Решения районных судов

Постановление от 29 октября 2009 года № Ф10-4654/2009. По делу А14-10028/2008. Российская Федерация.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

Постановление кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

29 октября 2009 года

Дело № А14-10028/2008/406/10

г.Брянск

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего

Степиной *.*.

судей


Ключниковой *.*.

Шелудяева *.*.

при участии в заседании:

от заявителя

от индивидуального предпринимателя Сарычева *.*.


Муравьевой *.*. – главного специалиста отдела правового обеспечения (доверенность от 01.09.2008 №53, постоянная),

Наумовой *.*. – представителя (доверенность от 09.10.2008 №36-02/148032, постоянная),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения – Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2009 (судьи Миронцева *.*. , Протасов *.*. , Ольшанская *.*. ) по делу № А14-10028/2008/406/10,

Установил:

Государственное учреждение - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ ВРО ФСС РФ, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Сарычева *.*. (далее – Предприниматель) в пользу ГУ ВРО ФСС РФ суммы ущерба в размере 74608,07 руб.


Решением суда от 25.02.2009 заявленные требования удовлетворены. С Предпринимателя в пользу Фонда взыскано 74608,07 руб. ущерба.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2009 Решение отменено. В удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе Фонд просит Постановление отменить, оставив в силе Решение суда первой инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в сентябре 2007 года индивидуальный предприниматель Сарычев *.*. обратился к Фонду за выделением средств на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию в сумме 74962,91 руб.


По результатам проведенной Фондом камеральной проверки заявления Сарычева *.*. и приложенных к нему документов предпринимателю платежным поручением от 26.09.2007 № 5877 были выделены денежные средства в сумме 74608,07 руб. в возмещение расходов по обязательному социальному страхованию.

17 января 2008 года Фондом проведена плановая документальная выездная проверка по вопросам расходования средств на цели обязательного медицинского страхования, произведенных предпринимателем, в счет средств, полученных от Фонда за период с 01.06.2007 по 30.09.2007. По итогам проверки составлен акт № 7с/с.

Рассмотрев материалы проверки, возражения предпринимателя от 30.01.2008, ГУ ВРО ФСС РФ 20.02.2008 вынесено Решение № 7, согласно которому не были приняты в счет средств, полученных от отделения Фонда, расходы, произведенные страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, в сумме 74608,07 руб., в том числе на выплату пособий по обязательному социальному страхованию в сумме 74608,07 руб. (п.1); предписано направить индивидуальному предпринимателю Сарычеву *.*. требование о возврате средств, полученных от отделения Фонда страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в срок до 20.02.2008 (п.2); Предпринимателю предлагалось перечислить суммы расходов, не принятых в счет средств, полученных от отделения Фонда в размере 74608,07 руб., на банковский счет Фонда (п.3).

Поскольку указанные Решение и требование Фонда предпринимателем не исполнены, заявитель обратился в арбитражный суд.

Отменяя Решение суда первой инстанции, которым заявленное Фондом требование удовлетворено и с Предпринимателя в пользу Фонда взыскано 74608,07 руб. ущерба, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.


В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ (далее - Закон № 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.

В пункте 2 статьи 6 Закона №165-ФЗ застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно п.1 ст. 22 Закона №165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

В соответствии со статьей 3 Закона №165-ФЗ страховой случай - событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика осуществлять обеспечение по социальному страхованию.

К страховым рискам статьей 7 Закона №165-ФЗ отнесено материнство, страховым обеспечением по которому согласно статье 8 указанного закона является пособие по беременности и родам.

Как указано в ст. 183 Трудового кодекса РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом. Размеры пособий и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.

В порядке п.4 ст.13 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее – Закон №255-ФЗ) для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования, а для назначения и выплаты пособий территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти.

В случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособие назначается и выплачивается ему каждым работодателем (п.1 указанной статьи Закона).

В силу п.1 ст.14 Закона №255-ФЗ пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам.

Согласно п.2 ст.14 указанного Закона в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.


В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона №165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что согласно трудовому договору от 01.06.2007 Поваляева *.*. принята предпринимателем на работу по совместительству в должности менеджера. Оклад Поваляевой *.*. соответствует штатному расписанию, утвержденному индивидуальным предпринимателем, последний начислял и выплачивал все причитающиеся работнику суммы, которая их в свою очередь получала.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 22.03.2007 указано, что правовой режим пособий по обязательному социальному страхованию должен быть основан на универсальных принципах справедливости и юридического равенства и вытекающего из них требования сбалансированности прав и обязанностей. Этим обусловлена недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями в Фонд социального страхования РФ и из которых формируются средства, и страховым обеспечением, в том числе при установлении максимального размера пособия, выплачиваемого из этих средств.

Доказательств того, что Предпринимателем были представлены недостоверные документы, Фондом не представлено.

Кроме того, суд апелляционной инстанции принял во внимание факт наличия трудовых отношений между работодателем-страхователем и работником - застрахованным лицом, а также то, что трудовой договор сторонами не расторгнут, в судебном порядке не оспорен либо изменен.

Наличие страхового случая Фонд не оспаривает, необоснованной выдачи лечебным учреждением больничного листа страховщиком не выявлено, выплата работнику спорной суммы пособия по беременности и родам подтверждена целевой характер расходования средств Фонда социального страхования не нарушен.

Указанные обстоятельства подтверждают правильность вывода суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требования Фонда о взыскании с индивидуального предпринимателя Сарычева *.*. суммы ущерба в размере 74608,07 руб.

Доводы Фонда, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке выводов апелляционного суда, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Поскольку при подаче кассационной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения жалобы по существу, с него в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ надлежит взыскать в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Постановил:

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2009 по делу №А14-10028/2008/406/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Государственного учреждения – Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий *.*. Степина

Судьи *.*. Ключникова

*.*. Шелудяев