Решения районных судов

Определение от 01 января 2005 года . Определение от 01 января 2005 года № . Алтайский край.

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Прилипченко *.*. ,

при секретаре Кремер *.*. ,

с участием прокурора Текутьевой *.*. ;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Железнодорожного района г. Барнаула на Решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от Дата обезличена года по делу по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах ФИО3 к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой,

Установил:

К мировому судье судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула обратился прокурор Железнодорожного района г. Барнаула в интересах ФИО3 к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (далее по тексту - КФНКП) о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой.

Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от Дата обезличенаг. исковые требования прокурора удовлетворены, взыскана с КФНКП в пользу Федотовой *.*. недополученная сумма опекунского пособия на опекаемого ФИО3 за 2006 год (с 01.01.2006г. по 31.12.2006г.) в размере 16 руб. 32 коп. за счет средств бюджета Алтайского края и государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 200 руб.

Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула не согласился с принятым Решением и подал апелляционное представление с просьбой изменить в части взыскиваемой суммы.

В обоснование протеста указывалось, что, в силу ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст. 39 Конституции).



Согласно ч. 5 ст. 150 СК РФ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122, вступившего в силу с 01.01.2005) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ № 122) предусмотренные данным ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ.

По правилам п. 2 ст. 153 вышеназванного закона от 22.08.2004 при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего ФЗ нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда, размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставленных отдельным категориям граждан по состоянию на 31.12.2004 года.

Таким образом, федеральным законодателем установлены как общие принципы перехода к новой системе обеспечения мерами социальной поддержки, так и гарантированный минимальный уровень этих мер и тем самым - пределы усмотрения субъекта РФ при решении вопросов об объеме мер социальной поддержки детей, находящихся под опекой (попечительством), и условия их предоставления.

Вышеперечисленные положения закона свидетельствуют о сохранении обязанности государства по поддержанию достигнутого уровня защиты прав указанных лиц при изменении порядка предоставления мер социальной поддержки. Это согласуется с конституционным принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 № 85-О.

Таким образом, размер пособия на опекаемого ребенка в 2006 году не мог быть ниже размера, подлежащего выплате опекуну на содержание подопечного в 2004 и 2005 годах.

В соответствии со ст. 36 Закона Алтайского края от 29.12.2003 № 77-ЗС «О краевом бюджете на 2004 год» и в ст. 27 Закона Алтайского края от 28.12.2004г. № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» установлен одинаковый размер опекунского пособия на одного ребенка - 28 080 руб. в год или 2 340 руб. в месяц.

Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утратившим силу в связи с изданием Постановлением Правительства РФ от 07.11.2005 № 659, установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению № 1,2,3.

Указанные нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.

В соответствии с п. 3 вышеназванного постановления Правительства РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ. Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).



Согласно п. 1 данного Положения, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 19.08.1999 № 199, размер опекунского пособия обусловлен установленным федеральными органами исполнительной власти нормативами и реально складывающимися в конкретном регионе ценами на продукты питания, одежду, обувь, и мягкий инвентарь. Соответственно, фактические цены на указанные товары являются элементами, непосредственно определяющими размер данного пособия.

Размер опекунского пособия в 2004 году на опекаемого ребенка определялся исходя из нормативов, закрепленных в Постановлении Правительства РФ № 409 по фактическим ценам региона.

В судебное заседание представитель КФНКП не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представители третьих лиц - Комитета по образованию администрации Октябрьского района г. Барнаула, Комитета администрации г. Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Прокурор Текутьева *.*. в судебном заседании поддержала представление по доводам, изложенным в нем.

На основании ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд принял Решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 30 закона Алтайского края от 24.12.2005 № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2006 году в размере 39 684 руб. на одного ребенка в год.

Постановление РФ от 20 июня 1992 года № 409 действовало в период, когда размер пособия определялся федеральными органами государственной власти, т.е. до 01 января 2005г.

В силу ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года 122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Законом Алтайского края от 24 декабря 2005 года 130 - ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2006 году в размере 39 684 руб. на одного ребенка в год или 3 307 руб. в месяц.

В судебном заседании установлено, что Федотова *.*. Постановлением главы администрации Железнодорожного района Номер обезличен от Дата обезличена года назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО3, Дата обезличена года рождения и ей назначено пособие на содержание опекаемого ребенка.

Учитывая тот факт, что объем социальных гарантий в установленных ранее в 2004 году на мальчика школьного возраста, составлял 39 700 руб. 32 коп., суд приходит к выводу, что объем социальных гарантий, подлежащей выплате Федотовой *.*. на содержание ФИО3 в 2006 году их средств краевого бюджета не может быть меньше, чем указанная сумма.

Суд считает, что согласно произведенного расчета денежных средств выплат на детей, находящихся под опекой, исходя из фактических цен Алтайского края, определенных по данным Алтайского краевого комитета государственной статистики и реализующим предприятия района, Федотова *.*. должна была получить за 12 месяцев 2006 г. не менее 39 700 рублей 32 коп. на содержание несовершеннолетнего ФИО3, а фактически ей было выплачено опекунское пособие в 2006 году в размере 39 684 рублей 00 копеек.

Необходимо учитывать, что Постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992г. «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено увеличение фактически сложившихся норм расходов на питание на 10% в день на каждого ребенка в летний оздоровительный период (90 дней), в воскресные, праздничные и каникулярные дни.

Таким образом, увеличение фактически сложившейся нормы расходов на питание на 10% в день на каждого ребенка составит:

28 502,88 руб.: 366 = 77,88 руб. (стоимость одного дня).

Количество выходных, праздничных и каникулярных дней за 2004 год составило 161х77,88 руб. х 10% = 1 253,68 руб.

Итого, пособие за 2004 год составляет 40 954,18 руб. (39 700,32 руб.+1 253,68 руб.).

Следовательно, разница равна 1 270,18 руб. (40 954,18 руб.-39 684 руб.).

На основании ст. 103 ГПК РФ, суд взыскивает с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Алтайского края в доход местного бюджета госпошлину в размере 200 руб.

Руководствуясь ст.ст.328-335 ГПК РФ, суд

Решил:

Решение мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула от Дата обезличена года по делу по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах ФИО3 к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой изменить в части, удовлетворить апелляционное представление прокурора Железнодорожного района г. Барнаула.

Взыскать с комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Федотовой *.*. недополученную сумму опекунского пособия на опекаемого ФИО3 за 2006 год (с 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г.) в размере 1 270 руб. 18 коп. за счет средств краевого бюджета.

Взыскать с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Алтайского края в доход местного бюджета госпошлину в размере 200 руб.

Апелляционное Решение вступает в силу с момента провозглашения.

Судья *.*. Прилипченко