Решения районных судов

Решение от 29.10.2009 №А19-21231/2009. По делу А19-21231/2009. Иркутская область.

Решение

г. Иркутск Дело № А19-21231/09-52

«29» октября 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 29 октября 2009 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Слюдянском районе Иркутской области

к индивидуальному предприним Ф.И.О. br>
о взыскании 386,40 руб.,

при участии в заседании:

от истца: представитель по доверенности Ромашевская *.*. ;


от ответчика: не явился;

Установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Слюдянском районе Иркутской области (далее – Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с индивидуального предприним Ф.И.О. (далее – предприниматель, ответчик) 386,40 руб., составляющих сумму штрафных санкций.

Ответчик в заседание суда не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Дело рассматривается в соответствии с частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в отсутствие представителя предпринимателя.


Как следует из материалов дела, проверкой, проведенной органом Пенсионного фонда, установлено, что ответчиком не представлены индивидуальные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2008 год, установленные статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Выявленное нарушение зафиксировано в акте от 16.03.2009 года № 283.

По результатам проверки принято Решение от 19.03.2009 года № 281, согласно которому предприниматель привлечена к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в размере 386,40 руб.

Требованием № 894 от 19.03.2009 года, ответчику было предложено в срок до 03.04.2009 года уплатить сумму штрафных санкций. В связи с неуплатой предпринимателем штрафа в добровольном порядке истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела и заслушав представителя истца, суд полагает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.


Определения понятий «страхователь» и «физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы» даны в статье 1 Закона № 27-ФЗ, согласно которой к страхователям, в числе прочих, относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Следовательно, в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее первого марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечисленные в названном пункте.

Доказательства, свидетельствующие о наличии у ответчика наемных работников, в материалах дела отсутствуют, следовательно, он не может быть привлечен как страхователь к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.


Пунктом 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ определен перечень сведений, которые должны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 Закона).

Срок представления индивидуальных сведений данной категорией лиц законом не установлен.

Таким образом, у истца не имелось правовых оснований для привлечения предпринимателя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Кроме того, суд приходит к выводу о нарушении органом Пенсионного фонда процедуры привлечения ответчика к ответственности за нарушение пенсионного законодательства.


Пунктом 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 г. № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» разъяснено, что на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании.

Статья 2 Закона № 167-ФЗ устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.

В соответствии со статьей 14 Закона № 167-ФЗ, статьей 15 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального персонифицированного учета.

Согласно статье 11 Закона № 27-ФЗ сроки представлений указанных сведений один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Статьей 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание штрафных санкций производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.


Закон № 27-ФЗ не регламентирует порядок взыскания штрафных санкций, за исключением указания на судебный порядок.

Таким образом, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Налогового кодекса РФ.

В соответствии со статьей 101.4 Налогового кодекса РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях, должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение.

В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение.

Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.


Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.

Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.


Выявленное по результатам проверки нарушение зафиксировано в акте от 16.03.2009 года № 283, в котором предприниматель извещена о дате и времени рассмотрения акта и представленных страхователем документов – 16.03.2009 года в 10-00 час. При этом, копия акта направлена ответчику 17.03.2009 года, что подтверждается оттиском печати отделения связи на реестре отправки заказных писем.

Кроме того, Решение о привлечении к ответственности, вынесенное органом Пенсионного фонда в отношении ответчика, датировано 19.03.2009 года. При этом, в нарушение требований пункта 7 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ, предприниматель не был надлежащим образом извещен о рассмотрении материалов проверки 19.03.2009 года, доказательств такого извещения истцом не представлено.

Следовательно, ответчик был лишен возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя и представить объяснения, что является существенным нарушением порядка вынесения решения о привлечении к ответственности.

С учетом изложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ,


Решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья *.*. Чемезова