Решения районных судов

О признании недействительным предписания. Решение от 01 июня 2011 года №. Республика Хакасия.

Алтайский районный суд РХ в составе:

Председательствующего судьи Поповой *.*.,

при секретаре Скрынник *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление главы МО Очурский сельсовет о признании незаконным предписания № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности государственного инспектора Алтайского района по пожарному надзору ФИО1, суд

Установил:

Глава МО Очурский сельсовет *.*. Заболотный обратился в суд с заявлением о признании незаконным предписания № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности государственного инспектора Алтайского района по пожарному надзору ФИО1 и его отмене.

Свое заявление мотивирует тем, что данным предписанием государственный инспектор Алтайского надзора по пожарному надзору ФИО1 возложил на администрацию МО Очурский сельсовет ряд
обязательных к исполнению требований. Так п. 1 предписания гласит, что необходимо территорию населенного пункта МО Очурский сельсовет обеспечить достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения( наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами), указывается их необходимое количество. Вместе с тем инспектор указывает на ч.1,2,3 ст. 68 Фз-123 от 06.10.2003, но не руководствуется требованиями п.2,4 части 2 указанной статьи, где указано, что к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ, в поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. На территории МО Очурский сельсовет не имеется водопроводной сети, но имеется открытый незамерзающий водоем – река Енисей. Приобретена мотопомпа для заправки пожарной машины из открытых водоемов и передвижная трехкубовая емкость для подвозки воды к местам пожаров. Не согласен и с п. 2 предписания, обязывающего установить у пожарных гидрантов ( пожарных водоисточниках) на территории МО Очурский сельсовет, а так же по направлению к ним соответствующие указатели со светильниками. Проведение ( п. 3 предписания) проверки сетей наружного противопожарного водоснабжения( пожарные гидранты) на исправность и обеспечение требуемого по нормам расхода воды на нужды пожаротушения не может быть исполнено, т.к. пожарные гидранты не установлены. В п. 4 предписания не конкретизированы места обнаружения сухой травы и листьев, не указаны номера домов и названия улиц.

В ходе судебного разбирательства заявитель глава МО Очурский сельсовет *.*. Заболотный поддержал свое заявление по изложенным в нем основаниям. Просит его признать незаконным и отменить. При этом просит учесть, что в <адрес> чуть более
2000 жителей и допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные и искусственные водоемы. У них такой водоем имеется, это река Енисей. Кроме того, в <адрес> нет вообще водопровода и не куда устанавливать пожарные гидранты. Полагает, что п. 4 предписания неконкретизирован, а именно не указаны названия улиц, номера домов, очистку которых следует провести.

ФИО1 полагает, что предписание является законным, в удовлетворении заявления просит отказать. Требование об обеспечении населенного пункта достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения ( наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами) предусмотрено ФЗ-123 от 06.10.2003 и должно быть исполнено. Полагает, что п. 4 предписания изложен понятно.

Суд, выслушав стороны, изучив представленные материалы, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд Решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 3 ФЗ-123 от 06.10.2003 года «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 6 вышеназванного Закона пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на Решение задач в области пожарной безопасности.

Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право:

организовывать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти разработку нормативных
документов по пожарной безопасности, а также нормативных документов, регламентирующих порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;

осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;

проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;

давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности и ряд других полномочий.

Статья 19 вышеназванного Закона предусматривает полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов согласно ст. 19 вышеназванного Закона относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к
ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Как усматривается из предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного Государственным инспектором Алтайского района по пожарному надзору ФИО1 он, руководствуясь ч. 1 ст. 151, ст. 4 ФЗ №123 от 22.07.2008 года обязал МО Очурский сельсовет устранить следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки: территорию населенного пункта МО Очурский сельсовет( <адрес>), обеспечить достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения( наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами) с таким расчетом, чтобы расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети обеспечивала пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения, строения или их части не менее от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 и более литров в секунду, при расходе воды менее 15 литров в секунду- один гидрант; у пожарных гидрантов (пожарных водоисточников), расположенных на территории населенного пункта МО Очурский сельсовет ( <адрес>), а так же по направлению движения к ним установить соответствующие указатели со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника; провести проверку сетей наружного противопожарного водоснабжения( пожарные гидранты)
на исправность и обеспечение требуемого по нормам расхода воды на нужды пожаротушения ( не реже двух раз в год( весной и осенью).

В обоснование указанных к обязательному исполнению требований предписания Государственный инспектор Алтайского района по пожарному надзору ФИО1 указывает на ст.ст. 19, 21 ФЗ от 21.12.1994 г. №69 «О пожарной безопасности», «Технический регламент о ТПБ» ст. 63, ч. 1 ст. 68, ч. 2 ст. 68, ч. 3 ст. 68, ч. 17 ст. 68; ч. 2 ст. 1, п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ 131 «Об общих принципах местного самоуправления в РФ»

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 к одному из вопросов местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.( ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности»).

Согласно п. 2 ФЗ «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:

проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;

разработке, принятии, применении и исполнении федеральных законов о технических регламентах, содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;

разработке технической документации на объекты защиты.

Ст. 62 вышеназванного Закона предусматривает, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также
их параметры определяются настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 68 вышеназванного Закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.

Согласно ч. 2 ст. 68 вышеназванного Закона к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:

наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;

водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3 ст. 68 вышеназванного Закона предусмотрено, что поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что в МО Очурский сельсовет (<адрес>) не имеется хозяйственно-питьевого водопровода, а так же отсутствует противопожарный водопровод.

Об этом показал глава МО Очурский сельсовет *.*. Забототный. Данное обстоятельство не оспаривалось и Государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО1.

Отсутствие хозяйственно-питьевого и противопожарного водопроводов в населенном пункте <адрес> делает заведомо неисполнимым выполнение п.1 и, как следствие, п. 2, п.3 обжалуемого предписания №.

Вместе с тем, учитывая, численность жителей <адрес> ( чуть более 2000 человек) и положения ч. 4 ст. 68 вышеназванного Закона, которой предусмотрено, что в поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

Наличие природного водоема, каковым является незамерзаемая река Енисей в <адрес> имеется.

Данные требования действующего Закона, численность жителей чуть более 2000 человек в <адрес>, отсутствие хозяйственно-питьевого и противопожарного водоемов, а так же наличие природного водоема в виде реки Енисей, не были учтены Государственным инспектором Алтайского района по пожарному надзору ФИО1, что привело к вынесению незаконного предписания.

Заявителем представлены Правила благоустройства и санитарного содержания территории МО Очурский
сельсовет.

Главой 2 ст. 3 п. 2 данных правил предусмотрено кем проводится уборка территорий, как прилегающих к жилым домам, так и других.

По мнению суда, обоснованной является и позиция главы МО Очурский сельсовет о признании незаконным п. 4 вышеназванного предписания, т.к. в нем не конкретизировано какую именно территорию, на каких улицах, какие участки следует очистить от сухой травы, листьев, мусора.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что предписание №, вынесенное Государственным инспектором Алтайского района по пожарному надзору ФИО1 является незаконным и подлежит отмене.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление главы МО Очурский сельсовет о признании незаконным предписания № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, Государственного инспектора Алтайского района по пожарному надзору ФИО1 – удовлетворить.

Признать незаконным предписание № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, вынесенное Государственным инспектором Алтайского района по пожарному надзору ФИО1 и отменить его.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Хакасии через Алтайский районный суд в течение 10 суток с момента его изготовления.

Судья подпись Попова *.*.

Копия верна Попова *.*.

25.05.2011 года – дата изготовления мотивированного решения суда.