Решения районных судов

Об обязании проведения инвентаризации объектов размещения отходов. Решение от 16 марта 2011 года № 2-105/2011. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Чебаткова *.*.

при секретаре Мухамедчановой *.*.

с участием:

помощника прокурора Вотина *.*.

представителя ответчика Александрова *.*.

представителя третьего лица Жихарева *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к ООО «РН-Юганскнефтегаз» об обязании проведения инвентаризации объектов размещения отходов,

Установил:

Ханты-Мансийский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ООО «РН-Юганскнефтегаз» (далее по тексту ООО «РН-ЮНГ») с требованием об обязании ответчика в срок до 01 ноября 2011 года провести инвентаризацию объектов размещения отходов, составить характеристику полигона промышленных отходов, расположенного в районе куста Приобского месторождения Ханты-Мансийского района буровых отходов, а также представить
в указанный срок в Северо-Уральское Управление Федеральной службы по экологическому и атомному надзору характеристику на вышеуказанный полигон промышленных отходов.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения ответчиком требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности по утилизации бурового и нефтяного шлама в Ханты-Мансийском районе было установлено, что на территории полигона промышленных отходов, расположенного в районе куста Приобского месторождения Ханты-Мансийского района, ответчиком осуществляется размещение бурового шлама и технологической жидкости. Вместе с тем, согласно представленной ответчиком информации, полигон промышленных отходов не включён в государственный реестр объектов размещения отходов. Кроме того, ООО «РН-ЮНГ» при осуществлении размещения на территории полигона буровых отходов не приняло мер для инвентаризации объекта и предоставления в орган Ростехнадзора характеристики объекта размещения отхода, необходимого для включения его в государственный реестр объектов размещения отходов. Согласно требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления», запрещается размещение отходов на объектах, не внесённых в государственный реестр объектов размещения отходов. Выявленные нарушения законодательства, напрямую затрагивают права неопределённого круга лиц, постоянно или временно проживающих, а также осуществляющих свои трудовые функции на территории Ханты-Мансийского района, на экологическую безопасность при размещении ответчиком промышленных отходов.

В судебном заседании помощник прокурора Вотин *.*. требования поддержал в полном объёме, просит обязать ООО «РН-ЮНГ» в срок до 01 ноября 2011 года провести инвентаризацию объектов размещения отходов и составить характеристику полигона промышленных отходов, расположенного в районе куста Приобского месторождения Ханты-Мансийского района буровых отходов, а также обязать ООО «РН-ЮНГ» в срок до 01 ноября 2011 года представить в Северо-Уральское Управление Федеральной службы по экологическому и атомному надзору характеристику полигона промышленных отходов, вышеуказанного полигона, обосновав их
доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика Александров *.*. с иском не согласен, просит в его удовлетворении отказать, поскольку требования истца являются необоснованными, преждевременными и противоречащими действующему законодательству. Так, представитель ответчика суду пояснил, что прокурор, заявляя требование об обязании проведения инвентаризации объектов размещения отходов, Определил срок её проведения, до 01 ноября 2011 года. Однако, действующим законодательством установление конкретного срока для такого вида деятельности не предусмотрено. Кроме того, прокурор, предъявляя иск в отношении полигона просит провести инвентаризацию объектов размещения отходов, при этом, не конкретизируя каких именно. Требование прокурора об обязании ООО «РН-ЮНГ» предоставить в Ростехнадзор характеристику полигона промышленных отходов также является необоснованным, поскольку направление такой характеристики носит уведомительный характер, а не обязательный. Кроме того, Ростехнадзор не является органом, уполномоченным в области обращения с отходами производства и потребления, такими полномочиями наделён Росприроднадзор. Утверждения прокурора об эксплуатации полигона также являются необоснованными, так как полигон не введён в эксплуатацию. В настоящее время полигон находится в стадии строительства, ведётся монтаж оборудования. Буровой шлам, находящийся на полигоне предназначен для пуско-наладочных работ. Считает, что никаких экологических нарушений на полигоне выявлено не было, факт нарушения прав, за защитой которых прокурор обратился в суд с иском, не доказан, следовательно, основания для предъявления иска отсутствовали.

Представитель третьего лица Жихарев *.*. исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного прокурора поддержал, суду пояснил, что он участвовал в осмотре полигона промышленных отходов Приобского месторождения Ханты-Мансийского района, по итогам которого был составлен акт осмотра. При осмотре было установлено, что ООО «РН-ЮНГ» на полигоне осуществляет складирование отходов в виде бурового шлама и технологической жидкости, в связи с чем, был сделан
вывод, что полигон эксплуатируется. Кроме того, было установлено, что полигон не включён в государственный реестр объектов размещения отходов, следовательно, размещать отходы на таком объекте запрещено.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленный иск не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:

В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов гражданского дела, ООО «РН-ЮНГ» является собственником полигона по сбору и утилизации промышленных отходов на правобережной части Приобского месторождения, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, Ханты-Мансийский район, правобережная часть Приобского месторождения.

Из имеющихся в материалах гражданского дела договоров аренды от 11.04.2007 года и 16.07.2007 года соответственно, следует, что ОАО «НК «Роснефть» сроком до 2019 года предоставлены в аренду для использования в целях строительства полигона по сбору и утилизации промышленных и бытовых отходов на правобережной части Приобского месторождения нефти земельные участки, общей площадью 1,306 га и 17,283 га, расположенные по адресу: Ханты-Мансийский район, Ханты-Мансийский лесхоз, Нялинское лесничество, Нялинское урочище

Согласно разрешения на строительство выданного Отделом архитектуры и градостроительства управления архитектуры и градостроительства администрации Ханты-Мансийского района 07 августа 2007 года, ОАО «НК «Роснефть» разрешено строительство полигона по сбору и утилизации промышленных и бытовых отходов на правобережной части Приобского месторождения. Действие разрешения продлено до 07 августа 2011 года.

Договором подряда от 08.07.2008 года, заключенного между ООО «РН-ЮНГ» и ООО «Строймонтаж», предусмотрено выполнение комплекса работ по строительству объектов, расположенных на вышеуказанном полигоне.

Уведомлением о проведении итоговой проверки при строительстве объекта капитального строительства от 15 февраля 2011 года, ООО «РН-ЮНГ»
было извещено о том, что в период с 17 по 22 февраля 2011 года Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Северо-Уральского управления будет проведена плановая проверка организационно-правового порядка и качества строительства полигона по сбору и утилизации промышленных отходов на правобережной части Приобского месторождения.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

Согласно п.4 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утверждённых приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 49, инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.

Судом было установлено, что полигон промышленных отходов, расположенный в районе куста Приобского месторождения находится в стадии строительства, в настоящее время на полигоне ведётся монтаж нового оборудования по переработке нефтяного и бурового шлама, а также благоустройство территории, объект в эксплуатацию не введён.

Выводы суда о том, что полигон не эксплуатируется, подтверждаются имеющимися в гражданском деле доказательствами, а именно: актом осмотра полигона от 24 ноября 2010 года составленного заместителем главного государственного инспектора ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды Жихаревым *.*. в присутствии помощника прокурора Ягудина *.*., о том, что объект в эксплуатацию не введён, находится в стадии строительства, а также письмом ООО «РН-ЮНГ» от 25 ноября 2010 года где указано, что полигон по сбору и утилизации промышленных и бытовых отходов на правобережной части Приобского месторождения нефти не внесён в единый государственный
реестр объектов размещения отходов, так как объект не введён в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию объекта запланирован на 2011 год.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требование истца об обязании ответчика провести инвентаризацию объектов размещения отходов является несостоятельным, поскольку согласно действующего законодательства, инвентаризации подлежат только те объекты, которые эксплуатируются предприятиями.

Доказательств, подтверждающих ввод объекта в эксплуатацию и собственно его эксплуатирование ответчиком, истцом суду представлено не было.

Далее, доводы истца о том, что осуществляя размещение на полигоне бурового шлама и технологической жидкости, ответчик фактически эксплуатирует объект, в связи с чем, его можно признать действующим, суд находит необоснованными, поскольку из представленной стороной ответчика инструкции по комплексной наладке технологического оборудования линии с мобильной установкой по переработке бурового раствора с выбуренной породой, образовавшегося при бурении эксплуатационных скважин, следует, что целью данного производства является переработка бурового шлама. Пуско-наладочные работы проводятся в течение 5-7 месяцев. В период выпуска опытной партии обрабатываются режимы технологического оборудования.

В представленной ответчиком выписке из журнала производства пуско-наладочных работ по переработке бурового шлама кустовой площадки Приобского месторождения указаны объёмы поступления отходов и объёмы переработанных отходов за предшествующие сутки, которые по своим показателям совпадают.

Следовательно, находящийся на полигоне буровой шлам предназначен только лишь для пуско-наладочных работ технологического оборудования.

В связи с недоказанностью истцом требования об обязании проведения инвентаризации объекта, суд не находит оснований и для удовлетворения требования о составлении характеристики на полигон промышленных отходов, вытекающее как следствие из первоначального требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

В удовлетворении исковых требований Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к ООО «РН-Юганскнефтегаз» об обязании проведения инвентаризации объектов размещения
отходов - отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей жалобы через Нефтеюганский районный суд.

Судья:подпись