Решения районных судов

Постановление апелляции от 22.10.2009 №А54-1679/2009. По делу А54-1679/2009. Российская Федерация.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041, г. Тула, ул. Староникитская, д. 1, info@20aas.arbitr.ru

Постановление

город Тула

22 октября 2009 года

Дело № А54-1679/2009 C17

Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2009 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Каструба *.*.,

судей Заикиной *.*., Юдиной *.*.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбачевой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Рязани на Решение Арбитражного суда Рязанской области от 03.08.2009 по делу №А54-1679/2009 C17 (судья Омелина *.*.), принятое по иску Рязанской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа к 1) Управлению Федеральной регистрационной службы по Рязанской области, 2) муниципальному образованию - город Рязань
в лице администрации г. Рязани; третьи лица: 1) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Рязанской области, 2) Министерство обороны РФ о признании незаконной регистрации права собственности МО - город Рязань на нежилые помещения «Н1», «Н2», «Н3», «Н4», «Н5» и признании права собственности Российской Федерации на нежилые помещения «Н1», «Н2», «Н3», «Н4», «Н5»,

при участии в судебном заседании:

от истца: Боковой *.*. – представителя по доверенности №28 от 16.07.2008;

от ответчиков: не явились, извещены надлежаще;

от третьих лиц: не явились, извещены надлежаще;

Установил:

Рязанская квартирно-эксплуатационная часть Московского военного округа обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Управлению Федеральной регистрационной службе по Рязанской области и муниципальному образованию - город Рязань, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Рязанской области о признании незаконной регистрации права собственности муниципального образования - город Рязань на нежилые помещения “Н1“, “Н2“, “Н3“, “Н4“, “Н5“ лит. А, общей площадью 1238,4 кв.м., расположенные на 1-м этаже жилого дома № 7 по ул. Белякова города Рязани, и признании права собственности Российской Федерации на нежилые помещения “Н1“, “Н2“, “Н3“, “Н4“, “Н5“ лит. А, общей площадью 1238,4 кв.м., расположенные на 1-м этаже жилого дома № 7 по ул. Белякова города Рязани.

По заявлению истца на основании статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом произведена замена ответчика - Муниципальное образование - город Рязань на Муниципальное образование - город Рязань в лице Администрации города Рязани.

Истец в соответствии со статьей 49 АПК РФ заявил об отказе от требования к Управлению Федеральной регистрационной службе по
Рязанской области о признания незаконной регистрации права собственности муниципального образования - город Рязань на нежилые помещения “Н1“, “Н2“, “Н3“, “Н4“, “Н5“ лит. А, общей площадью 1238,4 кв.м., расположенные на 1-м этаже жилого дома № 7 по ул. Белякова города Рязани.

Истец уточнил исковые требования к муниципальному образованию - город Рязань в лице администрации города Рязани и просит суд признать право собственности Российской Федерации на нежилые помещения “Н1“, “Н2“, “Н3“, “Н4“, “Н5“ в многоквартирном доме, назначение: нежилое, лит. А, общей площадью 1238,4 кв.м., расположенные на 1-м этаже и в подвале жилого дома № 7 по ул. Белякова города Рязани; признать право оперативного управления Рязанской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа на нежилые помещения “Н1“, “Н2“, “Н3“, “Н4“, “Н5“ в многоквартирном доме, назначение: нежилое, лит. А, общей площадью 1238,4 кв.м., расположенные на 1-м этаже и в подвале жилого дома № 7 по ул. Белякова города Рязани.

Уточнение иска и отказ от требования к Управлению Федеральной регистрационной службе по Рязанской области судом области приняты.

Решением арбитражного суда от 03 августа 2009 года исковые требования удовлетворены. Суд первой инстанции признал право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Рязанской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа на нежилые помещения “Н1“, “Н2“, “Н3“, “Н4“, “Н5“ лит. А общей площадью 1238,4 кв.м., расположенные на 1-м этаже и в подвале жилого дома № 7 по ул. Белякова города Рязани, а также прекратил производство по требованию Рязанской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа к Управлению Федеральной регистрационной службы по Рязанской области о признании незаконной регистрации права собственности муниципального образования - город Рязань на нежилые помещения
“Н1“, “Н2“, “Н3“, “Н4“, “Н5“ лит. А общей площадью 1238,4 кв.м., расположенные на 1-м этаже жилого дома № 7 по ул. Белякова города Рязани.

Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на его необоснованность и незаконность, администрация города Рязани обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит Решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

По мнению заявителя жалобы, акт приема - передачи объекта жилого фонда, представленный истцом в материалы дела и утвержденный в одностороннем порядке, не является бесспорным доказательством, подтверждающим факт приема жилого дома без нежилых помещений. Ссылается на определение Конституционного суда РФ №828-О-П от 04.12.2007г., содержащее толкование положений ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.04 №122-ФЗ.

В судебное заседание представитель истца не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил Решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Ответчики и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции представителей не направили.

Представитель истца не возражал против рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие представителей неявившихся лиц.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителей неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции считает, что Решение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.

Рязанская квартирно-эксплуатационная часть Министерства обороны России (далее - Рязанская КЭЧ) является государственным учреждением и имеет на своем балансе объекты федеральной собственности - нежилые помещения, закрепленные на
праве оперативного управления.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации № 7079-р от 19.12.2003 г. за Рязанской КЭЧ Минобороны России закреплено имущество на праве оперативного управления, в том числе жилой дом № 7 по ул. Белякова, г. Рязань.

С момента постройки дома № 7 по ул. Белякова он относился к объектам федеральной собственности, числился на балансе рязанской КЭЧ с 1969 года, расположен на территории закрытого административно-территориального образования - военный городок “Дягилево“.

Жилой дом № 7 по ул. Белякова и нежилые помещения находились в федеральной собственности, что не оспаривается сторонами и следует из материалов дела. Спорный объект расположен в закрытом Военном городке, нежилые помещения использовались для размещения магазина Военторга, столовой, библиотеки, Гарнизонного дома офицеров. Имущество закреплено в оперативное управление истца и используется под размещение библиотеки, Гарнизонного дома офицеров. Спорные нежилые помещения не изымались у истца распоряжением собственника. Согласно выписке из реестра федерального имущества нежилые помещения с условным обозначением “Н1“, “Н2, “Н3“, “Н4“, “Н5“ лит. А общей площадью 1238,4 находятся в федеральной собственности и переданы Рязанской КЭЧ в оперативное управление. При обращении в регистрирующий орган для оформления права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на данный объект недвижимости, был получен отказ от 28.01.2009 г., так как право собственности на указанные выше объекты зарегистрировано аз Муниципальным образованием - город Рязань. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца на основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в суд с настоящим иском - о признании права.

Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом № 310-р от 01.03.2006 г. “О передаче объектов Рязанской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа в муниципальную
собственность города Рязани“ часть объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства переданы в собственность муниципального образования - город Рязань согласно перечню, прилагаемому к распоряжению.

В соответствии с пунктом 7 названного распоряжения право собственности администрации города Рязани возникает с момента утверждения передаточного акта.

Территориальное управление по Рязанской области письмом № 853/07-10 от 09.03.2006 г. направило в адрес Рязанской КЭЧ распоряжение Росимущества № 310 и указало, что в срок до 29.03.2006 г. должны быть представлены акты приема-передачи объектов в четырех экземплярах в Территориальное управление на утверждение. В случае не подписания данных актов администраций города Рязани передаточные акты необходимо представить в Территориальное управление для их утверждения в одностороннем порядке.

14.04.2006 г. руководителем Росимущества по Рязанской области утвержден Акт № 82 приема-передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность г. Рязани. Акт подписан руководителем Рязанской КЭЧ МВО, в котором указано, что передается в муниципальную собственность жилой дом (за исключением приватизированных квартир и 1-го этажа встроенных нежилых помещений: 506 кв.м - ДГУП № 611; 474 кв.м. - 26 Гарнизонный дом офицеров), находящийся на балансе Рязанской КЭЧ, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. Белякова, д. 7, балансовой стоимостью - 8222,4 тыс. руб., остаточной стоимостью - 8222,7 тыс. руб. Руководитель принимающей стороны акт не подписал (т.1 л.д. 49).

12.07.2006 г. и.о. начальника управления ЖКХ и транспорта г. Рязани утвердил акт о приеме-передаче здания (сооружения) № 65 от 19.06.2006 г., в которому указано, что передается жилой дом № 7 по ул. Белякова, г. Рязань (за исключением 1-го этажа - встроенных нежилых помещений: 506 кв.м. - ДГУП № 611; 474 кв.м. - 26 Гарнизонный дом
офицеров) (т.1 л.д.52).

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно подпункту “г“ пункта 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации и пункту 15 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ (в редакции постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21.07.93 N 5475-1) управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации может делегировать определенные полномочия в отношении объектов федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определенном Федеративным договором и законами Российской Федерации.

Министерство государственного имущества Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение объектами федеральной собственности в пределах, установленных Федеральным законом “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.94 N 96 “О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности“, Положением о Министерстве государственного имущества Российской Федерации.

Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.

В связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 “О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом“ полномочия Росимущества с 27.01.2009 г. переданы Министерству обороны Российской Федерации. Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации и находящихся в ведении Минобороны России государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.

Как усматривается из материалов дела, ни Министерство имущественных отношений Российской Федерации, ни Министерство обороны Российской Федерации не принимали распоряжение о передаче нежилых спорных помещений в муниципальную собственность.

В Перечне передачи жилого фонда Рязанской КЭЧ указана общая площадь передаваемого жилого дома, а именно 52 квартиры общей площадью 2676,1 кв.м. (т. 2 л.д. 55).

Решением Рязанского городского Совета № 984 от 04.03.2004 “Об утверждении перечней объектов, передаваемых Рязанской КЭЧ МВО в муниципальную собственность города Рязани“, утвержден Перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, в котором указано, что передается жилой дом № 7 по ул. Белякова на 52 квартиры, общей площадью 2676,1 кв.м. (т. 2 л.д. 75).

При таких обстоятельствах, исходя их анализа указанных доказательств, суд области правильно Установил, что из федеральной собственности в муниципальную был передан жилой дом № 7 по ул. Белякова с 1 по 52 квартиры, без учета
находящихся в нем нежилых помещений.

Из данных ФГУП “Ростехинвентаризация“ на 05.04.2006 г. следует, что общая площадь дома составляет 5344,4 кв.м. Площади спорных помещений Н1, Н2, Н3, Н4, Н5, согласно сведениям из технических паспортов составляют: Н1 (1этаж и подвал) - 709,1 кв.м., Н2 (1 этаж) - 144,4 кв.м., Н3 (1 этаж) - 275,0 кв.м., Н4 (подвал) - 54 кв.м., Н5 (подвал) - 55,7 кв.м. Итого 1238 кв.м. общая площадь спорных помещений.

Из пояснений лиц, участвующих в деле судом области установлено что, в акте № 65 от 19.06.2006 о приеме-передаче была указана площадь передаваемых квартир по данным из реестра федерального имущества, без площади подвальных помещений. После проведения паспортизации передаваемых объектов, площади спорных помещений изменились за счет площадей подвальных помещений.

Вместе с тем, общая площадь дома составляет 5 344,4 кв.м., площадь квартир с № 1 по № 52 - составляет 3656 кв.м., площадь спорных помещений Н1, Н2, Н3, Н4, Н5 лит. А - 1238,4 кв.м. с подвалом под помещением Н1, 450 кв.м. - площадь остальной части подвального помещения (в котором находятся инженерные коммуникации дома), переданного с квартирами в муниципальную собственность.

Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.19991 г. “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ объекты, указанные в Приложении 1 к данному постановлению, независимо на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что спорные объекты недвижимого имущества необоснованно включены в реестр
муниципальной собственности.

Установив, что спорное имущество относится к имуществу Вооруженных Сил РФ, суд области правильно указал, что оно не могло быть передано в муниципальную собственность иначе как по прямому указанию собственника или уполномоченного им органа. В отсутствие такого указания включение спорных объектов недвижимого имущества в реестр муниципальной собственности является необоснованным.

Суд первой инстанции правильно Определил, что недостатки в техническом оформлении приложения к распоряжению № 310-р от 01.03.2006 г., не могут повлечь правовых последствий для изменения правового режима федеральной собственности спорного имущества, так как уполномоченные органы собственника по распоряжению федеральным имуществом не подтвердили, что принимали Решение о передаче спорных нежилых помещений в муниципальную собственность. Муниципальный орган не вправе принять в собственность муниципального образования более того, что ему Определилфедеральный собственник.

Учитывая, что собственник и уполномоченный им орган не принимали Решение об изъятии из оперативного управления Рязанской КЭЧ спорного имущества для его последующей передачи в муниципальную собственность, Решение было принято только в отношении жилого дома без указания на передачу вместе с ним нежилых помещений, суд области правомерно признал включение спорных нежилых помещений в реестр муниципальной собственности необоснованным и совершенным с нарушением ст. 209 ГК РФ.

При этом суд области обоснованно исходил из того, что регистрация права муниципальной собственности на спорные объекты за муниципальным образованием город Рязань на основании постановления администрации г. Рязани № 4633 от 10.12.2007 г., записи регистрации от 22.01.2008 г. N 62-62-01/419/2007-216, N 62-62-01/419/2007-217, N 62-62-01/419/2007-218, N 62-62-01/419/2007-219, N 62-62-01/419/2007-220, не является основанием для отказа в иске истцу, а право собственности у муниципального образования город Рязань на спорные объекты по иным основаниям не возникло.

На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что спорные объекты являются объектами, относящимися к собственности Российской Федерации, имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что собственник не принимал Решение об изъятии спорного имущества из оперативного управления Рязанской КЭЧ МВО, не принимал Решение о передаче его в муниципальную собственность, и в соответствии с выписками из реестра федерального имущества по состоянию на 29.04.2009 и на 09.02.2009 имущество учтено в реестре федерального имущества, суд области пришел к правильному выводу о признании за истцом права оперативного управления на спорное имущество.

Прекращая производство по требованию Рязанской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа к Управлению Федеральной регистрационной службы по Рязанской области о признании незаконной регистрации права собственности муниципального образования - город Рязань на нежилые помещения “Н1“, “Н2“, “Н3“, “Н4“, “Н5“ лит. А общей площадью 1238,4 кв. м, расположенные на 1-м этаже жилого дома № 7 по ул. Белякова города Рязани, суд области, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно исходил из отказа истца от иска в этой части и принятие его судом.

Ссылка заявителя жалобы на определение Конституционного суда РФ №828-О-П от 04.12.2007г., содержащее толкование положений ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.04 №122-ФЗ несостоятельна, поскольку правовой смысл данного определения устанавливает взаимоотношение органов федеральной власти и органов местного самоуправления, связанные с волеизъявлением органов местного самоуправления по приему в муниципальную собственность предлагаемого им имущества, а не устанавливает для органов местного самоуправления возможность выбора такого имущества в зависимости от характеристик имеющихся в нем помещений, как полагает ответчик.

Судом апелляционной инстанции также отклоняется как неосновательный, довод жалобы о том, что спорные помещения относятся к жилищному фонду социального использования и необходимы для решения вопросов местного значения, поскольку данные помещения являются нежилыми, их необходимость для решения вопросов местного значения ответчиком не доказана.

Ссылка заявителя жалобы на приложение № 3 к Постановлению ВС РФ № 3020-1 от 27.12.1991 несостоятельна, поскольку спорные объекты не относятся к категории объектов поименованных в данном приложении.

Остальные доводы заявителя не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда области, сводятся к несогласию с оценкой судом установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

В связи с изложенным выводы суда области соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, оснований к отмене принятого по делу решения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ не имеется.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 000 рублей относятся на заявителя апелляционной жалобы. В соответствии с п.п. 1.1 п. 1 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ заявитель освобожден от уплаты госпошлины.

Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Рязанской области от 03 августа 2009 года по делу №А54-1679/2009 C17 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий судья

*.*. Каструба

Судьи

*.*. Заикина

*.*. Юдина