Решения районных судов

Решение от 29 июня 2011 года . По делу А35-2812/2011. Курская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Именем Российской Федерации Решение

г. Курск Дело № А35–2812/2011

29 июня 2011г.

Резолютивная часть решения объявлена 27.06.2011г. Полный текст решения изготовлен 29.06.2011г.

Арбитражный суд Курской области в составе председательствующего судьи Лымаря Д.В., при ведении протокола помощником судьи Дрючиной Л.В., рассмотрел в открытом судебном заседании 21.06.2011 с перерывом до 27.06.2011 дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску к

муниципальному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система»

о взыскании задолженности,

при участии:

от заявителя: Доценко И.А. – по пост. доверенности от 11.01.2011 г.;

от ответчика: Соколов Е.С. – по доверенности от 11.05.2011г.

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее – ИФНС России по г. Курску) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика 483 руб. 57 коп. пени за просрочку уплаты единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования РФ.

Представитель заявителя в заседании заявленные требования поддержал, истребованных судом доказательств в полном объеме не представил.

Представитель ответчика в заседании требования отклонил по ранее изложенным основаниям.

Выслушав явившихся в заседание представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, арбитражный суд

Установил:

Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» зарегистрировано в качестве юридического лица, и состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Курску.



Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» представило налоговому органу налоговую декларацию по единому социальному налогу за 2009 год, согласно которой налоговым органом были произведены начисления в лицевых счетах налогоплательщика.

По данным налогового органа, в установленный законодательством о налогах и сборах срок сумма единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования РФ, не была уплачена налогоплательщиком в полном объеме, в связи с чем на основании ст.75 НК РФ налоговым органом были начислены 483 руб. 57 коп. пени за просрочку его уплаты.

В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ налоговый орган направил налогоплательщику требование №29463 от 11.08.2010г. на уплату 483 руб. 57 коп. пени за просрочку уплаты единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования РФ, со сроком исполнения до 02.09.2010.

В связи с неисполнением требования, налоговый орган в соответствии со ст. 45 НК РФ обратился в арбитражный суд с настоящим требованием о взыскании сумм пени.

Требование заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.235 НК РФ Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» является плательщиком единого социального налога.

В соответствии с ч.ч.1, 2, 3 ст.243 НК РФ сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы; при этом сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с п.7 ст.243 НК РФ налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с пунктами 1, 3, 5 статьи 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В соответствии со статьей 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.



В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Кодекса (пункт 1 статьи 45 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента (пункт 2 статьи 46 НК РФ).

Вместе с тем в абзаце втором пункта 5 статьи 46 НК РФ указано, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.

Взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пени с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено, и, соответственно, право такого взыскания налоговым органам Налоговым кодексом Российской Федерации не предоставлено, данное право может быть реализовано только в судебном порядке.

В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.

Налоговым органом не произведено взыскание задолженности по налогам и пеням в бесспорном порядке, поскольку у ответчика отсутствуют расчетные счета в банках и финансирование осуществляется через лицевой счет в отделении Федерального казначейства РФ, взыскание с которого предусмотрено только в судебном порядке.

Согласно п.4 ст.69 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007 г.) требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. В соответствии со ст. 70 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007 г.) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Таким образом, наличие сведений о сумме задолженности по налогу и размере пеней, начисленных на момент направления требования, отнесены к обязательным сведениям, которые налоговый орган безусловно должен указать в требовании об уплате налога и пени. Указание данных сведений в требовании об уплате налога и пени позволяет убедиться в обоснованности претензий налогового органа к налогоплательщику, связанных с неисполнением последним своих налоговых обязанностей.

При этом суммы задолженности по налогу и пени, подлежащих уплате на основании направляемого требования, должны соответствовать фактической налоговой обязанности налогоплательщика.

Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, представленных налоговым органом (требования об уплате налога, лицевых счетов и данных налоговых обязательств налогоплательщика по единому социальному налогу, расчетов сумм пени), в представленном в материалах дела требовании об уплате налога и пеней №29463 от 11.08.2010 указано, что суммы предлагаемых к уплате налогоплательщику пеней, за взысканием которой заявитель обратился в арбитражный суд, начислены на недоимку по единому социальному налогу, подлежащему зачислению в Фонд социального страхования РФ, по сроку уплаты 15.01.2010 в размере 30004 руб.

При этом в нарушение п.4 ст.69 НК РФ в требовании отсутствуют достаточные данные об основаниях начисления пеней, в частности – данные о периоде, за который начислены пени, о ставке пени, что не позволяет налогоплательщику осуществить проверку правильности начисления пени и соблюдения порядка ее взыскания. Фактический период начисления пени указан в представленном налоговым органом в суд расчете сумм пени.

Как следует из представленного налоговым органом расчета пени и пояснений представителя заявителя, указанные в требовании пени по единому социальному налогу в Фонд социального страхования РФ в сумме 483 руб. 57 коп. фактически были начислены за период с 25.05.2010 по 06.08.2010 на недоимку в размере 25216 руб. 86 коп. Доказательств направления налогоплательщику расчета пени в рамках досудебного урегулирования спора налоговым органом суду не представлено.

Как усматривается из анализа имеющихся в материалах дела доказательств (лицевого счета, данных налогового обязательства, платежных поручений), содержащих фактические данные о начисленных и уплаченных налогоплательщиком суммах единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования РФ, за 2009 год с учетом подачи налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций:

за январь 2009г. по сроку уплаты 15.02.2009 налогоплательщиком заявлен налог к уменьшению в размере 21481 руб., уплачено 0 руб. (переплата 21481 руб. 00 коп.);

за февраль 2009г. по срок уплаты 15.03.2009 налогоплательщиком заявлен налог к уменьшению в размере 3626 руб., уплачено 0 руб. (переплата 3626 руб. 00 коп.);

за март 2009г. по сроку уплаты 15.04.2009 налогоплательщиком заявлен налог к уменьшению в размере 455 руб., уплачено 0 руб. (переплата 455 руб. 00 коп.);

за апрель 2009г. по сроку уплаты 15.05.2009 налогоплательщиком заявлен налог к уменьшению в размере 964 руб., уплачено 0 руб. (переплата 964 руб. 00 коп.);

за май 2009г. по сроку уплаты 15.06.2009 налогоплательщиком заявлен налог к уменьшению в размере 1258 руб., уплачено 0 руб. (переплата 1258 руб. 00 коп.);

за июнь 2009г. по сроку уплаты 15.07.2009 налогоплательщиком заявлен налог к уменьшению в размере 30233 руб., уплачено 0 руб. (переплата 30233 руб. 00 коп.);

за июль 2009г. по сроку уплаты 15.08.2009 налогоплательщиком исчислен налог к уплате в размере 1071 руб., уплачено 0 руб. (недоимка 1071 руб. 00 коп.);

за август 2009г. по сроку уплаты 15.09.2009 налогоплательщиком исчислен налог к уплате в размере 51914 руб., уплачено 0 руб. (недоимка 51914 руб. 00 коп.);

за сентябрь 2009г. по сроку уплаты 15.10.2009 налогоплательщиком заявлен налог к уменьшению в размере 33701 руб., уплачено 0 руб. (переплата 33701 руб. 00 коп.);

за октябрь 2009г. по сроку уплаты 15.11.2009 налогоплательщиком исчислен налог к уплате в размере 11017 руб., уплачено 0 руб. (недоимка 11017 руб. 00 коп.);

за ноябрь 2009г. по сроку уплаты 15.12.2009 налогоплательщиком заявлен налог к уменьшению в размере 2288 руб., уплачено 0 руб. (переплата 2288 руб. 00 коп.);

за декабрь 2009г. по сроку уплаты 15.01.2010 налогоплательщиком исчислен налог к уплате в размере 30004 руб., уплачено 0 руб. (недоимка 30004 руб. 00 коп.).

Таким образом, недоимки по налогу, возникшие в связи с неуплатой налога за июль, август, октябрь, декабрь 2009 года, должны были быть погашены за счет переплаты, сложившейся при исчислении налога за январь-июнь, сентябрь и ноябрь 2009 года.

Как следует из пояснений представителя налогового органа, переплаты по налогу, сложившиеся в связи с исчислением единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования РФ, к уменьшению за январь-июнь, сентябрь и ноябрь 2009 года, были направлены налоговым органом в счет погашения недоимок, сложившихся в предшествующих налоговых периодах.

Однако данные выводы налогового органа не могут быть приняты судом по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Арбитражного суда Курской области от 21.08.2008 по делу №А35-2522/08-С8 по заявлению ИФНС России по г. Курску о взыскании с муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» 965 руб. 29 коп. недоимки по уплате ЕСН и пени в том числе 395 руб. 24 коп. задолженности по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ, 1 руб. 75 коп. задолженности по ЕСН, зачисляемому в Территориальный фонд ОМС, 00 руб. 23 коп. ЕСН, зачисляемому в Федеральный бюджет и пени в сумме 568 руб. 07 коп. установлено, что обязанность налогоплательщика по уплате ЕСН, зачисляемого в ФСС РФ в 2007 г. составила 18863 руб., уплачено по данным налогоплательщика и налогового органа 21499 руб. 24 коп. Таким образом, судом установлено отсутствие задолженности, в том числе просрочек уплаты, единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования РФ, в 2007 году.

С учетом изложенного, Решение Арбитражного суда Курской области от 21.08.2008 по делу №А35-2522/08-С8 имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела по существу и подтверждает факт отсутствия у налогоплательщика задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ, за 2007 год.

Как усматривается из анализа имеющихся в материалах дела доказательств (лицевого счета, данных налогового обязательства, платежных поручений), содержащих фактические данные о начисленных и уплаченных налогоплательщиком суммах единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования РФ, за 2008 год с учетом подачи налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций:

за январь 2008г. по сроку уплаты 15.02.2008 налогоплательщиком исчислен налог к уплате в размере 6852 руб., уплачено 0 руб. (недоимка 6852 руб. 00 коп.);

за февраль 2008г. по срок уплаты 15.03.2008 налогоплательщиком заявлен налог к уменьшению в размере 1958 руб., уплачено 0 руб. (переплата 1958 руб. 00 коп.);

за март 2008г. по сроку уплаты 15.04.2008 налогоплательщиком заявлен налог к уменьшению в размере 10685 руб., уплачено 0 руб. (переплата 10685 руб. 00 коп.);

за апрель 2008г. по сроку уплаты 15.05.2008 налогоплательщиком заявлен налог к уменьшению в размере 8029 руб., уплачено 0 руб. (переплата 8029 руб. 00 коп.);

за май 2008г. по сроку уплаты 15.06.2008 налогоплательщиком исчислен налог к уплате в размере 15365 руб., уплачено 19980,96 руб. (переплата 4615 руб. 96 коп.);

за июнь 2008г. по сроку уплаты 15.07.2008 налогоплательщиком заявлен налог к уменьшению в размере 15 руб., уплачено 0 руб. (переплата 15 руб. 00 коп.);

за июль 2008г. по сроку уплаты 15.08.2008 налогоплательщиком исчислен налог к уплате в размере 7739 руб., уплачено 8050,49 руб. (переплата 311 руб. 49 коп.);

за август 2008г. по сроку уплаты 15.09.2008 налогоплательщиком исчислен налог к уплате в размере 1014 руб., уплачено 0 руб. (недоимка 1014 руб. 00 коп.);

за сентябрь 2008г. по сроку уплаты 15.10.2008 налогоплательщиком исчислен налог к уплате в размере 4921 руб., уплачено 2206 руб. 81 коп. (недоимка 2714 руб. 19 коп.);

за октябрь 2008г. по сроку уплаты 15.11.2008 налогоплательщиком заявлен налог к уменьшению в размере 3709 руб., уплачено 0 руб. (переплата 3709 руб. 00 коп.);

за ноябрь 2008г. по сроку уплаты 15.12.2008 налогоплательщиком заявлен налог к уменьшению в размере 10303 руб., уплачено 0 руб. (переплата 10303 руб. 00 коп.);

за декабрь 2008г. по сроку уплаты 15.01.2009 налогоплательщиком исчислен налог к уплате в размере 26580 руб., уплачено 0 руб. (недоимка 26580 руб. 00 коп.).

Таким образом, всего налогоплательщиком за 2009 год исчислен налог к уплате в размере 27772 руб., уплачен налог в размере 30238 руб. 26 коп., переплата по итогам года составила 2466 руб. 26 коп. Факт наличия у налогоплательщика переплаты в 2008 году также подтверждается служебной запиской Инспекции от 06.06.2011, а также проведенным Инспекций частичным зачетом указанной переплаты по итогам 2008 г. в счет погашения задолженности по пеням.

Вместе с тем, из служебной запиской налогового органа от 06.06.2011 усматривается, что, по данным Инспекции, в карточке расчетов МУК «ЦБС» с бюджетом числилась задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ, в сумме 11374 руб. 86 коп., по состоянию на 01.01.2008 г.

Принимая во внимание, что судом установлен факт отсутствия у налогоплательщика задолженности по налогу в 2007-2008 году, суд приходит к выводу, что задолженность, в счет погашения которой инспекцией были произведены зачеты переплат налогоплательщика, возникших в январе-июне, сентябре и ноябре 2009 года, сложилась в периодах, предшествующих 01.01.2007 г. – то есть не ранее 2006 года.

Принимая во внимание, что осуществление налоговым органом в порядке ст.78 НК РФ зачета переплаты в счет погашения задолженности, сложившейся в ином налоговом периоде, является формой принудительного взыскания задолженности, на него также распространяются пресекательные сроки взыскания задолженности по налогам.

С учетом изложенного, у налогового органа отсутствовали законные основания для распределения сложившихся в 1-2 кварталах 2009 года, сентябре и ноябре 2009 года переплат в счет погашения недоимок 2006 года путем зачетов, поскольку пресекательные сроки взыскания указанных недоимок на 2009 г. истекли. Таким образом, с учетом отсутствия задолженностей по итогам 2007 и 2008 г.г., вышеуказанные переплаты, сложившихся в 1-2 кварталах 2009 года, сентябре и ноябре 2009 года, могли быть направлены налоговым органом только в счет погашения текущих задолженностей 2009 года. По итогам 1 и 2 квартала 2009 г. (с учетом поданных уточненных расчетов) налогоплательщиком заявлены суммы налога к уменьшению -58017 руб. 00 коп. (-25562 руб. 00 коп. и -32455 руб. 00 коп.), по итогам 3 и 4 квартала 2009 г. – к уплате 58017 руб. 00 коп. (19284 руб. 00 коп. и 38733 руб. 00 коп.), таким образом, с учетом зачетов, подлежащих проведению в текущих периодах 2009 года, задолженность по итогам 2009 г., с учетом подачи уточненных расчетов, отсутствовала.

Также судом установлено указание налоговым органом в требовании №29463 от 11.08.2010г. об уплате налога и пеней не соответствующих действительности сведений об основаниях и периоде начисления пени по единому социальному налогу в Фонд социального страхования, не соответствующих фактически использованным при начислении пени сведениям о недоимках, в силу чего направленное в адрес налогоплательщика требование в указанной части не соответствует как положениям ст.69 НК РФ, так и фактическим основаниям начисления пени и налоговой обязанности налогоплательщика.

В нарушение ч.1 ст.65, ч.4 ст.215 АПК РФ, возлагающих обязанность доказывания наличия задолженности и соблюдения порядка ее начисления и взыскания на налоговый орган, заявитель не представил суду отвечающих критериям допустимости, достаточности, достоверности доказательств, подтверждающих наличие оснований для начисления пеней и соблюдения установленного законом порядка их взыскания, в силу чего размер пени и основания ее взыскания не подтверждены заявителем.

С учетом изложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований ИФНС России по г. Курску о взыскании с ответчика 483 руб. 57 коп. пени за просрочку уплаты единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования РФ

С учетом положений ст.110 АПК РФ, расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям. В соответствии с пп.1 п.1 ст. 333.37 НК РФ налоговый орган от уплаты госпошлины освобожден.

Руководствуясь ст.ст.17, 27, 29, 64, 65, 66, 71, 102, 110, 163, 167-171, 176, 177, 212-216 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску отказать.

Данное Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение месяца со дня его принятия. В случае, если настоящее Решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, оно может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г.Брянске в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Курской области.

Судья Д.В. Лымарь