Решения районных судов

Решение от 24 июня 2011 года . По делу А07-6816/2011. Республика Башкортостан.

Решение

г. Уфа Дело № А07-6816/2011

24 июня 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена 21.06.2011

Полный текст решения изготовлен 24.06.2011

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судь Ф.И.О. при ведении протокола судебного заседания помощником Ф.И.О. рассмотрев дело по иску

Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (ОГРН 1080278007886; ГУ “Абзелиловское лесничество“ (ОГРН 1080267002200)

к ООО “Лесозаготовительная компания “Башлеспром“ (ОГРН 1030202051703)

о расторжении договора аренды лесного участка

в судебном заседании приняли участие:

от истцов – Аминев И. Ш., доверенность от 18.02.2011, Кутуев Б. А., доверенность от 23.05.2011, Сафиуллин С. А., доверенность от 18.02.2011

от ответчика – Голиков М. Р., доверенность от 13.09.2010, Ишмурзин В.Ш., доверенность от 21.12.2010, Юлбарисов Ш.А., доверенность от 21.12.2010

Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан (ОГРН 1080278007886; ГУ “Абзелиловское лесничество“ обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к ООО “Лесозаготовительная компания “Башлеспром“ о расторжении договора аренды лесного участка.

Представитель истца иск поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве, дополнениях к отзыву на иск.

Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные документы, суд



Установил:

16.06.2008 между Министерством природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан (арендодатель) и ООО «ЛЗК «Башлеспром» (арендатор) был подписан договор аренды лесного участка (л. д. 27-29), по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор на основании ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 217-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ) и договора аренды от 23.08.2005 обязуется переоформить и принять во временное пользование лесной участок, расположенный в Республике Башкортостан, Абзелиловский район, Абзелиловское лесничество, с кадастровым номером 02:01:00 00 00:0065, для заготовки древесины и использования в целях и объемах согласно приложению № 3 к договору, в границах, указанных в приложениях №№ 1 и 2 (границы лесного участка определены на кадастровой карте (плане) лесного участка, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора), общей площадью 14917 га, находящийся в государственной собственности (п. п. 1-4 договора).

В соответствии с п. 1.8 Положения о Министерстве лесного хозяйства Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 31.07.2008 № УП-362, Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан является правопреемником Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан в части реализации полномочий республиканских органов исполнительной власти в области лесных отношений, а также переданных органам государственной власти Республики Башкортостан отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

В соответствии с п. 18 договора от 16.06.2008 определен срок действия договора на 49 лет с момента его государственной регистрации.

Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан за № 02-04-07272008-435, что подтверждается соответствующим штампом регистрационной надписи (л. д. 47).

Участок лесного фонда передан ответчику по акту приема-передачи лесного участка в аренду от 16.06.2008.

Согласно подп. «е», «ж», «з» п. 11 договора от 16.06.2008 арендатор обязан осуществлять противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, прокладку просек и противопожарных разрывов, создание и содержание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров в объемах, определенных проектом освоения лесов. В обязанности арендатора входит осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий лесовосстановления и ухода за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении № 6 к договору, осуществлять разрубку (расчистку) квартальных просек.

В соответствии с проектом освоения лесов (л. д. 48-94) на лесном участке, переданном в аренду ответчику, ежегодные размеры объемов работ на земельном участке (таблицы проекта, л. д. 14-91).

Министерство, полагая, что неисполнение ООО «ЛЗК «Башлеспром» обязанностей, предусмотренных п. 11 договора от 16.06.2008, невыполнение объемов работ, предусмотренных проектом освоения лесов, является основанием для досрочного расторжения договора аренды, обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Из материалов дела также следует, что 11.01.2011 Министерство обратилось к ООО «ЛЗК «Башлеспром» с претензией № 1 (л. д. 20-21), в которой указало на наличие нарушений со стороны арендатора договора аренды 16.06.2008 и предложило расторгнуть договор аренды от 16.06.2008 в добровольном порядке, о чем сообщить до 25.01.2011.

Письмами от 08.09.2010 № 473, от 05.08.2010 № 401 (л. д. 23- 25) в адрес ООО «ЛЗК «Башлеспром» сообщалось о срыве арендатором планов посадки лесных культур.

Ответа на указанную претензию от ответчика не поступило.

Суд отмечает, что материалами дела подтверждается, что ООО «ЛЗК «Башлеспром» в Абзелиловском лесничестве за 2009,2010, первый квартал 2011 года заготовило древесины в объеме 24 799 кбм. Площадь вырубленных участков (лесосек) составляет 130,8 га. (отчеты об использовании лесов за 2009,2010 и 1 кв. 2011 года).

За период 2009, 2010, I квартал 2011 года фонд лесовосстановления (площадь лесных земель, нуждающихся в лесовосстановлении) составил 130,8 га. С учетом того, что проектом освоения лесов предусмотрено также создание лесных культур на непокрытых лесом землях (вырубки прошлых лет, гари, прогалины и т.д.) в размере 20 га ежегодно (за 3 года - 60 га), общий фонд лесовосстановления составляет 190,8 га.

ООО «ЛЗК «Башлеспром» фактически выполнило лесовосстановление: в 2009 году – 91,7 га, в 2010 году - 45,7 га, в 2011 году – 86,4 га, всего - 223,8 га, что составляет 117,3%.



ООО «ЛЗК «Башлеспром» по виду своей деятельности не имеет лесных питомников. Лесовосстановление произведено посадочным материалом, завезенным из Пермского Края, Удмуртской республики, Кировской области. Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан в выделении (продаже) сеянцев из своих питомников в 2009, 2010, 2011 году отказало, объяснив это тем, что в питомниках Министерства лесного хозяйства РБ посадочный материал выращивается только для собственных нужд. Несмотря на трудности с приобретением посадочного материала, нарушений обязательств по лесовосстановлению со стороны ООО «ЛЗК «Башлеспром» не допущены.

Более того, лесовосстановление было осуществлено с некоторым опережением, т.к. пунктом 42 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ № 184 от 16.07.2007 установлено, что искусственное лесовосстановление путем закладки лесных культур осуществляется в течение 2 лет после рубки.

Лесовосстановление выполнено в полном объеме путем «создания лесных культур», поэтому в проведении комбинированного и естественного возобновления не было необходимости. Проектом освоения лесов доля посадки леса в общем объеме лесовосстановления запроектировано в размере 68,8%.

24,6% фонда лесовосстановления подлежали «естественному заращиванию», 6,6% - «комбинированному лесовосстановлению». Предпочтение отдано «посадке леса», т.к. это наиболее эффективный, хотя и затратный (стоимость одного сеянца - 2,5 руб., количество сеянцев на 1 га - 5 тыс. шт.) способ лесовосстановления. В 2011 году на посадку леса 86,4 га компанией затрачено более 1,2 млн. рублей.

Согласно п. 2 «Правил лесовосстановления», утвержденных приказом МПР РФ № 183 от 16.07.2007 года, целью лесовосстановления является восстановление вырубленных, погибших, поврежденных лесов. Следовательно, объемы лесовосстановления зависят только от объема заготовки леса и соответственно площади вырубленных лесов. Объемы лесовосстановления, указанные в табл. 5.3.1.3. проекта являются расчетными, которые соответствуют 100% использованию расчетной лесосеки.

По лесному участку в Абзелиловском лесничестве расчетная лесосека по рубкам главного пользования составляет 17,7 тыс. кбм, что соответствует площади вырубаемых лесосек в размере 102 га.

В рассматриваемом случае, когда расчетная лесосек используется не в полном объеме, в ежегодный объем лесовосстановления включается фактически вырубленная площадь сплошных рубок (2009, 2010, 1 квартал 2011 года — 130,8 га).

Исходя из изложенного, суд соглашается с доводом ответчика о том, что требование Министерства лесного хозяйства о лесовосстановлении по указанному в таблице 5.3.13. Проекта освоения лесов расчетному, при полном освоении расчетной лесосеки, показателю ООО «ЛЗК «Башлеспром» является неправомерным.

Число уходов по годам выращивания лесных культур проектом освоения лесов установлено: первый год - 3 ухода; второй год - 2 ухода; третий год - 1 уход.

В 2009 году посадка произведена на площади 91,7 га, трехкратный уход произведен на площади 91,7 га (в отчете за 2009 год допущена техническая ошибка, где была указана площадь, охваченная уходом без коэффициента 3).

В 2010 году посадка проведена на площади 45,7 га, трехкратный уход произведен на площади 45,7 га (общая площадь, охваченная трехкратным уходом, в переводе на однократный составляет 137 га). Кроме того, произведен двухкратный уход за лесными культурами 2009 года на площади 91,7 га (общая площадь, охваченная двухкратным уходом, в переводе на однократный уход составляет - 183,4 га).

Всего за 2010 год в двух и трехкратном уходом за лесными культурами была охвачена общая площадь 137,4 га, что по числу уходов в переводе на однократный соответствует 320 га, что и отражено в отчете за 2010 год. Это соответствует требованиям, установленным проектом освоения лесов по числу уходов за лесными культурами.

Об объемах лесовосстановления по фактически вырубленной древесине дано разъяснение в письме Башкирского филиала Федерального агентства лесного хозяйства ФГУП «Рослесинфорг» № 091-327/10 от 17.06.2011.

Проектом освоения лесов предусмотрено, что лица, использующие леса в соответствии с договором аренды, выполняют санитарно-оздоровительные мероприятия на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологических обследований с учетом требований «Руководства по проведению санитарно- оздоровительных мероприятий».

Проектируемые санитарно-оздоровительные мероприятия в проекте освоения лесов были определены таблицами 5.2.3. и 5.2.4.

Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан письмом от 27.10.2009г. № 02/4874 уведомило, что предусмотренные таблицами 5.2.3. и 5.2.4. проекта освоения лесов по санитарно-оздоровительным мероприятиям следует исключить на основании приказа Рослесхоза от 29.12.2009г. № 523. Это связано с тем, что проведение лесопатологических обследований (табл. 5.2.4.) не может быть возложено на лиц, использующих леса, т.е. на арендатора (п. 6. Руководства по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований), а арендодателем такого обследования проведено не было.

Кроме того, предусмотренные санитарно-оздоровительные мероприятия действительны лишь в течение 3 лет с момента утверждения актов проверки санитарного и лесопатологического состояния лесов (п. 17 Руководства по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований.)

Проведение выборочных санитарных рубок в спелых и перестойных эксплуатационных лесах, согласно вышеуказанному письму Минлесхоза РБ, не требуется.

Суд приходит к выводу, что, заявляя требования о неисполнении ответчиком обязательств по уходу за лесными культурами, истец не учитывает расчетные показатели проекта освоения лесов, не принимает во внимание представленные отчеты об использовании лесов, где указаны фактические площади посадки леса и ухода за лесными культурами.

Аналогичные требования к проведению санитарно-оздоровительных мероприятий указаны в лесохозяйственном регламенте ГУ «Абзелиловское лесничество» от 2010 года.

Согласно п. 8 Приказа Минсельхоза РФ от 08.02.2010 № 32 “Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки“ подраздел “Заготовка древесины“ содержит общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины, а согласно п. 6.1.2 Приказа МПР РФ от 19.04.2007 № 106 “Об утверждении Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений“ лесохозяйственный регламент содержит ежегодный допустимый объем изъятия древесины в средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждениях при уходе за лесами. Соответственно, 1 лесовосстановление зависит от объема заготовки, так как согласно п. 2 правил лесовосстановления, утвержденных Приказом МПР РФ от 16.07.2007 № 83, лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов. Таким образом, закон не обязывает осуществлять заготовку древесины, а, следовательно, и лесовосстановление, строго в тех объемах, которые указаны в проекте освоения лесов и договоре аренды. При этом следует отметить, что в 2009-2010 годах ООО «ЛЗК «Башлеспром» вырубило лесные культуры на площади 122,8 га и осуществило лесовосстановление на площади 137,4 га.

Довод истца о существенном нарушении условий договора аренды, выразившихся в неполном осуществлении мероприятий по санитарному оздоровлению, агротехническому уходу, содействию естественному возобновлению, комбинированному лесовосстанослению и подготовке почвы отклоняются по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Фактов, дающих основание полагать, что истец в значительной степени лишился того, на что был праве рассчитывать при заключении договора не имеется, арендная плата уплачивается вовремя и в полном объеме. Доказательств существенного ухудшения имущества не представлено.

Проектом освоения лесов в Абзелиловском лесничестве были намечены лесотаксационные выделы, в которых разрешена заготовка древесины при вырубке поврежденных насаждений в объеме 180 кбм. ежегодно (выборочные санитарные рубки, табл. 5.2.3. проекта освоения лесов). Кроме того, в табл. 5.2.4. проекта приведены виды и объемы проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, не связанных с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений.

Как было указано выше, Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан письмом от 27.10.2009 года №02/4874 известило всех арендаторов о том, что планирование и проведение санитарно-оздоровительных мероприятий должно проводиться по результатам лесопатологических обследований. При этом лесопатологическое обследование не может быть возложено на лиц, использующих леса, т.е. на арендаторов. В связи с этим согласно приказу Рослесхоза от 29.12.2007 года № 523 проектируемые санитарно-оздоровительные мероприятия табл. 5.2.3. и 5.2.4. в проекте освоения лесов, необходимо исключить.

Лесопатологическое обследование должно проводится Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан. По арендованному ООО «ЛЗК «Башлеспром» лесному участку в Абзелиловском лесничестве лесопатологическое обследование продолжительное время не проводилось, что в настоящее время не позволяет дать оценку санитарного состояния лесов и включить в план СОМ.

При проведении сплошных рубок спелых, перестойных лесных насаждений обязательными условиями являются: сохранение жизнеспособного подроста ценных пород и второго яруса, обеспечивающих восстановление леса на вырубках, оставление источников обсеменения или искусственное лесовосстановление путем закладки лесных культур в течение 2-х лет после рубки (п. 42 Правил заготовки древесины).

Согласно п. 2 «Правил лесовосстановления», утвержденные приказом МПР РФ 16.07.2007г. № 183, целью лесовосстановления является лесовосстановление вырубленных, погибших, поврежденных лесов. Следовательно, объем лесовосстановления напрямую зависят от объема заготовки и площади вырубленных лесов. Обществом в целях соблюдения Правил лесовосстановления и Правил заготовки древесины ведется учет площадей вырубок, ежеквартально представляется в Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан отчет об использовании лесов. При определении способов лесовосстановления, ответчик правомерно придерживается рекомендуемых способов лесовосстановления проектом освоения лесов (табл. 3.1.6.2. «Ведомость таксационных выделов, в которых допускается заготовка древесины при различных видах рубок»).

В исковом заявлении Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан в качестве ненадлежащего исполнения обязательства указывает на то, что в 2009 и 2010 годах ответчиком не выполнялись мероприятия по содействию естественному возобновлению, комбинированному лесовосстановлению.

Поскольку все вырубленные участки восстановлены путем посадки леса, отсутствие мероприятий на этих участках по содействию естественному возобновлению, комбинированному лесовосстановлению не являются нарушением Правил лесовосстановления.

В 2009 и 2010 годах на всех вырубках произведено искусственное лесовосстановление, т.е. посадка леса.

Кроме того, суд учитывает, что в настоящее время ответчик продолжает проводить мероприятия в соответствии с проектом освоения лесов. Также суд указывает, что для удовлетворения требования о расторжении договора аренды истцу необходимо доказать существенность нарушения условий договора либо их неоднократность, что истцом доказано не было. Истец не доказал, что действиями (бездействием) ответчика истцу причинен значительный ущерб, который несоизмерим с выгодой, получаемой арендодателем от сдачи лесных участков в аренду.

В соответствии с п. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор: пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; существенно ухудшает имущество; более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату; не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.

Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ.

Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной (подп. 1), в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором (подп. 2).

Пунктом 17 договора аренды предусмотрено, что расторжение договора по решению суда по требованию одной из сторон осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в случае нарушения другой стороной условий настоящего договора. Между тем, в договоре аренды не указаны конкретные нарушения, влекущие возможность расторжения договора в порядке подп. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ (например, однократное невнесение арендной платы в установленный срок (в отличие от п. 3 ст. 619 ГК РФ) и т. п.).

Обязанности арендатора в п. 11 договора изложены в общем виде.

В связи с указанным, по мнению суда, изложенная норма п. 2 ст. 450 ГК РФ, а также положения п. 17 договора аренды не исключают необходимости оценки судом существенности нарушений, допущенных арендатором при исполнении договора, при рассмотрении требования арендодателя о расторжении договора.

В рассматриваемой ситуации истец в нарушение требований, установленных ст. 65 АПК РФ, не доказал, что ответчиком в 2009, 2010 г. допущены существенные нарушения требований лесного законодательства и договора аренды.

Суд отмечает, что в настоящее время ответчик продолжает проводить мероприятия в соответствии с проектом освоения лесов.

На основании вышеизложенного, в удовлетворении исковых требований следует отказать.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на истца в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку истец в силу требований п.п. 1.1 п. 1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, отказ в его удовлетворении не влечет наложения на истца обязанности по уплате государственной пошлины и применения ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Министерства лесного хозяйства РБ ОГРН 1080278007886; ГУ “Абзелиловское лесничество“ (ОГРН 1080267002200) - отказать.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья Н.Е. Кручинина