Решения районных судов

Решение от 2011-05-31 №А46-4856/2011. По делу А46-4856/2011. Омская область.

Решение

город Омск

31 мая 2011 года

№ дела

А46-4856/2011

Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 31 мая 2011 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышёва В.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гороховым К.П.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Сибирского Межрегионального Территориального Управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Отдела (инспекции) госнадзора по Омской области

о привлечении к административной ответственности Открытого акционерного общества «Электротехнический комплекс»

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Чурсина А.В., действующего на основании доверенности от 11.01.2011 № 40, удостоверение № 265, Нуждина С.В., действующего на основании доверенности от 11.01.2011 № 38, удостоверение № 264,

от заинтересованного лица – Короткова Н.С., действующего на основании доверенности от 12.05.2009, br>
Установил:

Сибирское Межрегиональное Территориальное Управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Отдела (инспекции) госнадзора по Омской области (далее – заявитель, Управление, Отдел, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества «Электротехнический комплекс» (далее – заинтересованное лицо, ОАО «Электротехнический комплекс», ОАО «ЭТК», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении № 10-13 от 18.04.2011.

В обоснование заявленного требования Отдел указал на то, что заинтересованным лицом нарушены требования ГОСТ 13109-97, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.



В представленном в порядке статьи 131 АПК РФ отзыве Общество просило в удовлетворении требований отказать по причине отсутствия в действиях заинтересованного лица состава вменяемого административного правонарушения.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленное требование поддержал, отметив, что факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена вышеуказанной статьёй Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждён материалами дела.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании требование заявителя отклонил, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд Установил следующие обстоятельства.

Открытое акционерное общество «Электротехнический комплекс» зарегистрировано в качестве юридического лица 16.09.2002 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №1 по Центральному административному округу г. Омска за основным государственным регистрационным номером 1025500737437, о чём в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.

На основании Распоряжения руководителя № 401 от 14.02.2011 СМТУ Росстандарта о проведении плановой выездной проверки юридического лица была проведена проверка в отношении открытого акционерного общества «Электротехнический комплекс».

В соответствии с данным распоряжением предметом проверки являлось соблюдение обязательных требований государственных стандартов, технических регламентов.

В результате проверки установлено, что в соответствии с обязательными требованиями ГОСТа 13109-97 и ГОСТа Р 53333-2008 открытым акционерным обществом «Электротехнический комплекс» должен производиться контроль качества электрической энергии.

Вместе с тем в рамках проверочных мероприятий письмом № 10-10/79 от 22.03.2011 у ОАО «ЭТК» были затребованы только документы, подтверждающие выполнение контроля качества электрической энергии в сетях общего назначения, в соответствии с требованиями ГОСТа 13109-97, приложение Е. При этом никакие документы о соблюдении ГОСТа Р 53333-2008 у Общества не запрашивались.

В ответ на указанное письмо со стороны ОАО «ЭТК» был предоставлен пакет запрашиваемых документов с сопроводительным письмом № Э-01/250 от 01.04.2011. Документы, подтверждающие выполнение контроля качества на объектах ОАО «ЭТК», в соответствии с требованиями ГОСТа 13109-97, приложение Е, представлены не были, поскольку, по мнению Общества, требования указанного стандарта в приведённой части на него не распространяются.

В соответствии с актом проверки №09 от 22.03.2011 с 22.03.2010 по 15.04.2010 (суд выяснил у заявителя, что указание неверной даты является опечаткой) проведена проверка на соответствие требованиям ГОСТа 13109-97 «Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения», ГОСТа Р 53333-2008 «Контроль качества в системах электроснабжения общего пользования».

В отмеченном акте проверки в качестве вывода отмечено – нарушение обязательных требований ГОСТа 13109-97, относительно нарушения ГОСТа Р 53333-2008 ничего не отражено.

Как отмечает заявитель, для проведения проверки на соответствие обязательным требованиям нормативных документов (ГОСТ Р 13109-97 «Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения») была отобрана электрическая энергия в сетях общего назначения (акт отбора образцов от 05.04.2011), питающая нежилые объекты от (ПС ОБВ-1, ПС ОБВ-2, ПС ГНС, ПС Падь, ПС ОСК (ВОС), РП-1 ВОС, РП-2 ВОС, РП-3 ВОС, РП-4 ВОС, РП-5 ВОС, РП-6 ВОС, ТП-5 ВОС, ТП-7 ВОС, ТП-10 ВОС, ТП-13 ВОС, ПС Кислородная, РП-3 Кислородная, ТП-13 Кислородная, РП-5 Кислородная, КТП-19 Кислородная, ПС Комсомольская, РП-бкВ Комсомольская, ТП-3327, ТП-5726, РП-111, ТП-1635, ТП-3111. ТП-1201, ТП-2140, РП-700, ТП-4152, ТП-6045, ТП-6130, ТП-8549. ТП-8869. ТП-8112, ТП-1105, ТП-3879, КТП-36, ТП-2110, ТП-6044, ТП-5895, ТП-5896, ТП-1125, ТП-5010, ТП-6603, ТП-7018, ТП-8100, ТП-2125, ТП-2195, 2196, ТП-2138, ТП-2139, ТП-1626, КТП-7107, КТП-ГА-3-2).

Поскольку фактически документы, подтверждающие проведение контроля качества электрической энергии в сетях общего назначения, ОАО «Электротехнический комплекс» не представило, заявитель посчитал, что было выявлено нарушение обязательных требований ГОСТа 13109-97, в связи с чем заинтересованному лицу выдано предписание № С-09 от 15.04.2011 об устранении нарушений, а также заместителем начальника отдела (инспекции) госнадзора по Омской области СМТУ Росстандарта Чурсиным А.В. составлен протокол № 10-13 от 18.04.2011 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ. В приведённом протоколе административный орган также отметил, что заинтересованным лицом совершено нарушение требований ГОСТа 13109-97. И в этом случае упоминания о ГОСТ Р 53333-2008 не было.

На основании данного протокола заявитель обратился в Арбитражный суд Омской области с требованием о привлечении Открытого акционерного общества «Электротехнический комплекс» к административной ответственности.



Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителей сторон, арбитражный суд находит требование заявителя не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Согласно статье 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 1 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

По положениям статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, определены в статье 26.1 КоАП РФ. В частности, выяснению подлежат:

наличие события административного правонарушения;

лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

виновность лица в совершении административного правонарушения;

обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

По положениям статьи 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В соответствии со статьёй 26.11. КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Статья 2 Федерального закона от 08.09.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» определяет государственный контроль (надзор) как проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами; а мероприятие по контролю как совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.

Порядок проведения Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора утверждён Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 01.09.2003 № 99, в соответствии с пунктом 9 которого при проведении государственного контроля и надзора государственные инспекторы посещают объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Согласно статье 2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

По положениям статьи 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии.

В этой же статье Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ закреплены юридические понятия субъектов электроэнергетики, которые осуществляют различные виды деятельности в сфере электроэнергетики, в том числе: энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии.

Также отмеченной нормой установлено, что территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги но передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Энергосбытовые организации - это организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведённой или приобретённой электрической энергии.

В подпункте «г» пункта 3 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, закреплено официальное определение термина «энергоснабжающая организация». В соответствии с указанной нормой под энергоснабжающими организациями понимаются организации, осуществляющие продажу потребителям произведённой или купленной электрической энергии и совмещающие эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии.

В силу статьи 38 Федерального закона № 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и её качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В соответствии с пунктом 65 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства от 31.08.2006 № 530 (далее - Правила), качество электрической энергии, поставляемой по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии), должно соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям.

Согласно пункту 112 Правил качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.

По положениям пункта 1 статьи 539 и пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) электрическую энергию, качество которой должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.

Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения определены в Государственном стандарте ГОСТ 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения».

В соответствии с пунктом 6.4 ГОСТа 13109-97 оценку соответствия значений показателей качества энергии, за исключением длительности провала напряжения, импульсного напряжения и коэффициента временного перенапряжения, нормам настоящего стандарта следует проводить с периодичностью, установленной в Приложении Е.

Как определено в приложении Е отмеченного стандарта, контроль качества электрической энергии в точках общего присоединения потребителей электрической энергии к системам электроснабжения общего назначения проводят энергоснабжающие организации.

Энергоснабжающей организацией в рассматриваемом случае является ОАО «Омская энергосбытовая компания», что подтверждаются договором № 3-0002 оказания услуг по передаче электрической энергии, заключённым между ОАО «Омскэнергосбыт» и ОАО «ЭТК» 01.01.2010.

Открытое акционерное общество «Элетротехнический комплекс» является территориальной сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства с взиманием платы по тарифу, установленному Региональной энергетической комиссией Омской области, за услуги по передаче электрической энергии. Данное обстоятельство подтверждается помимо упомянутого договора ещё и Решением РЭК Омской области от 11.02.2003 № 20/5, в соответствии с которым ОАО «ЭТК» включено в раздел 3 Реестра - «Услуги по передаче и распределению электрической энергии (мощности)» под номером 3.39. Также данное обстоятельство подтверждается Приказами РЭК Омской области № 254/66 от 10.11.2009, № 447/70 от 29.12.2010. Продажей (поставкой) потребителям произведённой или купленной электрической энергии и совмещением этой деятельности с деятельностью по передаче электрической энергии ОАО «ЭТК» не занимается, а, следовательно, не является энергоснабжающей организацией.

В силу пункта 6.1 ГОСТа Р 53333-2008 «Контроль качества в системах электроснабжения общего пользования» сетевая организация должна проводить периодический контроль качества передаваемой ЭЭ, если не организован непрерывный контроль КЭ.

Согласно действующему законодательству привлекаемое к административной ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности этого лица толкуются в его пользу.

В протоколе об административном правонарушении № 10-13 от 18.04.2011 указывается, что ОАО «ЭТК» допустило нарушение именно требований ГОСТа 13109-97, выразившееся в непроведении периодических замеров контроля качества электрической энергии в своих сетях.

При этом суду не представлено никаких доказательств того, что у заинтересованного лица запрашивалась информация и документация по поводу соблюдения требований ГОСТа Р 53333-2008, об организации непрерывного контроля качества энергии. В судебном заседании представитель общества пояснил, что необходимый контроль, предусмотренный ГОСТом Р 53333-2008 ведётся. Если бы соответствующие документы были запрошены административным органом, заинтересованное лицо их обязательно бы представило.

При таких обстоятельствах вывод заявителя о нарушении Обществом обязательных требований ГОСТа 13109-97 признаётся судом несостоятельным.

Каких-либо доказательств наличия вины Общества в допущенных нарушениях заявителем не представлено.

Учитывая доводы, приведённые заинтересованным лицом в обоснование своих возражений, и, принимая во внимание положения статей 1.5, 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд считает вину Общества в правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, недоказанной.

Отсутствие вины лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах, учитывая, что наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в действиях Общества заявителем не доказано, суд не находит оснований для удовлетворения заявления о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

В удовлетворении требований Сибирского Межрегионального Территориального Управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Отдела (инспекции) госнадзора по Омской области о привлечении Открытого акционерного общества «Электротехнический комплекс» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении № 10-13 от 18.04.2011 отказать.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.

Судья В.И. Чернышёв

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru