Решения районных судов

Решение от 20 июня 2011 года № 2-2597/2011. Решение от 20 июня 2011 года № 2-2597/2011. Мурманская область.

14 июня 2011 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего Жугановой Н.В.

при секретаре Гамаюновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нахабцевой Е.А. об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы России по Мурманской области,

Установил:

Нахабцева Е.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий УФМС по Мурманской области об отказе в выдаче паспорта гражданина РФ в установленный законом срок.

В обоснование указала, что Дата она обратилась в УФМС ****ского округа г. Мурманска с заявлением о замене паспорта гражданина РФ в связи с достижением 20-летнего возраста, однако вместо выдачи паспорта гражданина РФ ей выдали временное удостоверение личности сроком до Дата и взяли объяснение по вопросу нахождения и проживания на территории РФ на Дата. Дата ей сообщили о проведении в отношении нее проверки принадлежности к гражданству Российской Федерации. Полагает действия сотрудников УФМС незаконным, поскольку это нарушает ее конституционные права на свободу передвижения за пределы РФ, регистрации по месту жительства и участию в приватизации. Просит признать действия УФМС по МО по нарушению срока замены паспорта незаконными и обязать выдать ей br>В судебном заседании заявитель и ее представитель настаивали на удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в нем.

Представители заинтересованного лица в судебном заседании с заявлением Нахабцевой Е.А. не согласились. Пояснили, что Решение об отказе в выдаче заявителю паспорта до настоящего времени не принималось. С момента обращения Нахабцевой Е.А. с заявлением о замене паспорта УФМС по МО проводит проверку принадлежности ее к гражданству Российской Федерации, поскольку согласно справке на Дата заявитель проживала на территории .... В связи с чем направлены запросы, в том числе в УФМС по .... и ...., ответы на которые не поступили. В соответствии с Административным регламентом окончательный срок рассмотрения не должен превышать 5 рабочих дней со дня поступления последней необходимой для проведения проверки информации. Указали, что положение законодательства, признающее гражданином РФ военнослужащего, выехавшего за пределы РФ до Дата в связи со служебными отношениями, не распространяется на членов его семьи. Полагали, что действия УФМС по МО законны и обоснованны и просили отказать в удовлетворении заявления.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд отказывает в удовлетворении заявления.

В соответствии с пунктом 51 Указа Президента Российской Федерации № 1325 от 14 ноября 2002 года «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 15.5 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказ ФМС РФ от 19.03.2008 N 64 (ред. от 29.04.2010), срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 дней с момента его регистрации, в случае если первоначально были приложены все необходимые для проведения проверки материалы. В случаях, требующих проведения дополнительной проверки и направления соответствующих запросов, заявителю направляется промежуточный ответ, а окончательный срок рассмотрения не должен превышать 5 рабочих дней со дня поступления последней необходимой для проведения проверки информации (представления копий документов, надлежащим образом оформленных опросов).

Судом установлено, что Дата Нахабцева Е.А., Дата рождения, обратилась в УФМС России по Мурманской области в ****ском округе г.Мурманске по вопросу замены паспорта гражданина Российской Федерации в связи с достижением возраста 20 лет.

Мотивированного заключения о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации до настоящего времени УФМС по Мурманской области не принималось.

При проверке документов УФМС по Мурманской области было установлено, что по состоянию на 06 февраля 1992 года Нахабцева Е.А. на территории Российской Федерации не проживала, в связи с чем, возникли сомнения ее принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Согласно ответу УФМС России по Мурманской области в ****ском административном округе .... № ** от Дата по вопросу обоснованности выдачи паспорта Нахабцевой Е.А., Дата Нахабцева Е.А. документирована ****ским ОВД .... паспортом гражданина РФ на основании свидетельства о рождении № ** и вкладыша о гражданстве от Дата в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года «О гражданстве РФ», поскольку по состоянию на 06 февраля 1992 года находилась по месту прохождения военной службы отца за пределами РФ под юрисдикцией Российской Федерации (л.д.17).

В силу части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года «О гражданстве РФ», утратившего силу с 01 июля 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

Статьей 2 Постановления Верховного Совета РФ от 17.06.1993 N 5206/1-1 “О введении в действие Закона Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О гражданстве РСФСР“ постановлено в целях единого применения Закона Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации“ установить, что граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации и выехавшие временно за пределы Российской Федерации до 6 февраля 1992 года в связи с трудовыми, служебными отношениями, обучением, лечением и по частным делам и возвратившиеся в Россию после вступления Закона в силу, признаются гражданами Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 13 Закона.

В соответствии со статьей 3 указанного Постановления действие части первой статьи 13 Закона Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации“ распространяется на военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации, имеющих войска и воинские формирования, военнослужащих, проходящих обучение в военных учебных заведениях), давших присягу на верность бывшему Советскому Союзу или Российской Федерации, проходящих службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, а также прибывших для прохождения службы на территорию Российской Федерации после вступления Закона в силу.

Таким образом, военнослужащие признавались гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона РФ от 28.11.1991 № 1948, если они проходили службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией РФ на территориях других государств, по состоянию на 06 февраля 1992 года. При этом данное Постановление не распространялось на членов семей военнослужащих.

То обстоятельство, что Нахабцева Е.А. на 06 февраля 1992 года на территории Российской Федерации не проживала, являлась членом семьи военнослужащего А., проходившего воинскую службу в войсковой части под юрисдикцией РФ, свидетельствует о том, что у УФМС по Мурманской области имелись основания для проведения проверки по факту приобретения Нахабцевой Е.А. гражданства РФ.

Согласно сведениям отделения УФМС России по .... от Дата Нахабцева Е.А. прибыла в .... Дата из ...., в связи с чем, Дата и Дата УФМС по Мурманской области обоснованно направлен запрос в УФМС России по .... и .... о подтверждении факта проживания на территории Российской Федерации Нахабцевой Е.А.

При этом заявителю Дата было направлено уведомление о проведении в отношении нее проверки принадлежности к гражданству Российской Федерации.

До настоящего времени ответ на запрос УФМС России по Мурманской области не поступил.

Таким образом, действия УФМС по Мурманской области, выразившиеся в проведении в отношении заявителя проверки принадлежности к гражданству РФ и невыдаче Нахабцевой Е.А. на день рассмотрения дела в суде паспорта гражданина Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

На основании изложенного, руководствуясь, статьями 194-198, 254-257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении заявления Нахабцевой Е.А. об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы России по Мурманской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: Н.В. Жуганова