Решения районных судов

Решение от 21 июля 1997 года № 2-1388/11. Решение от 21 июля 1997 года № 2-1388/11. Ставропольский край.

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Калининой О.Г.,

при секретаре Чеботаревой Е.Г.,

с участием:

истца: Бондаревой Л.Г.,

представителя третьего лица Рыбиной Е.В. администрации г.Пятигорска: (по доверенности)

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Бондарева Л.Г. к Пятигорскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о возложении обязанностей по государственной регистрации права на земельный участок,

Установил:

Бондарева Л.Г. обратилась в Пятигорский городской суд с исковым заявлением к Пятигорскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о возложении обязанностей по государственной регистрации права на земельный участок, указав, что ей на на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. Границы и площадь указанного земельного участка были утверждены Постановлением администрации г.Пятигорска Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно ст.36 Земельного кодекса РФ, собственники здания, сооружения, строения, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка в установленном законом порядке. Постановлением администрации г.Пятигорска Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №, было решено предоставить ей бесплатно в собственность земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Пятигорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю для государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, ей было отказано в государственной регистрации права со ссылкой на то, что земельный участок полностью входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны города Пятигорска». Данные действия считает неправомерными по следующим основаниям. В кадастровом паспорте указана категория земельного участка - земли населенных пунктов. Ограничения оборотоспособности некоторых земельных участков указаны в ст.27 ЗК РФ. В частности, согласно п.п. 1, 5 указанной статьи, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий. В свою очередь, к землям особо охраняемых территорий относятся, со ссылкой на п.1 ст.95 ЗК РФ, земли курортов и лечебно-оздоровительных местностей. Спорные земли отнесены к категории земли населенных пунктов, поэтому они не могут являться землями особо охраняемых территорий. Согласно п.1 ст.85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам (жилым, общественно-деловым, производственным и т.п.). При этом в соответствии с п.12 ст.85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в пределах поселений в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Пункт 2 ст.85 ЗК РФ устанавливает, что основа правового режима земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается градостроительными регламентами. Никаких ограничений передачи земли в собственность не содержит и Закон Ставропольского края «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» от 01.08.2003г. №28-кз. Согласно ст.9 указанного Закона земельные участки могут быть приобретены в собственность Ставропольского края по основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством РФ. Решение от 06.05.2010г. об обязании Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю постановки на государственный учет зоны горно-санитарной охраны городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск Ставропольского края было отменено кассационным определением Ставропольского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ По результатам нового рассмотрения дела Промышленным районным судом г.Ставрополя ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований заявителя М. было отказано полностью. Таким образом, оснований для отказа в регистрации не имеется, указания в кадастровых паспортах ограничений является незаконным. Просила обязать Пятигорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю произвести государственную регистрацию права на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Определением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в данном гражданском деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

В судебном заседании истец Бондарева Л.Г., пояснила, что заявленные исковые требования к Пятигорскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о возложении обязанностей по государственной регистрации права на земельный участок, поддерживает по основаниям изложенным в исковом заявлении и просила удовлетворить их в полном объеме.



В судебное заседание представитель ответчика Пятигорского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, будучи надлежащим образом извещенный судом о дате, времени и месте судебного разбирательства, не явился, представив письменные возражения начальника - Годило Н.Н., относительно заявленных исковых требований, приобщенные к материалам данного гражданского дела, в которых просил отказать Бондарева Л.Г. в удовлетворении заявленных исковых требований. На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя ответчика Пятигорского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, приняв во внимание представленное им заявление.

В судебное заседание представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, будучи надлежаще извещенный судом о дате, времени и месте судебного разбирательства, не явился, представив заявление представителя действующей на основании доверенности, Лысогор А.В., в котором указала, что просит рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю во всех судебных заседаниях, суду доверяет, отводов не имеет. На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, приняв во внимание представленное ею заявление.

В судебном заседании представитель третьего лица администрации г.Пятигорска, действующая на основании доверенности, Рыбина Е.В., пояснила, что относительно удовлетворения заявленных исковых требований Бондарева Л.Г. к Пятигорскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о возложении обязанностей по государственной регистрации права на земельный участок, полагается на усмотрение суда.

Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства, с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд считает, что истец доказал законность и обоснованность своих требований в силу следующих причин.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Вместе с тем, согласно ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст.35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. В связи с чем, охрана права частной собственности представляет собой закрепление в законодательстве ряда гарантий для частных собственников, позволяющих им беспрепятственно реализовывать свои права, а также защищающих их от незаконного изъятия собственности.

В силу ст.15 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые не могут находиться в частной собственности в соответствии с Земельным Кодексом РФ, федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с представленным свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Пятигорского городского нотариального округа <адрес> М2., наследницей имущества Л., умершего ДД.ММ.ГГГГ, является Бондарева Л.Г. Наследство на которое выдано свидетельство, состоит из домовладения, расположенного по адресу<адрес>.

Вместе с тем, согласно постановления администрации г.Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ, Бондарева Л.Г. бесплатно в собственность предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., под принадлежащем на праве собственности жилым домом литер «А».

Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.



Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со ст.25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (ст. 3, ФЗ от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Судом установлено, что Бондарева Л.Г. обратилась в Пятигорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок в порядке, предусмотренном ст.25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии со ст.25.2 ФЗ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», далее закона (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 № 93-ФЗ), государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в п.1 ст.25.2 Закона земельный участок является акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается.

В соответствии с п.7 ст.25.2 Закона, государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в п.1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:

свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.

Однако, сообщением № от ДД.ММ.ГГГГ Пятигорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, сообщило истцу Бондарева Л.Г. об отказе в государственной регистрации права, сославшись на то, что из кадастрового паспорта земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что земельный участок полностью входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны города Пятигорска». Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (подпункт 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ). Согласно п.2 ст.27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст.95 ЗК РФ, ст. 2 ФЗ от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»). Понятие округа санитарной (горно-санитарной) охраны дано в ФЗ от 23 февраля 1995 года №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», согласно ст.1 которого округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны, как это установлено ч.8 ст.16 ФЗ №26-ФЗ, выделяется до трех зон. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений к числу особо охраняемых природных территорий относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты (подпункт «ж» п.1 ст.2 ФЗ от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»). Нахождение земельного участка во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта свидетельствует о том, что названный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение. Так как указанный земельный участок входит в состав, земель, ограниченных в обороте, он не подлежит предоставлению в частную собственность. Данные обстоятельства препятствуют проведению государственной регистрации и являются основанием для последующего отказа в регистрации.

Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в п.1 ст.25.2 Закона земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.

Пунктом 4 ст.28 ЗК РФ, предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с представленным кадастровым паспортом земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Пятигорским отделом Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю, данному земельному участку присвоен кадастровый номер №, определены его местоположение, границы и площадь земельного участка, которая составляет <данные изъяты> кв.м., местонахождение: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальным жилым домом. Таким образом, данный земельный участок сформирован и состоит на соответствующем кадастровом учете. При этом в п.16 указано, что данный земельный участок полностью входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г.Пятигорска (зона ограничений)», 26.33.2.3, внесенная по документу от ДД.ММ.ГГГГ №.

Из чего следует, следует, что спорный земельный участок входит в зону: «Вторая зона округа санитарной охраны города Пятигорска (зона ограничений)», 26.33.2.3, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Промышленного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с указанным Решением, суд обязал ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю осуществить кадастровый учет зон горно-санитарной охраны городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск Ставропольского края в границах установленных Постановлением Совета Министров РСФСР от 09 июля 1985 № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае» и материалов проекта по установлению границ и режима округа санитарной охраны курортов, разработанных Центральным советом по управлению курортами профсоюзов в 1984 году. Указанный судебный акт исполнен. В последующем, судебной коллегией по гражданским делам <адрес>вого суда вынесено кассационное определение от ДД.ММ.ГГГГ, которым Решение Промышленного районного суда города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ, отменено. Решением Промышленного районного суда г.Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований заявителя М., отказано полностью. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам СКС от ДД.ММ.ГГГГ Решение от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, в связи с чем вступило в законную силу.

Однако ФГУ «ЗКП» по СК внесены сведения в кадастровый паспорт о зонах с особыми условиями использования территорий, которые носят справочный характер.

Из указанного следует, что ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю, внесены сведения в п.16 кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, на основании документа не имеющего юридической силы - решения Промышленного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, отмененного кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (ч.1 ст.83 ЗК РФ).

В соответствии с ч.2 ст.83 ЗК РФ, границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Судом установлено, что спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, что подтверждается представленными суду доказательствами, а именно кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановлением администрации г.Пятигорска № от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п.12 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов Федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07 декабря 1996 года № 1425 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 20 декабря 2002 № 909, от 19 июня 2006 года № 449, от 15 февраля 2011 года № 78), лишь на территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.

Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений.

На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного значения и отдыха, а также проведение определенных работ, в том числе строительство жилых домов без централизованных систем водоснабжения и канализации.

Пунктом 18 Положения предусмотрено, что границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ. При этом обеспечение установленного режима санитарной и горно-санитарной охраны осуществляют в первой зоне - пользователи природных лечебных ресурсов, а во второй и третьей зонах - пользователи лечебных ресурсов, землепользователи и проживающие в этих зонах граждане.

ФЗ №26 от 23 февраля 1995 года «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» предусмотрено, что курорт - это освоенная и используема в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Округ санитарной (горно-санитарной) охраны - это особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, природопользования и проживания.

Статьяей2 Закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее Закона), предусмотрено, что законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов.

Статьей 4 Закона предусмотрено также, что границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение устанавливает Правительство РФ.

Статья 16 Закона, на территории округа выделяется до 3-х зон. На территории первой - запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, на территории второй - запрещено размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения, а на территории третьей - вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением

Ст. 22 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», утвержденные до вступления в силу данного Закона округа санитарной охраны курортов, использующих природные лечебные ресурсы, относящиеся к недрам считать округами горно-санитарной охраны.

Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное и оздоровительное значение, которые изъяты Решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (ФЗ №33 от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2001 года ФЗ № 196).

Указанным Законом регулируются отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований.

Статьей 1 данного ФЗ предусмотрено, что отношения, возникающие при пользовании землями особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Статьями 2, 3 лечебно-оздоровительные местности и курорты относятся к землям особо охраняемых природных территорий, на территориях которых могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Статьей 4 предусмотрено, что особо охраняемые территории подлежат включению в государственный кадастр, который должен включать в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях.

Ст.32 данного ФЗ - в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов. В целях сохранения природных факторов на территориях курортов образуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с ФЗ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Согласно ст.3 ЗК РФ, к отношениям по использованию и охране природных ресурсов, охране особо охраняемых природных территорий применяются соответственно специальное законодательство, законодательство о недрах, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством, тем самым нормам земельного законодательства отдан приоритет.

На территории Ставропольского края расположен курорт федерального значения - Кавказские Минеральные Воды. Округ горно-санитарной охраны утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 09 июля 1985 № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».

Согласно ст.96 ЗК РФ, границы и режим округов горно-санитарной охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством РФ. С учетом того, что Правительство РФ является правопреемником Правительства РСФСР, границы округа горно-санитарной защиты региона Кавказские Минеральные Воды являются действующими и находятся на землях курортов.

Указанными законами не установлен запрет на приобретение в собственность земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, а поскольку у истца возникло правомерное пользование земельным участком, то она считает, что имеет право на приобретение в собственность указанного земельного участка.

Земельный участок отнесен к землям поселений, которые в силу ст.ст. 83, 85 ЗК РФ, предназначены и используются для застройки и развития городских и сельских поселений. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и уже находящихся в фактическом и законном пользовании граждан.

Существование частной собственности на землю на территории округа горно-санитарной защиты допускается.

В соответствии со ст.27 ЗК РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Согласно ст.5 ЗК РФ, истец Бондарева Л.Г. является землевладельцем, т.к. спорный земельный участок принадлежит ей на виде права, определенным Постановлением органа местного самоуправления, при этом в силу ст.6 ЗК РФ, объектами земельных отношений являются не только земля как природный объект и природный ресурс, но и земельные участки.

Согласно ст.7 ЗК РФ, земли в РФ по целевому назначению включают в себя, в том числе, земли поселений и земли особо-охраняемых территорий и объектов, которые используются в соответствии с установленным для них назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного пользования в соответствии с зонированием территорий.

Статья 8 ЗК РФ, предусматривает порядок отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую. В отношении земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством РФ, в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Федерации - органами исполнительной власти субъектов. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В соответствии с ч.2 ст.8 ЗК РФ, категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, документах государственного земельного кадастра, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, иных документах в случаях, установленных федеральными законами.

К полномочиям РФ в области земельных отношений относятся установление ограничений прав землевладельцев, а также ограничений оборотоспособности земельных участков (ст. 9 ЗК РФ).

В силу ст.ст. 83, 85 ЗК РФ, землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. В состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым зонам. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, а также иных видов застройки, согласно градостроительным регламентам.

Пунктом 10 ст.85 ЗК РФ, предусмотрено, что в пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, оздоровительное и иное особо ценное значение, которые используются в соответствии со ст. 94-100 ЗК РФ.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, оздоровительное и иное ценное значение, в том числе земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного пользования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (ст. 94, 95, 96 ЗК РФ).

В силу ст.96 ЗК РФ, границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Земельные участки в границах санитарных зон у землепользователей и землевладельцев не изымаются и не выкупаются. За исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии со ст.45 ЗК РФ, право постоянного бессрочного пользования и право пожизненного наследуемого владения земельным участком, расположенным в черте земель особо охраняемых природных территорий может быть принудительно прекращено лишь в случае нарушения установленного соответствующими нормами статей 95-100 настоящего Кодекса режима использования земель особо охраняемых природных территорий. Перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком перечислен в п.1-6 п.2 ст.45 ЗК РФ и является исчерпывающим.

В силу ст.56 ЗК РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах, которые устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти.

Государственный земельный кадастр - это систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости.

Закон о разграничении государственной собственности на землю введен в действие с 20 января 2002 года. Согласно ст.3 п.10 Вводного закона, распоряжение землями, находящимися в государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством РФ не предусмотрено иное.

В соответствии со ст.27 ЗК РФ, земли курортов ограничены в обороте и могут быть отчуждены частным лицам только в случаях, установленных законом.

Пунктом 2 ст.7 ЗК РФ, предусмотрено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Нормы ЗК РФ, регулирующие отнесение земель к той или иной категории, являются специальными по отношению к нормам земельного законодательства. Содержащиеся в других федеральных законах именно они подлежат применению в случаях возникновения каких-либо коллизий, т.к. ст.2 ЗК РФ, прямо предусмотрено, что нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать положениям Кодекса.

В отношении земель населенных пунктов законодатель в ФЗ от 21.12.2004г. №172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую (ч.5 ст.14), продублировав нормы ЗК РФ, указал, что «земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - в определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка».

Из кадастрового плана спорного земельного участка следует, что это земли поселений - населенных пунктов, тогда как в силу ФЗ о государственном земельном кадастре (в настоящее время Государственный кадастр недвижимости) было установлено, что именно в документах кадастра и указывается категория земельного участка.

Статьи 94, 98 ЗК РФ, предусматривают, что земельные участки даже в границах санитарных зон у землепользователей не изымаются и не выкупаются. За исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов).

В силу ч.4 ст.28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законодательством разрешено такое предоставление.

Объектом права собственности может быть только какое-либо определенное имущество, обособленное от иных вещей (ст. 209 ГК РФ). Объекты гражданских прав указаны в главе 6 ГК РФ. Ст. 130 ГК в качестве объекта недвижимости признает только земельный участок, а не территории или земли. Установление права собственности на особо охраняемые природные территории не означает автоматического возникновения права на конкретные участки, расположенные в ее границах. В соответствии со ст.6 ЗК РФ, объектом земельных отношений может быть земельный участок, границы которого установлены в определенном законом порядке.

Земельный участок и особо охраняемая территория являются различными объектами правоотношений. Для признания земли недвижимой вещью в юридическом смысле необходимо соблюдение особой процедуры ее обособления и индивидуализации, в том числе описание границ, местоположения с помощью у власти.

Законодательство исходит из различия понятий земельного участка и особо охраняемой территории, предусматривая возможность государственной регистрации права собственности лишь на земельные участки, но не на территорию.

Законодательство, регулирующее земельные правоотношения предусматривает, что земельные участки могут относиться к любым видам земель, в том числе к особо охраняемым природным территориям, только за чертой земель населенных пунктов (ФЗ №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

В соответствии с п.10 ст.85 ЗК РФ, на территории населенного пункта могут быть зоны особо охраняемых территорий, на которые будет распространяться правовой режим, установленный ст. 94-100 ЗК РФ.

Без индивидуализации земельных участков и регистрации права на них, невозможно признать всю территорию городов-курортов федеральной собственностью.

Земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> расположен в границах курортного населенного пункта, отнесен к категории земель населенных пунктов, а потому в обороте не ограничен. Право федеральной собственности на него не зарегистрировано, поскольку таких доказательств, в условиях состязательности процесса, суду не представлено, следовательно, право собственности на спорный земельный участок может быть зарегистрирован за истцом Бондарева Л.Г. в соответствии со ст.25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статьей 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно ст.35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Статьями 9 и 36 Конституции РФ предусмотрено, что земля может находиться в частной собственности граждан.

В силу ст.2 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Согласно ст.17 Закона о государственной регистрации, основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является вступившее в законную силу судебное Решение.

В соответствии со ст.6 Закона «О судебной системе РФ», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судов и судов субъектов Федерации, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

В соответствии со ст.223 ГК РФ, право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации этого права.

На основании ст.219 ГК РФ, право собственности на недвижимое имущество, подлежит государственной регистрации и право собственности на него, возникает с момента такой регистрации.

Все собранные и исследованные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о том, что заявленные истцом требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в соответствии со ст.56 ГПК РФ, ответчиками, в условиях состязательности процесса, бесспорных доказательств в опровержение доводов истца не представлено.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности отказа № от ДД.ММ.ГГГГ. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно права собственности Бондарева Л.Г. на земельный участок кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и обоснованности доводов истца о праве на приобретение земельного участка в собственность.

Вместе с тем, изначально истцом Бондарева Л.Г. исковые требования заявлены к Пятигорскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

Статья 48 ГК РФ, дает понятие юридического лица, согласно которой юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом, только юридическое лицо может быть ответчиком в суде, в связи с чем определением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в данном гражданском деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Пятигорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю не является юридическим лицом, суд считает, что заявленные исковые требования Бондарева Л.Г. к Пятигорскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, подлежат безусловному отклонению, как заявленные к ненадлежащему ответчику.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.Суд считает, что в условиях состязательности процесса, по мнению суда, ответчиком не представлено никаких доказательств, в том числе и письменных, в опровержение доводов истца, а истец доказал те обстоятельства, на которые он ссылался и предоставил достоверные доказательства в подтверждение заявленных исковых требовании.

Суд считает, что с учетом изложенных обстоятельств дела, заявленные истцом Бондарева Л.Г. требования Пятигорскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о возложении обязанностей по государственной регистрации права на земельный участок, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, основаны на законе и подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Бондарева Л.Г. к Пятигорскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о возложении обязанностей по государственной регистрации права на земельный участок, удовлетворить частично.

В удовлетворении Бондарева Л.Г. к Пятигорскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о возложении обязанностей по государственной регистрации права на земельный участок, отказать.

Исковые требования Бондарева Л.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о возложении обязанностей по государственной регистрации права на земельный участок, удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю произвести государственную регистрацию права собственности Бондарева Л.Г. на земельный участок, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под индивидуальным жилым домом, расположенного по адресу: <адрес>.

Данное Решение, по вступлению его в законную силу, является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, государственной регистрации за Бондарева Л.Г. права собственности на земельный участок, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под индивидуальным жилым домом, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Пятигорский городской суд.

Судья О.Г. Калинина