Решения районных судов

Решение от 30 декабря 2010 года № 2-11/2011. Решение от 30 декабря 2010 года № 2-11/2011. Пермский край.

Чернушинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Толпышевой *.*. ,

с участием истца Новиковой *.*. ,

представителя истца Каракулова *.*.

при секретаре Романовой *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Новиковой Мар к Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края о признании недействительным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

Установил:

Новикова *.*. обратилась в суд с иском к Администрации Чернушинского муниципального района о признании недействительным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности о предоставлении жилого помещения.

Иск мотивировала тем, что состояла на учете в Администрации Чернушинского муниципального района как нуждающаяся в получении жилого помещения, имеющая статус: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа. На заседании комиссии по рассмотрению жилищных вопросов Администрации ЧМР 24.12.2008 года было принято Решение о распределении ей одного из жилых помещений. 29.01.2009 года с истицей был заключен договор социального найма № 25 жилого помещения для проживания, расположенного в общежитии по адресу: <адрес>, площадью 17,4 кв.м. Жилое помещение предоставлено из расчета нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (нормы предоставления), установленной Решением земского собрания Чернушинского района от 28.06.2005 года № 284, в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, т.е. на одно лицо, относящееся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа. 12.02.2009 года на заседании жилищной комиссии Администрации муниципального района было принято Решение о снятии ее с учета нуждающихся в получении жилого помещения в связи с отсутствием нуждаемости (п. 2.6 решения комиссии). В соответствии с п.3 ст. 9 закона Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения предоставляются с учетом членов их семей. В нарушение вышеуказанного законодательства при принятии решения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении истицы в связи с отсутствием нуждаемости, комиссией не было учтено, что при выделении жилого помещения, общей площадью 17,4 кв.м. по адресу: <адрес> не было учтено наличие у истицы малолетней дочери Новиковой Ксении, 06.06.2008 года рождения, тем самым было нарушено право истицы и члена ее семьи при расчете нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. На основании изложенного, просит признать п.2.6 решения комиссии по рассмотрению жилищных вопросов отдельных категорий граждан Администрации Чернушинского муниципального района от 12.02.2009 года о снятии ее с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении недействительным, обязать ответчика выделить жилое помещение по договору социального найма, согласно нормы предоставления, не менее 30 кв.м., с учетом малолетней дочери.

Истица Новикова *.*. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что она состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицо имеющее статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. В январе 2009 годы ей было выделено жилое помещение по <адрес> в <адрес>. Это комната в общежитии. Площадь комнаты 17,4 кв.м. При выделении помещения не была учтена ее малолетняя дочь ФИО3, 06.06.2008 года рождения. Ранее она с дочерью проживали по договору социального найма в общежитии по адресу: <адрес>43. Обе были зарегистрированы по данному адресу до 10.02.2009 года. Это жилье ей так же предоставляла администрация. Считает, что снятие ее с учета нуждающихся в жилье в связи с отсутствием нуждаемости, незаконным, так как она не была обеспечена жильем в соответствии с нормой.

Представитель истицы Новиковой *.*. – Каракулов *.*. , требования заявленные Новиковой *.*. поддержал.



Ответчик Администрация Чернушинского муниципального района, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в представленном заявлении просил дело рассмотреть в отсутствие его представителя, при вынесении решения просил учесть доводы, изложенные в письменных возражениях, где указал, что с требованиями Новиковой *.*. не согласен, по следующим основаниям: статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Но норма, указанная в абзаце втором пункта 1 статьи 8 подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ. При этом, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Исходя из требований статьи 26.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления. РазРешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон № 159-ФЗ, имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов РФ в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов РФ. Названные положения Федерального закона № 159-ФЗ конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, одним из принципов деятельности которых, является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. Из статьи 132 Конституции РФ следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем -федеральным или субъекта РФ - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 6 статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Таким образом, само по себе нормативное положение, закрепленное в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральным законом порядке закона субъекта РФ о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями. Отсюда следует, что администрация Чернушинского муниципального района не является распорядителем средств федерального бюджета либо бюджета субъекта, предусмотренные на дополнительные гарантии по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-П «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство социального развития Пермского края распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для указанных категорий лиц. Финансирование осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на текущий финансовый год за счет средств бюджета Пермского края. Кроме того, не согласны с требованием о предоставлении Новиковой *.*. жилого помещения с учетом членов семьи. Считают ссылку истицы на ст.69 ЖК РФ не состоятельной и необоснованной. В случае решения вопроса о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, учитываются нормы законов РФ, субъектов РФ, а так же нормативные правовые акты, в которых указанная социальная поддержка предусматривается только для рассматриваемой категории граждан. Так, в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ четко указано, что «вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.....». По данной категории граждан ни в Жилищном кодексе РФ, ни в других нормах законодателем не предусмотрена ссылка на то, что при предоставлении жилого помещения детям-сиротам, учитываются их несовершеннолетние дети. Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159- ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ч.1 ст.8 указанного Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения... обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2005 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Нормы закона распространяют свое действие только на указанную категорию граждан. Аналогичная норма содержится в Указе Губернатора Пермской области от 22.06.2000 № 170 «Об утверждении Правил учета детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа нуждающихся в жилом помещении». Кроме этого, согласно ч. 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В данном случае, порядок предоставления жилого помещения детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа устанавливается законами и определен в Указе Губернатора Пермской области от 22.06.2000 № 170. Таким образом, ссылки на то, что при предоставлении жилого помещения по договору социального найма детям - сиротам, детям, оставшиеся без попечения родителей, лицам из их числа, должны учитываться и их несовершеннолетние дети в федеральных законах, законах Пермского края и других нормативных правовых актах не установлены. Указанная социальная гарантия установлена только для соответствующей категории лиц. На основании изложенного, просит отказать Новиковой *.*. в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица – Министерство финансов Пермского края, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в представленном письменном отзыве указал, что согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Пунктами 2-8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-П, определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство, или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством; перечисление, распределение субсидий местным бюджетам осуществляют Министерство социального развития Пермского края и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (ранее - Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края). Кроме того, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края является главным распорядителем средств бюджета Пермского края (субсидий) на предоставление жилья детям-сиротам, что подтверждается Законом Пермского края от 23.12.2009 № 560-ПК «О бюджете Пермского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Кроме того, указал, что истицей пропущен трехмесячный срок, предусмотренный ст.256 ГПК РФ, для обращения с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления. Просит применить последствия пропуска срока и отказать Новиковой *.*. в удовлетворении требований.

Представитель третьего лица – Министерство социального развития Пермского края, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменных возражениях на иск указал, что Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования. Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям- сиротам исходит и ЖК РФ. В этой связи как представляется, оснований для распространения общих норм ЖК РФ не имеется. Считает, что наличие на иждивении истица малолетнего ребенка не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством. Полагают что предоставление Новиковой *.*. жилого помещения с учетом члена ее семьи приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению количества обеспеченных жилыми помещениями детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Представитель третьего лица - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, в суд не явился, извещен о дате времени и месте судебного заседания, письменных возражений относительно требований Новиковой *.*. не представил.

Свидетель ФИО7 в суде пояснила, что является специалистом отдела социального заказа Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, в круг ее обязанностей входит, в том числе и Решение вопросов связанных с обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Новикова *.*. стояла на учете в указанной категории граждан. В январе 2009 года ей было выделено жилое помещение по адресу: <адрес>. Официального отказа от нее не поступало. О наличии у Новиковой *.*. ребенка ей было известно, но данный факт не повлиял бы на Решение о выделении Новиковой *.*. жилого помещения с учетом члена семьи, так как законом 159-ФЗ предусмотрены гарантии только для детей- сирот, и лиц из их числа, денежные средства выделяются соответственно количеству детей-сирот состоящих на учете. Дочь Новиковой *.*. к указанной категории не относится. Выделение жилой площади с учетом членов семьи законом не предусмотрено.

Суд, заслушав истицу Новикову *.*. , ее представителя Каракулова *.*. , исследовав представленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, ……., обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.



В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580).

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29 декабря 2004 года № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

В соответствии с Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 11 августа 2006 года № 16-П, 1. ….Средства, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и(или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Субсидии, передаваемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма.

Учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170. Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением следующих условий: площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма; стоимость жилого помещения не может превышать сумму, рассчитанную исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений по данному муниципальному образованию, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на день опубликования извещения о размещении заказа на приобретение, строительство или реконструкцию жилья. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Жилое помещение на условиях договора социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. Средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд.

Согласно Правилам учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденным Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года №170, …2. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа (далее - дети-сироты) после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. 4. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с п.4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации“ - разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт “к“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 5 ЖК РФ).

Из материалов дела судом установлено, Новикова *.*. , 05.06.1988 года рождения, является лицом, которое в несовершеннолетнем возрасте осталось без попечения родителей, что подтверждается Решением Чернушинского районного суда от 14.11.1994 года о лишении ФИО8 родительских прав (л.д. 30), справкой отдела ЗАГС Чернушинского района о внесении в актовую запись о рождении Новиковой *.*. сведений об отце по указанию матери ( л.д.31), Постановлением Администрации Чернушинского района от 20.01.1995 года об установлении опеки над несовершеннолетней Новиковой *.*. (л.д.28).

С 14.01.2000 года Новикова *.*. как ребенок оставшийся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте и не имеющий своего жилья состояла на учете в Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края для получения жилья по договору социального найма на льготных условиях.

По состоянию на 01.01.2008 года номер в очереди 14, по состоянию на 01.01.2009 года номер в очереди 8 (л.д. 69,76).

06 июня 2008 года у Новиковой *.*. родилась дочь ФИО3 (л.д. 17).

21 мая 2008 года Новиковой *.*. по договору социального найма было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>43, жилой площадью 13,3 кв.м., относящееся к муниципальной собственности Чернушинского городского поседения. Новикова *.*. зарегистрирована по данному адресу с 19.06.2008 года по 10.02.2009 года. ФИО3 зарегистрирована по данному адресу со 02.07.2008 года по 10.02.2009 года.

22 декабря 2008 года Управлением имущественных отношений Администрации Чернушинского муниципального района, по муниципальному контракту, приобретена комната в общежитии общей площадью 17.4 кв.м. по адресу: <адрес>В-206 (л.д.44)

24 декабря 2008 года на заседании комиссии по рассмотрению жилищных вопросов отдельных категорий граждан, данное жилое помещение было распределено Новиковой *.*. (л.д. 59-62). Данное Решение закреплено Распоряжением главы администрации Чернушинского муниципального района Пермского края от 12 января 2009 года (л.д.84).

29 января 2009 года с Новиковой *.*. заключен договор социального найма № 25 жилого помещения, состоящего из одной комнаты общей площадью 17.4 кв.м, расположенного в общежитии по адресу: <адрес>В – 206 (л.д.47-51).

Новикова *.*. и ФИО3 зарегистрированы по вышеуказанному адресу с 10.02.2009 года по настоящее время (л.д.18).

12 февраля 2009 года на заседании комиссии по рассмотрению жилищных вопросов отдельных категорий граждан было принято Решение (п.2.6 решения) о снятии Новиковой *.*. с учета нуждающихся в связи с отсутствием нуждаемости.

С данным Решением комиссии истица Новикова *.*. не согласна, указывает, что площадь предоставленного жилого помещения меньше той, которая должна быть предоставлена в соответствии с жилищным законодательством с учетом ее несовершеннолетней дочери.

Согласно п.3 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК « О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в ст.1 настоящего закона (в том числе детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), предоставляются с учетом членов их семей.

Согласно ст.69 ЖК РФ, 1. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Из прямого толкования норм, предусмотренных ч.5 ст.57, ст.69 ЖК РФ следует, что жилое помещение по договору социального найма Новиковой *.*. должно было быть предоставлено с учетом ее несовершеннолетней дочери ФИО3, проживающей совместно с истицей. Как члены одной семьи, один из которых имеет право на внеочередное предоставление жилья в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, несовершеннолетняя ФИО3 также подлежит обеспечению жилой площадью по установленным нормам.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ, 1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Земского собрания Чернушинского района Пермской области от 28.06.2005 года № 284, утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Комната 206 в общежитии расположенном по адресу: <адрес>В, согласно данным технического паспорта имеет жилую площадь 17,4 кв.м. (л.д.7-9).

Площадь жилого помещения, которое в соответствии с указанными выше нормами жилищного законодательства должно быть предоставлено Новиковой *.*. с учетом ее несовершеннолетней дочери, составляет не менее 30 кв.м.

Таким образом, гарантируемая государством социальная поддержка, предусмотренная для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в отношении Новиковой *.*. не реализована в полном объеме.

При таких обстоятельствах выводы комиссии по жилищным вопросам Администрации Чернушинского муниципального района об отсутствии у Новиковой *.*. нуждаемости в жилом помещении не соответствуют действительности, пункт 2.6 решения комиссии по рассмотрению жилищных вопросов отдельных категорий граждан Администрации Чернушинского муниципального района от 12 февраля 2009 года о снятии Новиковой Мар с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с отсутствием нуждаемости подлежат признанию недействительным.

Суд, удовлетворяя требования истицы Новиковой *.*. о возложении на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обязанности по предоставлению Новиковой *.*. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения на состав семьи из двух человек, считает, что именно Администрация Чернушинского муниципального района по данному требованию является надлежащим ответчиком. Истица Новикова *.*. состоит на учете в Администрации Чернушинского муниципального района, в соответствии с положениями Законов Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей переданы органам исполнительной власти по месту жительства указанной категории граждан.

Доводы ответчика Администрации Чернушинского муниципального района о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>В-206, передано в собственность истице, суд во внимание не принимает, так как данные доводы не соответствуют реальному положению сторон. На момент рассмотрения дела договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 09.06.2010 года № 30, расторгнут (л.д.98). 10.12.2010 года с Новиковой *.*. вновь заключен договор социального найма (л.д. 92-95). Согласно информации, предоставленной Управлением Росреестра по Пермскому краю от 16.12.2010 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Новиковой Мар 05.06.1988 года рождения и ФИО3, 06.06.2008 года рождения на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества (л.д. 103,105).

Доводы третьего лица – Министерства финансов Пермского края о применении норм ГК РФ об исковой давности, суд не принимает во внимание по следующим основаниям.

В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре. Поскольку Министерство финансов Пермского края привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, заявление о применении срока исковой давности не подлежит удовлетворению, исходя из положений данной нормы закона и пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 18 “О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской федерации об исковой давности“. Ответчик Администрация Чернушинского муниципального района Пермского края, в силу пункта 1 статьи 9 ГК РФ, как юридическое лицо, по своему усмотрению осуществляет принадлежащие ему гражданские права, включая право заявить в суде об истечении срока исковой давности. В представленных в суд, письменных возражениях на иск Администрацией соответствующего заявления сделано не было.

Руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск Новиковой Мар удовлетворить.

Признать недействительным п. 2.6 решения комиссии по рассмотрению жилищных вопросов отдельных категорий граждан Администрации Чернушинского муниципального района от 12 февраля 2009 года о снятии Новиковой Мар с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с отсутствием нуждаемости.

Возложить на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность предоставить Новиковой Мар по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте Чернушинского района Пермского края отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной в Чернушинском муниципальном районе Пермского края, на состав семьи из двух человек, не менее 15 кв. метров на каждого, общей площадью не менее 30 кв. метров, приобретенное за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд в течение 10 дней с момента вынесения.

Судья *.*. Толпышева