Решения районных судов

Решение от 06 октября 2009 года. По делу А68-8607/2009. Тульская область.

Арбитражный суд Тульской области (300041, г.Тула, Красноармейский проспект, д.5)

Именем Российской Федерации Решение

г. Тула Дело № А68-8607/2009

«06» октября 2009г.

Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 06 октября 2009 года.

Арбитражный суд Тульской области в составе:

судьи Драчена *.*.

протокол вела секретарь судебного заседания Сентюрина *.*.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Тулачермет»

к Тульской таможне

о признании незаконными действий по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 093 000 руб.

при участии в заседании:

от заявителя – представителя Киселевой *.*. по доверенности от 20.11.2007г.

от Тульской таможни – представителя Борисовой *.*. по доверенности от 26.08.2009г.

ОАО «Тулачермет» обратилось в Арбитражный суд Тульской области
с заявлением о признании незаконными действий Тульской таможни по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 093 000 руб.

В обоснование заявленных требований ОАО «Тулачермет» указало, что уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при предоставлении полной таможенной декларации в силу Постановления РФ № 863 от 28.12.2004г.

По мнению заявителя, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.

Тульская таможня заявленные требования не признала, полагая, что действия таможенного органа являются законными и обоснованными; оснований для возврата таможенных сборов не имеется, поскольку в соответствии с требованиями Таможенного кодекса Российской Федерации уплата таможенного сбора за таможенное оформление товара производится как при подаче временной таможенной декларации, так и при подаче полной таможенной декларации.

Из материалов дела суд Установил следующее.

ОАО «Тулачермет» при подаче в Тульскую таможню 37 временных таможенных деклараций для таможенного оформления поставляемых на экспорт товаров собственного производства в период с 05.12.2008 г. по 27.05.2009 г. уплатило 1 093 000 руб. таможенных сборов. Представляя в таможенный орган полные таможенные декларации №№10116030/260309/0001284, 10116030/260309/0001286, 10116030/270309/0001303, 10116030/300309/0001338,
10116030/310309/0001347, 10116030/310309/0001355, 10116030/310309/0001362, 10116030/310309/0001370, 10116030/310309/0001371, 10116030/310309/0001381, 10116030/020409/0001447, 10116030/160409/0001711, 10116030/160409/0001724, 10116030/170409/0001754, 10116030/280409/0001960, 10116030/280409/0001962, 10116030/280409/0001970, 10116030/060509/0002110, 10116030/120509/0002161, 10116030/190509/0002308, 10116030/040609/0002695, 1011609/040609/0002699, 10116030/050609/0002729, 10116030/050609/0002733, 1011609/150609/0002863, 10116030/220609/0003005, 10116030/220609/0003011, 10116030/220609/0003028, 10116030/230609/0003038, 10116030/240609/0003084, 10116030/300609/0003212, 10116030/300609/0003215, 10116030/300609/0003217, 10116030/300609/0003221, 10116030/300609/0003230, 10116030/130709/0003483, 10116030/130709/0003489, ОАО «Тулачермет» уплатило 1 093 000 руб. таможенных сборов в отношении тех же товаров.

Общество, считая, что уплаченная сумма таможенных сборов при подаче полных таможенных деклараций является излишней, поскольку таможенные сборы уплачиваются за таможенное оформление, включающее в себя как подачу временной таможенной декларации, так и подачу полной таможенной декларации, обратилось в Тульскую таможню с заявлением от 30.07.2009 г. о возврате денежных средств в сумме 1 093 000 руб. по вышеуказанным полным таможенным декларациям.

Письмом от 03.08.2009г. № 13-25/6142 Тульская таможня отказала ОАО «Тулачермет» в возврате суммы таможенных платежей, указав при этом, что оснований для осуществления возврата денежных средств не имеется.

Считая отказ в возврате излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление в сумме 1 093 000 руб. незаконным, ОАО «Тулачермет» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Проанализировав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11 и статьей 63.1 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой
таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.

В соответствии со статьей 357.1, подпунктом 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров за таможенное оформление.

При этом, в момент подачи полных таможенных деклараций, рассматриваемых в рамках настоящего дела (с 26.03.2009 г. – по 13.07.2009 г.) изменения в подпункт 1 п.1 ст.357.7 Таможенного кодекса РФ внесены не были. (согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 24.07.2009 N 207-ФЗ таможенные сборы уплачиваются за таможенное оформление - при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации)

Согласно пункту 1 статьи 357.6 ТК РФ уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.

В силу положений пункта 1 статьи 60 ТК РФ таможенное оформление при вывозе товаров начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с названным Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если
такой таможенный режим распространяется на определенный срок, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (пункт 2 статьи 60 ТК РФ).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.

При этом, по смыслу пункта 1 статьи 137 ТК РФ, применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременений и ухудшению положения таких декларантов.

Пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» по его буквальному смыслу не предусматривал повторную уплату сбора в том же размере.

Согласно п.7.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов
за таможенное оформление товаров» при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 настоящего Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.

Данный пункт введен Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 г. №220, которое вступило в силу 25.03.2009 г.

Все полные декларации, по которым ОАО «Тулачермет» просит вернуть уплаченные таможенные сборы были поданы после вступления в силу указанного пункта.

Вместе с тем, указанный пункт не может быть применен судом в соответствии со ст.13 АПК РФ, так как он противоречит Таможенному кодексу РФ, определению Конституционного Суда РФ от 07.11.2008 г. №631-О-О.

В определении от 07.11.2008 г. №631-О-О Конституционный Суд РФ указал, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации Правительство Российской Федерации своими нормативными правовыми актами может предусматривать обязательные платежи, которые взимаются в публично-правовом порядке, если они не носят налогового характера и допускаются по смыслу федерального закона, возлагающего регулирование исполнения закрепляемых им обязанностей на Правительство Российской Федерации, а также устанавливать ставки неналоговых платежей (сборов), если это делегировано ему федеральным законом, в котором непосредственно определены плательщики и объект обложения; такого рода нормативное правовое регулирование не противоречит Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и
Правительством Российской Федерации (Постановление от 17 июля 1998 года N 22-П, определения от 8 февраля 2001 года N 14-О, от 14 мая 2002 года N 88-О и от 14 мая 2002 года N 94-О).

По смыслу статьи 60 Таможенного кодекса Российской Федерации в системной связи с подпунктом 21 пункта 1 его статьи 11, содержащим определение понятия “таможенная процедура“, а также статей 123 и 138 данного Кодекса, периодическое временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, начинается, по общему правилу, в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации (в случаях, предусмотренных данным Кодексом, - в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление), а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации; представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления.

Таким образом, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного де Ф.И.О. позиции придерживается Президиум ВАС РФ в постановлении от 8
июля 2008 года №4574/08.

Пунктом 7.1 постановления Правительства РФ от 28.12.2004 г. № 863 устанавливалась не только ставка таможенных сборов, а новое, не предусмотренное на тот момент Таможенным кодексом РФ основание для их начисления – подача полной таможенной декларации, тогда как позиция Конституционного Суда РФ и ВАС РФ заключалась в понимании временного декларирования и полного декларирования как единой процедуры.

До внесения соответствующих изменений в ст.357.7 Таможенного кодекса РФ Федеральным законом №207-ФЗ от 24.07.2009 г. «О внесении изменений в Таможенный кодекс РФ» пункт 7.1 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 г. № 863 применяться не может.

В силу изложенного суд приходит к выводу о том, что подача декларантом как временных, так и полных таможенных деклараций производилась в рамках единого комплекса отношений по таможенному оформлению вывоза одного и того же товара, поэтому подача таких деклараций не могла рассматриваться как самостоятельное, не связанное друг с другом декларирование. При применении временного таможенного декларирования возникал один объект обложения сбором – действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершались его помещением под определенный таможенный режим (экспорта). Поскольку таможенные сборы взимались за таможенное оформление товара, а не за подачу таможенной декларации, то они должны были уплачиваться один раз – при подаче временной декларации. При подаче постоянной декларации повторно такие сборы до
изменения ст.357.7 Таможенного кодекса РФ взиматься не могли.

Как видно из материалов дела, ОАО «Тулачермет» при подаче в таможенный орган временных таможенных деклараций при таможенном оформлении поставок на экспорт товаров собственного производства были уплачены таможенные сборы в сумме 1 093 000 руб. и при подаче в отношении тех же товаров полных таможенных деклараций Обществом также были уплачены таможенные сборы.

Таким образом, ОАО «Тулачермет» дважды были уплачены таможенные сборы: как при подаче временных, так и полных таможенных деклараций, что с учетом вышеизложенного, противоречит положениям Таможенного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357.8 ТК РФ взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом для взыскания (глава 32) и возврата (глава 33) таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

При этом излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств (пункт 4 статьи 355 ТК РФ).

Поскольку, с учетом вышеизложенного, у ОАО «Тулачермет» отсутствовала обязанность повторной уплаты таможенного сбора
за таможенное оформление товара при подаче полных таможенных деклараций, то сумма таможенных сборов, уплаченная при подаче полных таможенных деклараций, является излишне уплаченной и подлежащей зачету в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей.

При таких обстоятельствах, действия Тульской таможни по отказу в возврате ОАО «Тулачремет» 1 093 000 руб. таможенных сборов, выраженные в письме от 03.08.2009 г. № 13-25/6142, являются незаконными.

Размер уплаченной суммы таможенным органом не оспаривался.

Доводы Тульской таможни, изложенные в обоснование своей позиции по спору, судом с учетом изложенного отклоняются как несостоятельные.

В соответствии с частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования.

При обращении в суд с рассматриваемым заявлением ОАО «Тулачермет» была уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб.

В соответствии со ст.333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

В связи с тем, что ответчик освобожден от уплаты госпошлины, уплаченная госпошлина в сумме 2 000 руб. подлежит возвращению из федерального бюджета РФ.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявление ОАО «Тулачермет» удовлетворить.

Признать незаконными действия Тульской таможни по отказу в возврате ОАО «Тулачермет» 1 093 000 рублей таможенных сборов, выраженные в письме от 03.08.2009 г. № 13-25/6142, как не соответствующие статьям 60, 123, 138, 357.8, 355 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Обязать Тульскую таможню возвратить ОАО «Тулачермет» излишне уплаченные таможенные сборы в сумме 1 093 000 рублей.

Возвратить ОАО «Тулачермет» из федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 2 000 рублей.

На Решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его принятия.

Судья *.*. Драчен