Решения районных судов

Решение от 28.10.2009 №А82-13693/2009. По делу А82-13693/2009. Ярославская область.

Решение

г.Ярославль Дело № А82-13693/2009-99

резолютивная часть решения объявлена 28.10.2009 г.

полный текст решения изготовлен 28.10.2009 г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе: судьи *.*. Украинцевой

при ведении протокола судебного заседания судьей

*.*. Украинцевой

рассмотрев в судебном заседании заявление

Открытого акционерного общества «Ярославский завод резиновых технических изделий»

к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля

о признании недействительными требования от 14.05.2009 №6968, решения от 29.06.2009 №19380, а также незаконными действий по направлению в банк инкассового поручения от 29.06.2009 №16934 в части взыскания пени в сумме 61 606,8 руб.


при участии:

от заявителя – Голубева *.*. (представитель по доверенности от 28.10.2008 №61)

от ответчика – Масленникова *.*. (специалист 1 разряда, доверенность от 30.07.2009 №05/16058), Жукович *.*. (заместитель начальника отдела доверенность от 16.10.2009 №05/21072)

Установил:

Открытое акционерное общество «Ярославский завод резиновых технических изделий» (далее по тексту – ОАО «Ярославский завод РТИ») обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ о признании недействительными требования инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля от 14.05.2009 №6968, решения от 29.06.2009 №19380, а также незаконными действий по направлению в банк инкассового поручения от 29.06.2009 №16934 в части взыскания пени в сумме 61 606,80 рубля. При этом заявитель просил обязать инспекцию прекратить начисление пени на недоимку по единому социальному налогу в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в размере 951 439,01 руб. по сроку уплаты до 01.01.2003 г. с пропущенным сроком принудительного взыскания.


При рассмотрении дела представителем организации предъявленные требования поддержаны и в обоснование указано, что налоговым органом по оспариваемым актам неправомерно предъявлены ко взысканию в принудительном порядке пени по единому социальному налогу в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в сумме 61 606,8 рубля. Общество полагает, что инспекцией утрачено право на взыскание недоимки по этому налогу в сумме 951 439,01 руб., поэтому начисленные на данную недоимку пени не подлежат взысканию в бесспорном порядке.

Ответчиком заявленные требования не признаны, поскольку оспариваемые акты приняты относительно задолженности, имеющейся по данным лицевого счета, в рамках действующего законодательства.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд Установилследующее.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля в адрес ОАО «Ярославский завод РТИ» направлено требование №6968 об уплате в добровольном порядке пени по единому социальному налогу в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в сумме 92 365,97 руб. по состоянию на 14.05.2009 года.

При этом в качестве пенеобразующей недоимки указаны суммы налога по срокам уплаты: 15.10.2008 г. – 1 084 926 руб., 17.11.2008 г. – 907 354 руб., 15.12.2008 г. – 568 175 руб., 15.01.2009 г. – 535 250 руб., 16.02.2009 г. – 470 300 руб., 16.03.2009 г. – 541 860 руб., 15.04.2009 г. – 643 923 рубля.


В связи с неисполнением требования в установленный срок (до 02.06.2009 г.), налоговым органом принято Решение от 29.06.2009 №19380 о принудительном взыскании пени в общей сумме 92 365,97 руб. за счет денежных средств, имеющихся на счете организации, и на расчетный счет, открытый в филиале ОАО «БинБанк» в Ярославле, выставлено инкассовое поручение от 29.06.3009 №16934.

Из пояснений представителя инспекции следует, что предъявленные к уплате по указанному требованию пени начислены за период с 18.11.2008 г. по 14.05.2009 г. относительно недоимки, числящейся по данным налогового органа по единому социальному налогу в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в том числе по недоимке в сумме 951 439,01 рубля, по которой меры принудительного взыскания своевременно не применялись. Согласно представленному в материалы дела расчету сумма пени в отношении данной недоимки составляет всего 61 606,80 рубля.

При этом ответчик указывает, что требование об уплате пени выставлено правильно и обоснованно, поскольку нарушение пресекательного срока взыскания налога не исключает начисления пени. С учетом наличия в лицевом счете налогоплательщика недоимки по налогу и не исполнения обязанности по уплате пени, инспекция полагает правомерным применение мер принудительного взыскания по соответствующим суммам пени.

Оценив изложенные заявителем доводы и возражения налогового органа по предъявленным требованиям, при разрешении вопроса о признании оспариваемого акта инспекции не соответствующим Налоговому кодексу РФ и нарушающим права налогоплательщика суд исходит из следующего.

Положениями п.6 ст. 75 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке в порядке, предусмотренном ст.46 Налогового кодекса РФ.


Согласно ст. 46 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

В силу п.1 ст.69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику для извещения об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пени). При этом предусмотрено, что при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. На основании п.4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В соответствии с материалами дела, требование инспекции №6968 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 14.05.2009 г., направленное в адрес ОАО «Ярославский завод РТИ» составлено по утвержденной форме и содержит наименование налога, по которым предъявлены пени, с указанием суммы задолженности по каждому платежу. Данным требованием налогоплательщику предложено погасить числящуюся задолженность в срок до 02.06.2009 года.

При рассмотрении дела судом установлено и ответчиком не оспаривается, по этому требованию налогоплательщику предъявлены к уплате пени в сумме 61 606,80 руб., начисленные в отношении задолженности, право на взыскание которой, в том числе за счет имущества должника, налоговым органом утрачено.

В силу положений ст.72, 75 Налогового кодекса РФ пени является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Следовательно, нарушение налоговым органом процедуры принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов лишает инспекцию возможности обратить взыскание на денежные средства налогоплательщика в бесспорном порядке в целях списания соответствующих сумм пени.


Принимая во внимание пропуск налоговым органом сроков применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в сумме 951 439,01 руб., суд признает неправомерным предъявление ко взысканию соответствующих сумм пени по этой задолженности, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.

При оценке выбранного обществом способа устранения нарушенных прав и своих интересов, с учетом незаконности начисления пени на рассматриваемую недоимку после истечения срока ее взыскания, суд полагает возможным обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля прекратить начисление пени в отношении недоимки по единому социальному налогу в части, зачисляемой в Федеральный бюджет, в общей сумме 951 439,01 руб., образовавшейся до 01.01.2003 года.

На основании платежного поручения от 19.08.2009 №751 заявителем перечислена в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 6 000 рублей. В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ понесенные судебные расходы подлежат взысканию с ответчика.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Решил:


Признать недействительным требование инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля №6968 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 14.05.2009 г. в части предъявления Открытому акционерному обществу «Ярославский завод резиновых технических изделий» к уплате пени по единому социальному налогу в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в сумме 61 606,80 рубля.

Признать недействительным Решение инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля от 29.06.2009 №19380 о взыскании налогов, сборов пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя в банках в части предъявления Открытому акционерному обществу «Ярославский завод резиновых технических изделий» ко взысканию пени по единому социальному налогу в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в сумме 61 606,80 рубля.

Признать незаконными действия инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля по направлению в филиал ОАО «БинБанк» в Ярославле инкассового поручения от 29.06.2009 №16934 в части взыскания с Открытого акционерного общества «Ярославский завод резиновых технических изделий» пени по единому социальному налогу в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в сумме 61 606,80 рубля.

Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля прекратить начисление Открытому акционерному обществу «Ярославский завод резиновых технических изделий» пени в отношении недоимки по единому социальному налогу в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в общей сумме 951 439,01 руб., образовавшейся до 01.01.2003 года.

Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля 6000 руб. в пользу Открытого акционерного общества «Ярославский завод резиновых технических изделий» в возмещение судебных расходов заявителя по уплате государственной пошлины.


На Решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в месячный срок.

Судья *.*. Украинцева