Решения районных судов

Решение от 14 января 2011 года № 2-40/2011. Решение от 14 января 2011 года № 2-40/2011. Пермский край.

Чернушинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Лупенских О.С, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда с участием:

Прокурора Чернушинского района Лыбиной *.*.

Истца Байрамшина *.*.

При секретаре Сальниковой *.*.

Гражданское дело по иску Прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах Байрамшина Виктора к Администрации Чернушинского района Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству Жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Правительству Пермского края о возложении обязанностей по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,

Установил:

Прокурор Чернушинского района обратился в суд с иском в интересах Байрамшина Виктора к Администрации Чернушинского района Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, Министерству Жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Правительству Пермского края о возложении обязанностей по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Иск мотивировал тем, что Прокуратурой Чернушинского района проведена проверка исполнения законодательства по защите имущественных прав несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе по обращению к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. В адрес прокуратуры Чернушинского района было направлено заявление от Байрамшина *.*. с просьбой об оказании помощи в получении жилого помещения, т.к. он не имеет соответствующего специального образования, в защиту его интересов по вопросу обеспечения жилым помещением в государственном и муниципальном жилищных фондах. На основании ст.1 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Байрамшин *.*. относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет в соответствии с указанным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. К лицам, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма, независимо от принятия на учет в качестве нуждающихся, в соответствии с ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Байрамшин *.*. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения остался без попечения родителей. Мать ФИО8 лишена родительских прав Решением Чернушинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Отца юридически нет. В 1995 году Байрамшин *.*. (ранее ФИО9) был передан в семейный детский дом ФИО12 (Постановление Администрации Осинского района от 28.09.1995 года № 768). В соответствии со ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Байрамшин *.*. в 2003 году был поставлен на учет для получения жилого помещения в администрации Чернушинского района, о чем имеется информация (очередность на 01.01.2010 года - 94, в списке внеочередников - 52). В 2008 году Байрамшин *.*. закончил ФГОУ СПО «Осинский аграрный техникум», работает, проживает в съемном жилом помещении в г.Оса, не имеет закрепленного жилого помещения, а также жилого помещения, находящегося в его собственности. Частью 3 ст. 49 ЖК РФ, ст.ст.5,8 ч.1 абз. 2 ФЗ № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что обеспечение детей указанной категории жилыми помещениями по договорам социального найма является расходным обязательством субъектов РФ. Статьей 6 Закона Пермской области № 1939-419 от 29.12.2004 года «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена гарантия обеспечения жилой площадью указанной категории гражданам. Финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение жилой площадью относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п.4 ст. 26.3 ФЗ №184 от 06.10.1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительный и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст.6 Закона № 1939-419 Определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Данный порядок предусмотрен Положением о порядке распределения и с использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края № 16-п от 10.08.2006 года. Данное положение возлагает на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения в порядке, установленном законодательством (пункты 2,8 Положения). Порядок перечисления средств, субсидий на эти цели установлен п.23 Положения. Согласно п. 7 Положения распределение средств, субсидий местным бюджетам рассматривается межведомственной комиссией по реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение, состав которой утверждается распоряжением Правительства Пермского края. Распределение средств, субсидий местным бюджетам на указанные цели утверждается распоряжением Правительства Пермского края и выделяется органам местного самоуправления в установленном порядке. Согласно п.5 вышеуказанного постановления распределение денежных средств, предназначенных для приобретения жилья указанным категориям лиц, осуществляется Министерством социального развития Пермского края. В соответствии с п.2 Постановления перечисление средств бюджетам муниципальных образований осуществляется на основании заявок Министерства ЖКХ. Согласно п.8 Постановления Правительства Пермского края № 16-п от 10.08.2006 года органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Пунктом 9 указанного Постановления предусмотрено, что средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство, реконструкцию жилья для детей-сирот могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд. В соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечение жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством РФ и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580). Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением жилых помещений детям-сиротам на условиях договоров социального найма. Таким образом, поскольку действующим законодательством субъекта РФ - Пермского края определен порядок выделения, перечисления субсидий местным бюджетам, предназначенных для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, определен размер выделения этих денежных средств, именно администрация муниципального образования «Чернушинский муниципальный район» обладает полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями. В соответствии с «Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170, постановка на учет указанных лиц осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение (п.5), жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям (п. 15,16). В соответствии со ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. На основании изложенного, руководствуясь

ст. 45 ГПК РФ, абз. 2 ч.З ст.131 ГПК РФ, ст.49 ч.З, ст. 57 ЖК РФ, ст.27 ФЗ от 17.01.1992 года № 2202-01 «О прокуратуре Российской Федерации», просит:

Обязать администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края предоставить Байрамшину Виктору вне очереди жилое помещение на условиях договора социального найма в Чернушинском районе Пермского края, отвечающее санитарным и техническим нормам, за счет средств на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, на основании Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края № 16-п от 10.08.2006.

Обязать правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства на Приобретение жилого помещения и предоставления его вне очереди на условиях договора социального найма Байрамшину Виктору



Прокурор Чернушинского района предоставил суду уточненное исковое заявление, согласно которому, Байрамшин *.*. , являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилого помещения в собственности либо предоставленного по договору социального найма, проживает совместно со своими несовершеннолетними детьми: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Несовершеннолетние дети также не имеют жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, либо в собственности. Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» сформированы правовые основы предоставления за счет средств бюджета Пермского края субсидий на приобретение (строительство) жилья, а также согласно подпункта 9 статьи 1 определены категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма, к которым относятся и дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства). Согласно подпункту 3 статьи 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения предоставляются с учетом членов их семей. О данном применении этой нормы закона освещено и в справке по вопросам применения жилищного законодательства, утвержденной на заседании президиума Пермского краевого суда 25.06.2010 г. В соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его дети. Таким образом, в силу положений действующего жилищного законодательства, Байрамшин *.*. и его дети, как члены одной семьи, один из которых имеет право на внеочередное предоставление жилья з силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, подлежат обеспечению жилой площадью по установленным нормам на состав семьи. В соответствии со ст. 50, 57, 58, 69 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», просит:

Обязать администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края предоставить Байрамшину Виктору с учетом 2 несовершеннолетних детей, вне очереди жилое помещение на условиях договора социального найма в Чернушинском районе Пермского края, отвечающее санитарным и техническим нормам, за счет средств на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, на основании Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края № 16-п от 10.08.2006 г.

Обязать Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства на приобретение жилое помещение и предоставления его вне очереди на условиях договора социального найма Байрамшину Виктор) на состав семьи с учетом 2 несовершеннолетних детей.

В судебном заседании истец Байрамшин *.*. исковые требования поддержал, на их удовлетворении настаивал в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Чернушинского муниципального района, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, представил в суд письменное заявление о рассмотрении дела без его участия. И письменные возражения на исковое заявление и уточненное исковое заявление следующего содержания:

ФИО10 остался без попечения родителей и в настоящее время обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2008 г. ФИО10 закончил ФГОУ СПО «Осинский аграрный техникум». В настоящее время проживает в съемном жилье, закрепленного жилого помещения, либо находящегося в собственности не имеет. На основании п. 2 статьи 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», у него возникло право на дополнительные гарантии. Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» используются следующие понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Статьей 8 настоящего закона определены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Но, норма, указанная в абзаце втором пункта 1 статьи 8 подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ. При этом, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Исходя из требований его статьи 26.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления. РазРешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов РФ в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов РФ. Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, одним из принципов деятельности которых является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. Из статьи 132 Конституции РФ “ следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем -федеральным или субъекта РФ - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Таким образом, само по себе нормативное положение, закрепленное в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральным законом порядке закона субъекта РФ о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями. Отсюда следует, что администрация Чернушинского муниципального района не является распорядителем средств федерального бюджета либо бюджета субъекта, предусмотренные на дополнительные гарантии по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-П (в ред. от 05.02.2009) «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство социального развития Пермского края распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для указанных категории лиц. Финансирование осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на текущий финансовый год за счет средств бюджета Пермского края. Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края № 16-п от 10.08.2006 г. (далее - Положение) четко определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Указанное Положение не содержит норм о том, что средства предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей с учетом их несовершеннолетних детей. Кроме того, ссылка в исковом заявлении на ст. 69 ЖК РФ, согласно которой к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, не состоятельна и не обоснована. Статья 69 ЖК РФ содержит лишь общие нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма. Так, в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ четко указано, что «вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания з образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы». Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруэ/сенных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2005 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Аналогичная норма содержится в Указе Губернатора Пермской области от 22.06.2000 № 170 «Об утверждении Правил учета детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа нуждающихся в жилом помещении». В данном Указе определен порядок обеспечения жилыми помещениями рассматриваемой категории граждан без учета членов его семьи. Кроме этого, согласно ч. 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ^порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В данном случае, порядок предоставления жилого помещения детям -сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа устанавливается законами и определен в Указе Губернатора Пермской области от 22.06.2000 № 170. Таким образом, доводы о том, что истцу должно быть предоставлено жилое помещение с учетом членов его семьи основаны на ином толковании норм материального права (Определение Верховного Суда РФ от 08.07.2009 г. № 3-Впр09-3). Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования. Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам исходит и Жилищный кодекс РФ (статья 57). В этой связи, как представляется, оснований для распространения общих норм Жилищного кодекса РФ о предоставлении жилых помещений на случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам, урегулированные специальным законом, не имеется. Наличие у Байрамшина В. семьи не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 149 ГПК РФ, 56, 57, 69 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от ¦ 21.12.1996 № 159-ФЗ, просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Чернушинского района в интересах Байрмшина *.*. к администрации Чернушинского муниципального района о предоставлении вне очереди жилого помещения на условиях договора социального найма

Представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия и отзыв на исковое заявление следующего содержания:

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Таким образом, Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: 1) наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без

попечения родителей; 2) отсутствие закрепленного жилого помещения: 3) окончание пребывания в образовательном учреждении или j учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. Также ст. 6 Закона Пермской области от

29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 1939-419) установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан. В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том чисЛе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона № 1939-419 Определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от



14.11.2004 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, I социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Согласно Постановлению Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п перечисление субсидий из федерального бюджета местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Согласно распоряжению Правительства Пермского края от 14.12.2010 № 247-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, субсидий из федерального бюджета, предусмотренных в 2010 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края поручено произвести финансирование расходов на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с настоящим распоряжением Чернушинскому муниципальному району выделено 5 054,1 тыс. руб. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и предоставить отчет об их использовании в установленном порядке. Из искового заявления установлено, что Байрамшин Виктор Александрович 06.03.1986 г.р. относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Из предоставленной администрацией Чернушинского муниципального района информации следует, что Байрамшин *.*. с 09.11.2003 г. состоит в очереди на улучшение жилищных условий. В материалах дела, представленных в адрес Министерства, отсутствует Постановление органа местного самоуправления, на основании которого он был поставлен на учет. При постановке на учет данный документ издается в обязательном порядке. В адрес Министерства не представлены данные матери Байрамшина *.*. , подтверждающие факт отсутствия у нее жилого помещения на праве собственности (отсутствуют справки из ЦТИ, БТИ, УФРС). В силу статьи 74 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок, в отношении которого родители (один из них) ограничены в родительских правах, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства. Считают, что у Байрамшина *.*. не возникло право на обеспечение вне очереди жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. На основании изложенного, руководствуясь ст. 149, п.5 ст. 167 ГПК РФ, просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурору Чернушинского района Пермского края в интересах Байрамшина *.*. в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия и предоставил отзыв на исковое заявление следующего содержания. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ (далее - Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот»), как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите. Данная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 10.10.2002 N 258-0 “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рамалданова Муслим на нарушение его конституционных прав положениями преамбулы, абзацев четвертого и восьмого статьи 1 и пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, опубликованном в “Вестнике Конституционного Суда РФ“( N 2, 2003). Статьей 8 Федерального закона “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот“ на органы исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и лиц из их числа возложена обязанность по обеспечению вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм только в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Позиция Пермского областного (в наст.вр. - краевого) суда, отраженная в справке о судебной практике применения ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ (подготовленной и обсужденной Пермским областным судом 10 марта 2006 года) сводится к следующему: если лицо впервые обратилось по вопросу предоставления жилья в досудебном или судебном порятке после достижения 23 лет, то оно уже утратило статус лица из числа детей-сирот. В данном случае достижение определенного возраста рассматривается по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право. Однако подлежат выяснению все обстоятельства, связанные с причинами несвоевремен­ного обращения. Истец в настоящее время достиг возраста 24 лет,, следовательно, факт времени обращения в орган местного самоуправления подлежит установлению в судебном разбирательстве. Таким образом, поскольку в настоящее время Байрамшин *.*. . утратил статус лица из числа детей-сирот, а значит и свое право на обеспечение жилым помещением, и в случае если истец обратился с просьбой о постановке на учет после достижения им возраста 23 лет, исковые требования не подлежат удовлетворению. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ (далее - Закон № 159-ФЗ) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Среди мер социальной поддержки Закон называет Предоставление жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа. Согласно Закону Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 “О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан“ органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Постановление №16-п) органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для детей-сирот, используя полученные из бюджета Пермского края и федерального бюджета средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений для детей-сирот с соблюдением определенных условий. Таким образом, органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по приобретению и предоставлению жилья для детей-сирот. Согласно обзору практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей опубликованном в Бюллетене Верховного Суда РФ (2008, № 10), судам следует исходить из того, что обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, к примеру, отсутствия свободного жилья, неосуществления строительства нового жилищного фонда отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, в связи с чем не имеется возможности предоставить указанным детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства. Из этого следует вывод о том, что, поскольку субъект Российской Федерации - Пермский край в лице Правительства Пермского края, Министерства ЖКХ и Министерства социального развития Пермского края исполнил свои обязательства в части выделения целевых бюд­жетных средств и передачи полномочий по предоставлению жилых помещений муниципальному образованию, последнее должно исполнять свои обязательства по осуществлению переданных ему государственных полномочий независимо от каких-либо условий. Кроме того, мнение Верховного суда, отраженное в указанном обзоре, вы­ражается в признании правильной позиции тех судов, которые, разрешая дела рассматриваемой категории, обоснованно не соглашались с доводами органов местного самоуправления (ответчиков по делу) относительно того, что лица из числа детей-сирот и приравненных к ним лиц должны обеспечиваться жилыми помещениями органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, но за счет средств субъекта Российской Федерации, и удовлетворяли требования прокуроров только к органам местного самоуправления о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилых помещений детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства.

Ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края (далее - Министерство социального развития) сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с Постановлением №16-п Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или рекон­струкцию жилья, а также разрабатывает проект распоряжения Правительства Пермского края.

Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края на текущий финансовый год. После принятия распоряжения Правительства Пермского края Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края (далее -Министерство ЖКХ) перечисляет целевые средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета на соответствующие счета в целях их перечисления в местные бюджеты. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Таким образом, если средства из феде­рального бюджета не поступили и отсутствует распоряжение Правительства Министерство ЖКХ не может перечислить муниципалитету целевые бюджетные средства. Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений с соблюдением определенных условий. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, увстановленном законодательством. В 2010 году на основании распоряжения Правительства Пермского 19.07.2010 г. № 111 -рп муниципальному образованию «Чернушинский муниципальный район» для приобретения жилья для детей-сирот, детей, оставг%хся qq3 попечения родителей, были перечислены 2 838 тысяч рублей за счет средств Краевого бюджета. На основании Постановления № 16-п средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд. Таким образом, исковые требования о возложении обязанности Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства на приобретение благоустроенного жилья для Байрамшина являются неправомерными и не подлежат удовлетворению, так как обязательства по выделению денежных средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей были выполнены. На основании вышеизложенного просит отказать в исковых требованиях части возложения обязанности на Правительство Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения.

Представитель ответчика Правительства Пермского края, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, доводы, приведенные в возражениях министерства социального развития Пермского края поддерживает в полном объеме.

Суд, заслушав прокурора, рассмотрев представленные материалы дела, пришел к следующему выводу.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст.1, п.1 ч.1 ст.4 Закона Пермской области № 2621-580 от 14 ноября 2005 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области.

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29 декабря 2004 года № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Согласно Положению о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11 августа 2006 года № 16-П, в редакции Постановления Правительства Пермского края от 29 июня 2010 года №353-П средства, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и(или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Субсидии, передаваемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - местные бюджеты) осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее - Министерство ЖКХ) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170. Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением следующих условий: площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма; стоимость жилого помещения не может превышать сумму, рассчитанную исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений по данному муниципальному образованию, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на день опубликования извещения о размещении заказа на приобретение, строительство или реконструкцию жилья. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Жилое помещение на условиях договора социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. Средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд. (п. 1,2,3,8,9).

Согласно Правилам учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденным Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года №170, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью ( или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения, (п.2,4). С заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться 1) законные представители детей сирот от имени детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, а также в образовательных учреждениях всех видов профессионального образования - администрации этих учреждений; от имени детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством) -опекуны (попечители); 2) лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей (пункт 6).

В соответствии со п. 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Из обстоятельств дела установлено, что мать ФИО9 - ФИО11 лишена родительских прав Решением Чернушинского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ, отца юридически нет. (л.д.9-11).

Решением Чернушинского районного суда от 11.02.1999 года установлен факт в том, что лишением родительских прав по решению Чернушинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11 является лишенной родительских прав в отношении ФИО9 (л.д. 13).

Постановлением главы Осинского района Пермской области от 28.09.1996 года № 768 ФИО9 передан в семейный детский дом ФИО12. ( л.д. 14).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 обратился с заявлением в Администрацию Чернушинского района о постановке на учет несовершеннолетнего Байрамшина *.*. , как ребенка, оставшегося без попечения родителей, нуждающуюся в жилом помещении.

С ДД.ММ.ГГГГ Байрамшин *.*. состоит по Чернушинскому муниципальному району Пермского края в списках очередников на улучшении жилищных условий, в категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей», общая очередность - 94, в списке внеочередников - 52. (л.д.16).

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 « О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» - разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления ( часть 2 статьи 5 ЖК РФ). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса ( часть 8 статьи 6 ЖК РФ).

Судом установлено, что Байрамшин *.*. предоставил в Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края полный пакет документов для постановки его на учет как лица, нуждающегося в жилом помещении.

Байрамшин *.*. поставлен на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении в соответствии с «Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года за № 170.

В «Правилах...» также указаны лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В «Положении о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение жилья для детей-сирот», утвержденном Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года за № 16-П, также указаны лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

На момент постановки на учет, Байрамшин *.*. находился в возрасте 17 лет. Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относит к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Байрамшин *.*. поставлен на учет, лиц, нуждающихся в жилом помещении в соответствии с требованиями закона для постановки на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении.

В 2008 году Байрамшин *.*. получил начальное профессиональное образование в ФГОУ СПО «Осинском аграрном техникуме», (л.д. 21).

Согласно свидетельствам о рождении, свидетельствам об установлении отцовства Байрамшин *.*. имеет несовершеннолетнего сына ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несовершеннолетнюю дочь ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 51-52)

В судебном заседании установлены обстоятельства в том, что Байрамшин *.*. как лицо, оставшееся без попечения родителей, и нуждающееся в предоставлении жилья, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. ( л.д. 6-30)

Согласно распоряжению Главы Чернушинского муниципального района Пермского края от 21.01.2010 года за № 26-р утверждены списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Администрацией Чернушинского муниципального района за

Байрамшиным *.*. признано право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма на основании пункта 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Поскольку за Байрамшиным *.*. признано право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, Байрамшин *.*. не утратил это право и ему должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.

В соответствии с приведенными выше нормами жилищного законодательства, надлежащим ответчиком в предоставлении жилого помещения является Администрация Чернушинского муниципального района и обязанности по предоставлению Байрамшину *.*. жилого помещения по договору социального найма суд возлагает на Администрацию Чернушинского муниципального района обязанность по предоставлению Байрамшину *.*. . жилого.помещения, но за счет денежных средств, направляемых органу местного самоуправления из бюджета пермского края на основании «Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей -сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края № 16-П от 10 августа 2006 года.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно справок, предоставленных ГУП «ЦТИ Пермского края»Чернушинского филиала, Осинского филиала, Управления Росреестра по Пермскому краю, истец Байрамшин *.*. н собственности квартиры и частного домовладения на территории Чернушинского и Осинского районов не имеет, (л.д. 17-20).

В соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

На основании представленных свидетельств о рождении и свидетельств об установлении отцовства судом установлено, что Байрамшин *.*. имеет двух несовершеннолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (л.д.51-52).

Таким образом, на основании ст. 57 ЖК РФ благоустроенное жилое помещение по договору социального найма должно быть представлено как Байрамшину *.*. , так и двум его несовершеннолетним детям, общей площадью, не менее нормы, установленной на 1 человека на территории Чернушинского муниципального района Пермского края, т. е. не менее 45 м2 общей площадью, включая Байрамшина *.*. и членов его семьи.

В части возложения на Правительство Пермского края обязанностей по выделению из бюджета Пермского края денежных средств на приобретение жилого помещения и предоставления его вне очереди на условиях договора социального найма Байрамшину *.*. и членам его семьи, как не соответствующие «Положению о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей -сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа», утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.06. за № 16-П, исковые требования прокурора Чернушинского района Пермского края подлежат оставлению без удовлетворения.

Принимая такое Решение при разрешении исковых требований прокурора в этой части, суд учитывает, что в соответствии с вышеуказанным Положением. .. Правительство Пермского края выделяет целевым порядком. согласно утвержденных квот, на указанные цели, органу местного самоуправления, определенную денежную сумму, а орган местного самоуправления на предоставленные денежные средства приобретает жилье уже для конкретного лица из числа детей -сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье и, состоящих на учете вышеуказанных лиц.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Возложить на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность по предоставлению во внеочередном порядке Байрамшину Виктору и членам его семьи: малолетней дочери ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, малолетнему сыну ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма, за счет средств, направляемых органу местного самоуправления из бюджета Пермского края для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам, расположенного в пределах Чернушинского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления, установленной в Чернушинском муниципальном районе Пермского края, т.е. не менее 45 квадратных метров общей площади.

В части возложения на Правительство Пермского края обязанностей по выделению из бюджета Пермского края денежных средств на приобретение жилого помещения и предоставление его вне очереди на условиях договора социального найма Байрамшину Виктору и членам его семьи, исковые требования прокурора Чернушинского района Пермского края оставить без удовлетворения.

Решение в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд.

Судья *.*. Лупенских