дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 указанного закона предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не имеющим жилой площади, осуществляется из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия в порядке, установленном Правительством Республики Калмыкия.

В судебном заседании установлено, что Бадмаев А.С., ххх года рождения, является сиротой. В ххх году окончил ФИО15 среднюю школу ....., в период с ххх по ххх г.г. проходил военную службу в рядах Советской Армии. С ххх года включен в список очередников на получение жилой площади в очередь детей-сирот. С ххх года зарегистрирован и проживает в квартире сестры, расположенной по адресу: г. Элиста, ....., своего жилья не имеет.

Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении *** от ххх года, свидетельствами о смерти *** от ххх года и *** от ххх года, справкой о составе семьи, выпиской из домовой книги №*** от ххх года, учётной карточкой очередника на получение жилой площади, справками филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ по РК», справками Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия.

Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем ответчика, Бадмаев А.С., состоящий с ххх года на учете в качестве лица, нуждающегося в обеспечении жилым помещением, по категории учета «дети-сироты», относится к лицам, нуждающимся в получении жилья. До настоящего времени жильё не предоставлено.

При таких обстоятельствах истцу должна быть предоставлена вне очереди субсидия на приобретение жилого помещения из средств бюджета Республики Калмыкия.

Предоставление вне очереди жилых помещений или субсидии на его приобретение не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Ссылка представителя ответчика на отсутствие свободного жилья и на «Порядок предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий», предусматривающий формирование Сводного списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, правового значения по делу не имеет, поскольку право на предоставление истице жилого помещения вне очереди установлено федеральным законодательством, отсутствие свободной жилой площади и «Порядок предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий» не могут служить основанием ограничения или условием для отказа в реализации прав Бадмаева на внеочередное предоставление жилья или получение субсидии на его приобретение. Предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

В соответствии с п. 14 Положения о Министерстве строительства и архитектуры Республики Калмыкия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия № 357 от 22 ноября 2005 года Министерство строительства и архитектуры Республики Калмыкия осуществляет обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения или признанных в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, субсидией на строительство или приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета или жилой площадью по месту жительства вне очереди не ниже установленных социальных норм в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия.

Согласно п. 3 Указа Главы Республики Калмыкия № 195 от 01 декабря 2007 года «О совершенствовании органов исполнительной власти Республики Калмыкия» Министерство строительства и архитектуры Республики Калмыкия переименовано в Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, последнему переданы функции ликвидируемых Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Республики Калмыкия, Комитета по управлению автомобильными дорогами Республики Калмыкия.

На основании указанных правовых актов обеспечение истца жильем как сироты, не имеющей жилого помещения и нуждающейся в его предоставлении, должно быть возложено на Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.

В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.



Согласно п. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Пунктом 14 Порядка предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 марта 2009 г. № 47 предусмотрено, что размер социальной выплаты для детей-сирот определяется исходя из общей площади жилья для предоставления социальной выплаты, которая составляет 33 кв.м. на одиноко проживающего человека.

Таким образом, Бадмаеву А.С. должна быть предоставлена вне очереди субсидия на приобретение жилого помещения по месту жительства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Бадмаева А.С. удовлетворить.

Обязать Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обеспечить Бадмаева А.С. вне очереди субсидией на приобретение жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение десяти дней через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий И.В.Фурманов