Решения районных судов

Решение от 30 мая 2011 года № 12-40/2011. Решение от 30 мая 2011 года № 12-40/2011. Смоленская область.

Судья Смоленского районного суда Смоленской области Артамонова Т.А., при секретаре Бондаренко С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Смоленск, пр. Гагарина, д. 22) жалобу СОГУ «Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий» на Постановление Главного государственного инспектора Смоленского района по пожарному надзору Копачева А.В. № от 28 февраля 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

Установил:

Постановлением Главного государственного инспектора Смоленского района по пожарному надзору Копачева А.В. № от 28 февраля 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 СОГУ «Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий» привлечено к административной ответственности по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ – нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

В жалобе от 20.04.2011 года представитель учреждения по доверенности со специальными полномочиями Балбышкин А.А. с данным Постановлением не согласен ввиду его необоснованности. В частности в помещениях СОГУ имеются план эвакуации людей при пожаре и знаки пожарной безопасности, хотя они и не соответствуют ГОСТу. Кроме того, учреждением был заключен договор на изготовление планов эвакуации и знаков пожарной безопасности, однако они изготовлены своевременно не были по причине отсутствия материала в организациях г. Смоленска, занимающихся данным видом деятельности. Требования ГОСТ, которыми руководствовался инспектор, утверждены для добровольного применения и носят рекомендательный характер. Одновременно просит восстановить срок обжалования постановления, так как данное Постановление было вручено СОГУ 28.02.2011 года. 05.03.2011 года в адрес Смоленского районного суда СОГУ были направлены возражения на Постановление от 28.02.2011 года №, однако они были судом возвращены заявителю по причине отсутствия документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание жалобы. 31.03.2011 года жалоба повторно направлялась в суд, однако снова была возвращена на доработку.

В судебном заседании представитель СОГУ «Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий» Балбышкин А.А. доводы жалобы поддержал по указанным в ней основаниям, пояснил, что на момент проверки пожарной безопасности в здании учреждения имелись планы эвакуации и знаки пожарной безопасности, однако они не соответствовали ГОСТу, сразу после проверки СОГУ «Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий» заключил договор с ВДОП на изготовление планов эвакуации и знаков пожарной безопасности, однако ввиду отсутствия материалов они еще не изготовлены. Указатели размещения средств пожарной безопасности были вывешены на следующий день после проверки. В марте 2010 года проводилась аналогичная проверка соблюдения требований пожарной безопасности, однако перечисленные нарушения выявлены не были, хотя на тот момент уже применялся новый ГОСТ. СОГУ «Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий» является бюджетным учреждением и не имеет самостоятельных источников дохода. Просит восстановить срок обжалования постановления как пропущенный по уважительной причине, отменить Постановление и прекратить производство по делу ввиду малозначительности.

Свидетель Копачев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. Судом определено провести судебное заседание в отсутствие не явившегося свидетеля.

Исследовав представленные материалы, заслушав представителя юридического лица, суд приходит к следующему.

Как усматривается из постановления Главного государственного инспектора Смоленского района по пожарному надзору Копачева А.В. № от 28 февраля 2011 года, СОГУ «Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ. В частности, 25.02.2011 года в 14 часов 00 минут в здании СОГУ «Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий», расположенном по адресу: Смоленская область, Смоленский район, д. Мощинки, были нарушены Правила пожарной безопасности в РФ ППБ-03, а именно:

Планы эвакуации не соответствуют ГОСТу (п. 3 ППБ-03, ГОСТ Р 12.2.143-2009);

На путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности (п. 51 ППБ-03);

Отсутствуют указатели размещения средств пожарной безопасности (п. 27 ППБ-03).

В связи с вышеизложенным, СОГУ «Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий» назначен административный штраф в размере 10000 рублей.

Оспариваемое заявителем Постановление вынесено Главным государственным инспектором Смоленского района по пожарному надзору 28 февраля 2011 года, копия указанного постановления получена законным представителем учреждения С.А.А. 28.02.2011 года.

Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на Постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Поскольку законодатель не Установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска указанного срока, вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.

Поскольку срок на оспаривание постановления связан с моментом получения копии акта административного органа, вынесенного по факту выявленного правонарушения, то СОГУ «Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий», подавшее жалобу 20.04.2011 года, пропустило срок ее подачи.

Вместе с тем, ранее, 11.03.2011 года, 18.04.2011 года данная жалоба, поданная соответственно 05.03.2011 года и 31.03.2011 года СОГУ «Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий» в Смоленский районный суд Смоленской области, дважды возвращалась судьей ее подателю для устранения недостатков. При этом, податель жалобы первоначально вовремя обратился в суд с жалобой, впоследствии предпринимал меры к устранению недостатков.

При таких обстоятельствах, суд находит причины пропуска подачи жалобы уважительными, и как следствие, срок обжалования подлежит восстановлению.

Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ (с изменениями и дополнениями) руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования о необходимости наличия в помещении планов эвакуации, знаков пожарной безопасности на путях эвакуации, указателей размещения средств пожарной безопасности установлены в п. 3, п. 51 и п. 27 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

Вина СОГУ «Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от 25.02.2011 года, Постановлением о привлечении к административной ответственности № от 28.02.2011 года, предписанием № об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 28.02.2011 года, актом проверки № от 25.02.2011 года.

Как усматривается из материалов дела и пояснений представителя СОГУ «Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий», в помещениях учреждения имелись не соответствующие ГОСТу план эвакуации и знаки пожарной безопасности. При этом, учреждением был заключен договор на изготовление новых планов эвакуации, знаков пожарной безопасности и указателей размещения средств пожарной безопасности, однако они не были изготовлены не по вине данного юридического лица. Согласно п. 1.2, п. 1.4, п. 3.1-3.3, п. 3.5-п. 3.6 Устава СОГУ «Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий» (утвержден распоряжением Администрации Смоленской области от 20.12.2004 года № 1135-р/а) учреждение является бюджетной некоммерческой организацией, собственником имущества является субъект РФ – Смоленская область. Имущество находится в оперативном управлении учреждения. Финансирование деятельности учреждения осуществляется из областного бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, а также за счет доходов от собственной деятельности.

Пункт 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусматривает, что по результатам рассмотрения жалобы на Постановление по делу об административном правонарушении выносится Решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено Постановление.

Принимая во внимание, что правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, СОГУ «Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий» совершено впервые, учреждение предпринимает меры к устранению выявленных нарушений, срок для такого устранения определен предписанием, учреждение является бюджетной некоммерческой организацией, отягчающие вину обстоятельства не установлены, то суд в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ полагает, что в данном случае мера административной ответственности необоснованно определена главным государственным инспектором Смоленского района по пожарному надзору в виде административного штрафа и может быть установлена в виде предупреждения, что соразмерно совершенному заявителем правонарушению.

При таких обстоятельствах, в соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ оспариваемое Постановление подлежит изменению в части вида назначенного наказания.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья

Решил:

Изменить вынесенное 28 февраля 2011 года Главным государственным инспектором Смоленского района по пожарному надзору Копачевым А.В. Постановление № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части избранной в отношении СОГУ «Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий» (214558, Смоленская область, Смоленский район, д. Мощинки) меры наказания: заменить штраф в сумме 10 000 рублей предупреждением.

Решение вступает в законную силу после его вынесения и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

Судья Артамонова Т.А.