Решения районных судов

Решение от 15 июня 2011 года № 2-628/2011. Решение от 15 июня 2011 года № 2-628/2011. Смоленская область.

Сафоновский районный суд Смоленской области

В составе:

председательствующего (судьи): Дроздова *.*. ,

при секретаре : Горбачевой *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Силиной *.*. к администрации муниципального образования «Сафоновский район», Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании права на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем,

Установил:

Силина *.*. обратилась в суд с требованием к администрации муниципального образования «Сафоновский район» и Департаменту Смоленской области по социальному развитию о предоставлении в собственность жилья либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. В обоснование иска указала, что, являясь участником Великой Отечественной войны, в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 и Федеральным законом «О ветеранах» имеет право на льготы по обеспечению жильем. В связи с этим, обратилась с соответствующим заявлением в администрацию МО «Сафоновский район». Однако письмом от дд.мм.гггг она уведомлена об отказе в предоставлении указанных льгот, поскольку после смерти мужа (Силина *.*. ) отказалась в пользу дочери (Щ от наследства в виде одной второй доли однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>, чем намеренно ухудшила свои жилищные условия. Данный отказ по указанным основаниям считает незаконным, учитывая, что в соответствии со ст.1157 ГК РФ как наследник вправе была отказаться от наследства в пользу других лиц. В настоящее время она проживает у своей дочери в г. Сафоново Смоленской области по адресу: <адрес>, другого жилья не имеет и является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В ходе судебного разбирательства истица заявленные требования уточнила и просит признать за ней право на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

Будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, Силина *.*. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила. В связи с этим, дело рассмотрено в отсутствие истицы на основании ст.167 ГПК РФ.

Представители Силиной *.*. - Герасимова *.*. и Щербинина *.*. требования истицы поддержали, поскольку они основаны на законе.

Представитель администрации муниципального образования «Сафоновский район» и представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию иск не признали, поскольку, отказываясь от собственности на долю в квартире после умершего супруга, Силина *.*. сознательно ухудшила свои жилищные условия.



Представитель Министерства регионального развития Российской Федерации, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, в направленных суду письменных возражениях также указал на несогласие с заявленными требованиями.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив его письменные документы, суд приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что Силина *.*. имеет статус ветерана-участника Великой Отечественной войны с предоставлением льгот, установленных ст.15 Федерального закона «О ветеранах», о чем свидетельствует удостоверение серии ВВ № ххх, выданное дд.мм.гггг Управлением социальной защиты населения Кировского района г. Астрахани (л.д. 40).

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 в редакции Указа № 30 от 09.01.2010 г. обеспечению жильем подлежат нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах“. При этом, такое условие как «вставшие на учет до 1 января 2005 года» исключено.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах“ участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем при условии их нуждаемости в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Данной нормой закона установлено, что полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В этой связи, Постановлением Администрации Смоленской области от дд.мм.гггг № ххх установлено, что формой предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем граждан - участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является предоставление им жилых помещений в собственность либо предоставление им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Порядком предоставления в Смоленской области жилых помещений в собственность и единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона “О ветеранах“, утвержденным этим же Постановлением Администрации Смоленской области от дд.мм.гггг № ххх, предусмотрено, что при подаче заявления о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем в уполномоченный орган представляется, в том числе, выписка из решения органа местного самоуправления о постановке на учет ветерана в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (п.п. 2.5, 3.3).

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В судебном заседании установлено, что с дд.мм.гггг истица Силина *.*. состояла в зарегистрированном браке с Силиным *.*. , в период которого, последним по договору купли-продажи от дд.мм.гггг приобретено жилое помещение в виде однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 29.9 кв.м. при учетной норме в данной местности, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 11 кв.м. общей площади на одного члена семьи. В указанной квартире Силина *.*. проживала и была зарегистрирована с дд.мм.гггг, откуда дд.мм.гггг снята с регистрационного учета и дд.мм.гггг зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ее дочери - Щербининой *.*. , расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 61.8 кв.м., где истица проживала до настоящего времени, в том числе, совместно со своим супругом Силиным *.*. , умершим дд.мм.гггг



При этом, дд.мм.гггг Силина *.*. обратилась в администрацию муниципального образования «Сафоновский район» с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета как ветерану Великой Отечественной войны на основании ст.15 вышеуказанного Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ.

Однако дд.мм.гггг Решением комиссии по жилищным вопросам органа местного самоуправления, утвержденным Постановлением Главы МО «Сафоновский район» от дд.мм.гггг № ххх, истице отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку Силина *.*. с намерением приобретения такого права после смерти мужа отказалась в июне 2010 г. в пользу дочери от наследства - одной второй доли однокомнатной квартиры общей площадью 29.9 кв.м.

Данные обстоятельства подтверждаются копией паспорта Силиной *.*. (л.д. 38-39), справкой с места жительства (л.д. 40), свидетельством о смерти Силина *.*. (л.д. 31), заявлением истицы в орган местного самоуправления (л.д. 36), протоколом № ххх заседания комиссии по жилищным вопросам от дд.мм.гггг и Постановлением Главы администрации МО «Сафоновский район» от дд.мм.гггг № ххх об утверждении указанного протокола (л.д. 27-28), другими документами.

В частности, из свидетельства о праве на наследство по закону, выданного дд.мм.гггг нотариусом Сафоновского нотариального округа, следует, что после смерти Силина *.*. , последовавшей дд.мм.гггг, наследником его имущества, состоящего из однокомнатной квартиры общей площадью 29.9 кв.м. по адресу: <адрес>, в том числе и одной второй доли на указанную квартиру ввиду отказа в пользу наследника жены наследодателя Силиной *.*. , является дочь умершего - Щербинина *.*.

Таким образом, с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета истица обратилась в орган местного самоуправления непосредственно после отказа от собственности на долю в квартире после умершего супруга Силина *.*.

Доводы Силиной *.*. , изложенные в исковом заявлении в обоснование заявленных требований, а также ее представителей о том, что в соответствии со ст.1157 ГК РФ она, как наследник, вправе была отказаться от наследства в пользу других лиц, суд находит несостоятельными, поскольку вышеуказанная наследуемая квартира в <адрес> была приобретена Силиным *.*. в период брака с истицей и в силу закона (ст.256 ГК РФ, ст.34 СК РФ) являлась их совместной собственностью.

Также, в обоснование нуждаемости в улучшении жилищных условий, Силиной *.*. в орган местного самоуправления был предоставлен договор найма жилого помещения, согласно которому дочь истицы - Щербинина *.*. - передает ей во временное пользование на период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг четырехкомнатную квартиру <адрес> общей площадью 61.8 кв.м. в доме <адрес> по ул. <адрес> г. Сафоново, принадлежащую Щербининой *.*. на праве собственности.

Между тем, данный договор удостоверен нотариусом Сафоновского нотариального округа дд.мм.гггг, то есть также непосредственно перед обращением истицы (дд.мм.гггг) с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, действительность самого договора вызывает сомнения, поскольку он заключен между близкими родственниками, то есть матерью и дочерью. Помимо этого, такой договор найма не заключался с Силиным *.*. , соответственно, супругом истицы и отцом Щербининой *.*. , который также проживал в указанной квартире до своей смерти.

При таких установленных по делу обстоятельствах, суд находит, что на момент вступления в силу Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 Силина *.*. не являлась нуждающейся в обеспечении жилым помещением. С заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, истица обратилась только после того, когда произвела действия по ухудшению своих жилищных условий.

Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В связи с этим, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истицей требований о признании права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В иске Силиной *.*. к администрации муниципального образования «Сафоновский район», Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем - отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней через Сафоновский районный суд.

Председательствующий *.*. Дроздов