Решения районных судов

О взыскании неосновательного обогащения. Решение от 14 февраля 2011 года № . Республика Тыва.

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе:

судьи Железняковой С.А.,

при секретаре Шыырап М.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Кызыла в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, неопределённого круга лиц к Хомушку М.Б., Оюн А.А., А. о взыскании неосновательного обогащения,

с участием представителя истца Ажи С.А., ответчика Хомушку М.Б., представителя ответчика Фитина В.Н., представителя третьего лица Кочнева П.В.,

Установил:

Истец обратился в суд в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, неопределенного круга лиц к ответчикам с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения, указывая на то, что прокуратурой г.Кызыла была проведена проверка исполнения законодательства, направленного на реализацию Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года №675, в ходе которой выявлены нарушения федерального закона. Проверкой установлено, что Минстроем допущены нарушения указанных требований Конституции РФ, Жилищного кодекса РФ, повлекшие незаконное получение в 2008 году молодыми семьями социальных выплат в рамках данной подпрограммы, предназначенных другим лицам. Гражданин Хомушку М.Б., действующий от своего имени и от имени несовершеннолетнего ребенка А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с заявлением для участия в подпрограмме в Мэрию г. Кызыла не обращался. В нарушение установленных требований федерального законодательства исполнитель данной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Министерство строительства РТ ДД.ММ.ГГГГ заключило соглашение о сотрудничестве по реализации республиканской целевой программы в Республике Тыва на 2003-2010 годы с ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва». В соответствии сданным соглашением Минстрой РТ передал ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва» свои полномочия по формированию списков молодых семей для участия в программе, улучшающих жилищные условия с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования. Получив полномочия по формированию списков, ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва» в нарушение требований п.23 Правил определило новые списки граждан – участников подпрограммы на 2008 год по республике. Формирование списков граждан осуществлялось из числа лиц, получивших в ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва» ипотечные жилищные займы. Как показала проверка Хомушку М.Б. и члены его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий Мэрией г.Кызыла не признавались, в списках участников программы «Жилище» не значатся. Хомушку М.Б. и члены его семьи не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и соответственно участвовать в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. По указанным нарушениям органов власти, муниципальных органов и должностных лиц прокуратурой республики внесены представления об устранении нарушений закона. Неосновательное обогащение Хомушку М.Б. и совершеннолетних членов его семьи состоялось в связи с нарушением порядка участия в подпрограмме как со стороны Хомушку М.Б., так и со стороны государственных органов и должностных лиц. Просит суд взыскать с Хомушку М.Б., Оюн А.А., А. сумму неосновательного обогащения в федеральный бюджет в размере 211 599 рублей и в бюджет республики Тыва в размере 286 281 рубль.

Определением Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Прокурора г.Кызыла в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, неопределенного круга лиц к Хомушку М.Б., Оюн А.А., А. о взыскании неосновательного обогащения привлечены в качестве третьих лиц Министерство финансов Российской Федерации и Министерство финансов Республики Тыва.

В судебном заседании представитель прокурора г. Кызыла Ажи С.А., действующая на основании доверенности, иск поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Ответчик Хомушку М.Б., действующий за себя и несовершеннолетнего ребёнка Хомушку А.М., и его представитель Фитин В.Н., действующий по ордеру, с иском не согласились.

Представитель третьего лица – Мэрии г.Кызыла - Кочнев П.В., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился.

Ответчик Оюн А.А.на судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представители третьих лиц – ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва», Министерства строительства, жилищного и коммунального хозяйства Республики Тыва, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Республики Тыва на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна, поэтому суд признаёт их неявку неуважительной и рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 1102 ГК РФ «Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделок оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем моло­дых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.



Согласно свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, выданному ДД.ММ.ГГГГ, ответчики получили социальную выплату в размере 497 880 рублей, из них, как установлено, за счет средств федерального бюджета 211 599 рублей, за счет средств республиканского бюджета (субъекта федерации) 286 281 рубль.

Как установлено судом, субсидия была использована ответчиками на оплату купленной до договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры по адресу: <адрес>, что подтверждается документами, имеющимися в материалах гражданского дела.

В соответствии с п. 15 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее – Правила), для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства соответствующие документы.

Как установлено судом, заявление Хомушку М.Б. с соответствующими документами на участие в подпрограмме было подано в Мэрию г. Кызыла ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 17 вышеуказанных Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает Решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.

Из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что Решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником подпрограммы принимается органом местного самоуправления по каждому поданному заявлению молодой семьи индивидуально.

В материалах дела отсутствуют доказательства (письменное уведомление), свидетельствующие о том, что Мэрией г.Кызыла было принято Решение о признании семьи Хомушку М.Б. участником подпрограммы.

Пунктом 21 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправле­ния муниципального образования до 1 сентября года, предшествующего пла­нируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпро­граммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Мэрии г. Кызыла № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» на 2002 – 2010 годы по городскому округу «Город Кызыл Республики Тыва» на 2008 год» утвержден список молодых семей участников подпрограммы на 2008 год в количестве 100 семей. В данный список под № была внесена семья в составе: Хомушку М.Б., Оюн А.А., А..

Поскольку установлено, что ответчики Хомушку подали заявление ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, они не могли быть включены в списки на получение субсидий в 2008 году, так как для этого они должны были обратиться с заявлением на участие в подпрограмме по установленной форме в Мэрию г. Кызыла до ДД.ММ.ГГГГ, списки участников подпрограммы в нарушение пункта 21 Правил были сформированы Мэрией Кызыла ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 23 Правил «Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат по форме согласно приложению N 4 и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме согласно приложению N 3 (далее - сводный список).

Заявка и сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы».

Постановлением Правительства Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Постановление Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении сводных списков граждан - участников подпрограмм «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» на 2008 год по Республике Тыва. Данным Постановлением утвержден новый сводный список, где под номером № значится Хомушку М.Б., Оюн А.А., Хомушку А.М..

В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. № 285 (в ред. от 29 декабря 2007 г.) участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а), возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б), признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в), наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.6 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является одним из обязательных условий предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы.



Согласно пункту 6 вышеуказанных Правил применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

На основании ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1)не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2)являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3)проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4)являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В справке №, выданной ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела учета, приватизации и обмена жилья Ч. указано, что Хомушку М.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Оюн А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно, признаны Мэрией г.Кызыла нуждающимися в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.

Суд не принимает данную справку в качестве доказательства того, что ответчики Хомушку М.Б., Оюн А.А. были признаны Мэрией г Кызыла нуждающимися в улучшении жилищных условий, так как, во-первых, справка, выданная руководителем структурного подразделения Мэрии г. Кызыла, не может подменять установленное п.6 Правил Решение органа местного самоуправления, во-вторых, в справке не указано основание для её выдачи, то есть дата подачи заявления ответчиками, номер и дата решения Мэрии г. Кызыла, в-третьих, если ответчики подали заявление на участие в подпрограмме по установленной форме в Мэрию г. Кызыла ДД.ММ.ГГГГ, то они никак не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в этой подпрограмме с ДД.ММ.ГГГГ без подачи ими соответствующего заявления по установленной Правилами форме (согласно приложению № к Правилам) до ДД.ММ.ГГГГ.

Представленное Мэрией г Кызыла в суд заявление ответчика Хомушку М.Б., датированное ДД.ММ.ГГГГ, не является доказательством того, что ответчик обращался в Мэрию г Кызыла о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, для участия в подпрограмме, так как, во-первых, на данном заявлении отсутствует входящий номер и виза должностного лица, поэтому суд ставит под сомнение подачу указанного заявления именно ДД.ММ.ГГГГ, во-вторых, оно представлено в суд по истечении 4-х месяцев после подачи иска в суд, поэтому суд также ставит под сомнение, что это заявление было написано в ДД.ММ.ГГГГ, в-третьих, если бы Решение Мэрией г Кызыла о признании семьи Хомушку М.Б. нуждающейся в улучшении жилищных условий было бы принято в ДД.ММ.ГГГГ, то и справка была бы датирована ДД.ММ.ГГГГ, а не ДД.ММ.ГГГГ, в-четвертых, факт подачи этого заявления в ДД.ММ.ГГГГ опровергается также и ответом начальника отдела муниципального жилищного фонда К. от ДД.ММ.ГГГГ исх. №.

В суд ответчиками и Мэрией г Кызыла тоже не было представлено Решение органа местного самоуправления (Мэрии г Кызыла) о признании семьи Хомушку М.Б. нуждающейся в улучшении жилищных условий, справка и Постановление Мэрии г Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» на 2002 – 2010 годы по городскому округу «Город Кызыл Республики Тыва» на 2008 год» таким Решением органа местного самоуправления не являются.

Кроме того, ответчики не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, так как у ответчика Оюн А.А. находилась в собственности 1/3 доли квартиры по адресу: <адрес>, то есть 22, 3 квадратных метра жилого помещения (66,9 кв. метра : 3), что больше учетной нормы на 1 человека, а ответчик Хомушку М.Б. не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании ст. 53 ЖК РФ в течение 5 лет со дня продажи квартиры по адресу: <адрес> (то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Ответ начальника отдела муниципального жилищного фонда К. от ДД.ММ.ГГГГ исх. № нельзя признать доказательством того, что органом местного самоуправления (Мэрией г Кызыла) выносилось Решение о признании семьи Хомушку М.Б. нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как, во-первых, в суд, несмотря на официальный запрос суда и на участие представителя Мэрии г Кызыла в процессе, так и не был представлен акт обследования жилищных условий, на который идёт ссылка в письме, во-вторых, из этого ответа видно, что никакого решения органом местного самоуправления не принималось, а просто выдавалась специалистами отдела справка о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Показания свидетеля Ч. также подтверждают тот факт, что Мэрией г. Кызыла никакого решения о признании семьи Хомушку М.Б. нуждающейся в улучшении жилищных условий не принималось, только выдавалась справка.

Таким образом, поскольку судом установлено, что органом местного самоуправления – Мэрией г. Кызыла – не принималось Решение о признании Хомушку М.Б. и его семьи участником подпрограммы, также не принималось Решение органом местного самоуправления в отношении данной семьи о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий, то субсидия в общей сумме 497 880 рублей получена Хомушку М.Б. и его семьёй незаконно, в связи с чем, имеет место неосновательное обогащение и иск прокурора о взыскании с ответчиков в солидарном порядке суммы неосновательного обогащения подлежит удовлетворению в полном объёме.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчиков в солидарном порядке подлежит взысканию государственная пошлина в размере 8 178 рублей 80 копеек в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Решил:

Иск Прокурора г. Кызыла удовлетворить.

Взыскать солидарно с Хомушку М.Б., Оюн А.А., А. неосновательное обогащение в размере 211 599 рублей в федеральный бюджет и в размере 286 281 рубль в доход бюджета Республики Тыва.

Взыскать солидарно с Хомушку М.Б., Оюн А.А., А. государственную пошлину в размере 8 178 рублей 80 копеек в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное Решение вынесено 21 февраля 2011 года (19-20 февраля – выходные дни).

Судья С.А. Железнякова