Решения районных судов

О неисполнении федерального законодательства об отходах производства и потребления. Решение от 26 января 2011 года № 2-10/11. Республика Тыва.

Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Шиирипей *.*. ,

с участием помощника прокурора Чеди-Хольского района Олзоева *.*. , представителей администрации с.Чал-Кежиг Оюна *.*. , администрации Чеди-Хольского кожууна Бояркина *.*. , при секретаре Оруспай *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чеди-Хольского района Наконечного *.*. в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации сумона Чал-Кежиг и администрации Чеди-Хольского кожууна по неисполнению федерального законодательства об отходах производства и потребления,

Установил:

Прокурор Чеди-Хольского района Наконечный *.*. обратился в суд с заявлением к администрации сумона Чал-Кежиг об организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора в сумоне Чал-Кежиг Чеди-Хольского кожууна и к администрации Чеди-Хольского кожууна об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории сумона Чал-Кежиг Чеди-Хольского кожууна. В обоснование заявления прокурор указывает, что в нарушение ст.ст. 8, 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и санитарно-эпидемиологических требований на территории сельского поселения - сумон Чал-Кежиг не организован сбор и вывоз твердых бытовых отходов специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с опасными отходами, место их складирования не имеет санитарно-эпидемиологического заключения, не организован производственный контроль за эксплуатацией свалок, отсутствуют подъездные пути с твердым покрытием и ограждения, складирование ведется беспорядочно, не осуществляется послойная засыпка и утрамбовка отходов. Администрацией Чеди-Хольского кожууна не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов. Бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель прокурора Чеди-Хольского района Олзоев *.*. , действующий по доверенности, заявление поддержал по указанным в нем основаниям, пояснив, что сведениями о наличии на территории сумона Чал-Кежиг промышленных объектов и промышленных отходов не располагает.

Представитель заинтересованного лица - глава сумона - председатель администрации сумона Чал-Кежиг Оюн *.*. заявление прокурора признал в части, пояснив, что администрация с.Чал-Кежиг не бездействует - дважды в год ею организуются месячники по санитарной очистке территории сумона, за счет средств администрации организуется вывоз транспортными средствами частных лиц бытовых отходов населения и организаций на два полигона, расположенных вблизи с.Чал-Кежиг. Специализированный транспорт и организации, имеющие лицензию на право обращения с опасными отходами, в том числе муниципальные в сумоне отсутствуют. Также не произведен отвод земельных участков под свалки и в связи с отсутствием денежных средств в бюджете отсутствуют санитарно-эпидемиологическое заключение на них, ограждения, экспериментальное подтверждение класса опасности отходов, им будут

2

приняты меры к устранению этих нарушений. Промышленных отходов на территории сумона не имеется.

Представитель заинтересованного лица - администрации Чеди-Хольского района Бояркин *.*. , действующий по доверенности, заявление прокурора признал в части, пояснив, что на территории муниципального района не организован центральный либо для групп сельских поселений, в том числе сумона Чал-Кежиг, полигон твердых бытовых отходов, имеющий санитарно-эпидемиологическое заключение, для утилизации отходов. Администрацией Чеди-Хольского кожууна будут приняты меры к организации утилизации бытовых отходов, однако на их переработку необходимы значительные средства, которые в бюджете кожууна отсутствуют. Все отходы в сумоне Чал-Кежиг являются бытовыми и неопасными, промышленных отходов не имеется.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.



В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.

Согласно с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», подпункту 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов содержатся в Санитарных правилах СП 2.1.7.1038-01, утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2001 года (далее - СП 2.1.7.1038-01).

Согласно разделу 2 СП 2.1.7.1038-01 полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов. На полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово - парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3-4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром Госсанэпиднадзора в территории (далее территориальным ЦГСЭН).

В соответствии с разделом 3 СП 2.1.7.1038-01 участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной зоны. Санитарно -эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО выдает территориальный ЦГСЭН.

3

Разделами 4 и 5 СП 2.1.7.1038-01 установлено, что по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Регулярно, не реже одного раза в смену, отходы, задерживаемые переносными щитами, собирают и размещают по поверхности рабочей карты, уплотняют сверху изолирующим слоем грунта.

В соответствии с разделом 6 СП 2.1.7.1038-01 за эксплуатацией полигона ТБО осуществляется производственный контроль, в частности контроль по приему отходов на полигоны ТБО в соответствии с утвержденными инструкциями осуществляется лабораторной службой организации, которая обслуживает полигон.

Статьей 4.1. Федерального закона от 24.06.1998 года N89-03 «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: 1 класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс -высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.



В Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Минприроды России от 02.12.2002 N 786, установлено, что отходы из жилищ несортированные и отходы из жилищ крупногабаритные относятся к IV и V классам опасности.

Согласно п. 4 Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом Минприроды России от 15.06.2001 г. N 511 в случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.74 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности подлежит лицензированию.

Из пояснений сторон следует, что на территории сельского поселения - сумон Чал-Кежиг Чеди-Хольского кожууна в нарушение вышеназванных требований СанПиН 2.1.7.1038-01 “Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов“ свалки не имеют санитарно-эпидемиологического заключения, что подтверждается ответом ТО по Тандинскому району Управления Роспотребнадзора по РТ от 17.02.2010 года на требование прокурора и не оспаривается заинтересованными лицами, также не организован производственный контроль за эксплуатацией свалок, вывоз бытовых отходов производится необорудованным транспортом, отсутствуют ограждения вокруг свалок, не осуществляется послойная засыпка и утрамбовка отходов вследствие отсутствия специализированного транспорта.

В нарушение законодательства об отходах потребления и санитарно-эпидемиологических требований не решен вопрос об отводе земельных участков для размещения твердых бытовых отходов, отсутствует подтверждение экспериментальным методом 5-го класса опасности отходов, в связи с чем эти отходы относятся к 4-му классу опасности, однако администрацией сумона Чал-Кежиг и администрацией Чеди-Хольского кожууна не организован сбор и вывоз (транспортировка) и утилизация (обезвреживание) отходов лицами, имеющими соответствующую лицензию.

Администрацией сумона Чал-Кежиг также в нарушение ст.ст. 8 и 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не установлен порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие),

4

не организован сбор и вывоз бытовых отходов на постоянной основе, поскольку проведение дважды в год месячников по санитарной очистке территории поселения от мусора не может быть признано надлежащим осуществлением полномочий в этой сфере.

Доводы заинтересованных лиц об отсутствии необходимых средств в бюджетах муниципальных образований на Решение этих вопросов не могут быть приняты судом во внимание, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности и не освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции, ввиду отсутствия средств в бюджете.

В целях решения вопросов местного значения в соответствии со ст.ст. 14 и 15 Федерального закона от 06.102003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.

В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей сумона Чал-Кежиг на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

При таких обстоятельствах доводы прокурора об имеющем месте бездействии администрации сумона Чал-Кежиг по неисполнению части 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» об организации сбора и вывоза бытовых отходов, а также бездействии администрации Чеди-Хольского кожууна по неисполнению части 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» об организации утилизации и переработки бытовых отходов являются обоснованными.

Кроме того, этим бездействием также нарушаются вышеприведенные нормы и/и. 18 п.1 ст. 14 и п/п.14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вместе с тем в судебном заседании не нашли подтверждения доводы прокурора о необходимости устройства к полигонам твердых бытовых отходов подъездных путей с твердым покрытием, поскольку в СП 2.1.7.1038-01, а также в СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий», на которые ссылается заявитель, таких требований не содержится, а также доводы о бездействии администрации Чеди-Хольского кожууна в организации утилизации и переработки промышленных отходов, так как сведений о наличии промышленных отходов на территории сумона Чал-Кежиг суду также не представлено.

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда

5

необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

С учетом изложенного, суд полагает, что требование прокурора о возложении на администрацию сумона Чал-Кежиг и администрацию Чеди-Хольского кожууна обязанности устранить вышеуказанные требования федерального законодательства надлежит возложить с учетом характера этих действий в четырехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сумона Чал-Кежиг по неисполнению части 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», подпункта 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Возложить на администрацию сумона Чал-Кежиг обязанность в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с федеральным законодательством и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Признать незаконным бездействие администрации Чеди-Хольского кожууна по неисполнению части 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Возложить на администрацию Чеди-Хольского кожууна обязанность в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать в соответствии с федеральным законодательством и санитарно-эпидемиологическими требованиями утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории сумона Чал-Кежиг Чеди-Хольского кожууна.

Сообщение о решении должно быть опубликовано в общественно-политической газете «Чеди-Хольский вестник».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в кассационном порядке в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 31 января 2011 года.

Председательствующий подпись *.*. Шиирипей

Копия верна: судья *.*. Шиирипей