Решения районных судов

Постановление апелляции от 19.10.2009 №А05-7098/2009. По делу А05-7098/2009. Российская Федерация.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

Постановление

19 октября 2009 года

г. Вологда

Дело № А05-7098/2009

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной *.*. , судей Кудина *.*. и Чельцовой *.*.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на Решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 августа 2009 года по делу № А05-7098/2009 (судья Максимова *.*. ),

Установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее – инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к войсковой части 26894 (далее – войсковая часть, налогоплательщик) о взыскании 10 350 руб. штрафа за непредставление в установленный срок сведений о доходах физических лиц за 2007 год.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20 августа 2009 года в удовлетворении требований инспекции отказано.

Налоговый орган с Решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, требования удовлетворить. Считает, что отсутствие уведомления о вручении решения от 21.08.2008 № 14-23/28 не сможет служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в связи с тем, что налогоплательщик получил акт проверки, следовательно, не был лишен права на предоставление разногласий, объяснений и ходатайств.

От войсковой части отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).


Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 25.04.2008 войсковая часть по электронным каналам связи представила в налоговый орган сведения о доходах физических лиц за 2007 год и суммах начисленных и удержанных в этом же году налогов (в отношении 207 человек).

Выявив 27.06.2008 факт несвоевременного предоставления указанных сведений, должное лицо инспекции составило акт № 14-23-195, который направлен обществу по почте и 30.07.2008 им получен (л.д. 13).

Уведомлением от 26.06.2008 № 14-23-592 рассмотрение данного акта назначено на 12 час 00 мин 24.07.2008.

В связи с неявкой представителей налогоплательщика рассмотрение дела отложено на 10 час 40 мин 23.09.2008, о чем вынесено Решение от 21.08.2008 № 14-23/28.

Из-за неявки представителей войсковой части в назначенное время дело рассмотрено в ее отсутствие.

В результате Решением от 03.10.2008№ 14-23/2700 заместитель начальника инспекции привлек войсковую часть к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) виде штрафа в размере 10 350 руб.

На основании данного решения в адрес налогоплательщика выставлено требование № 6475 по состоянию на 12.11.2008, в котором войсковой части в срок до 01.12.2008 предлагается уплатить указанную сумму штрафа.

В силу того, что указанное требование не исполнено в срок, налоговый орган обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании данной суммы задолженности.

Суд первой инстанции, установив в действиях войсковой части состав правонарушения, отказал в удовлетворении требований налогового органа в связи с нарушением порядка привлечения лица к налоговой ответственности.


Апелляционная коллегия согласна с таким выводом по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по утвержденной форме. Исчисление НДФЛ, подлежащего перечислению в бюджет, должно производиться по карточкам по форме № 1-НДФЛ. Сведения о доходах физических лиц налоговый агент предоставляет путем заполнения карточек по форме № 2-НДФЛ.

Следовательно, сведения за 2007 год должны быть представлены не позднее 01.04.2008.

Вместе с тем, войсковая часть представила сведения о доходах физических лиц только 24.04.2008, то есть с пропуском установленного срока на 23 дня. Указанное обстоятельство установлено судом первой инстанции и не отрицается налогоплательщиком.

Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Следовательно, в действиях общества имеется состав вменяемого правонарушения.

Однако в ходе производства по делу налоговым органом допущены существенные нарушения, влекущие отказ в удовлетворении его требований.

На основании статьи 10 НК РФ привлечение к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, определенном главами 14 и 15 данного Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 101 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007) налоговый орган извещает о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка и которое вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка указанного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения названных материалов, за исключением случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным.

Как следует из абзаца второго пункта 2 статьи 101 НК РФ, материалы проверки могут быть рассмотрены налоговым органом в отсутствие представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, только в случае если оно было надлежащим образом извещено о месте и времени их рассмотрения.

Пунктом 14 статьи 101 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007) определено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Статьей 101 НК РФ предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, который налоговый орган обязан соблюдать в случае выявления правонарушения в результате проведения любых предусмотренных законодательством мероприятий налогового контроля, в том числе и камеральной проверки сведений о доходах физических лиц.

Из материалов дела следует, что изначальное рассмотрение акта назначено на 12 час 00 мин 24.07.2008, что подтверждается уведомлением от 26.06.2008 № 14-23-592. В связи с неявкой представителей войсковой части рассмотрение дела отложено на 10 час 40 мин 21.08.2008, Решение об этом 28.08.2008 направлено налогоплательщику.

В назначенное время представители налогоплательщика вновь не явились, в связи с чем дело рассмотрено без его участия.

При этом инспекция не располагала данными, свидетельствующими о надлежащем извещении войсковой части о рассмотрении дела 23.09.2008. Указанное обстоятельство налоговым органом не отрицается.

Следовательно, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о нарушении налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, выразившемся в необеспечении возможности лица участвовать в процессе рассмотрения материалов проведенной в отношении него проверки.

При этом вопреки доводам апелляционной жалобы законодательством не установлено право налогового органа не соблюдать вышеуказанные положения статьи 101 НК РФ в случае получения налогоплательщиком акта проверки, являющегося основанием для вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности.

С учетом изложенного дело рассмотрено судом полно и всесторонне, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Правовых оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 августа 2009 года по делу № А05-7098/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску – без удовлетворения.

Председательствующий

*.*. Осокина

Судьи

*.*. Кудин

*.*. Чельцова