Решения районных судов

Решение от 2009-10-23 №А11-5309/2009. По делу А11-5309/2009. Владимирская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ 600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14

Именем Российской Федерации Решение

г.Владимир

“ 23 ” октября 2009 года Дело № А11-5309/2009

Дело рассмотрено по существу 16.10.2009 года. В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление решения в полном объеме отложено до 23.10.2009 года.

Арбитражный суд Владимирской области в составе:

судьи

Ушаковой *.*.

при ведении протокола судебного заседания судьёй Ушаковой *.*. ,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

товарищества собственников жилья “Ясень“, г.Владимир,

к обществу с ограниченной ответственностью “Владимиррегионгаз“, г.Владимир,

3-и лица:

Открытое акционерное общество “Владимироблгаз“, г.Владимир;

Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области, г.Владимир, о взыскании 140 941 руб. 45 коп.,

в судебном заседании участвуют представители:


от истца: Миронова *.*. – по доверенности от 18.06.2009 № 1 до 31.12.2009; Глаголев *.*. – по доверенности от 14.08.2009 № 3 до 31.12.2009; Федюхин *.*. – по доверенности от 23.09.2009 № 4 до 31.12.2009;

от ответчика: Клычков *.*. – по доверенности от 01.01.2009 № 84/1 по 31.12.2009;

от третьих лиц:

ОАО “Владимироблгаз“ - представитель не явился, надлежаще извещен;

Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области – Меньшов *.*. – по доверенности от 11.01.2009 №ДЦТ-17-03 до 31.12.2009,

Установил:

Товарищество собственников жилья “Ясень“ (далее – истец, ТСЖ “Ясень“) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Владимиррегионгаз“ (далее – ответчик, ООО “Владимиррегионгаз“) о взыскании в качестве неосновательного обогащения 172 445 руб. 32 коп. переплаты за природный газ, поставленный в 2008 году по договору поставки газа №01-02/0882-06/09 от 13.09.2006, в результате применения при расчетах за поставленный газ тарифов, установленных для промышленных потребителей.

В процессе рассмотрения дела истец в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неоднократно уточнял исковые требования.

В окончательном варианте истец настаивает на взыскании 140 941 руб. 45 коп. неосновательного обогащения согласно уточненному расчету от 12.10.2009.

Суд принял уточнения истца.


Дело рассматривается по существу по уточненным требованиям о взыскании в качестве неосновательного обогащения 140 941 руб. 45 коп. переплаты за природный газ, поставленный в 2008 году по договору поставки газа № 01-02/0882-06/09 от 13.09.2006, в результате применения при расчетах за поставленный газ тарифов, установленных для промышленных потребителей.

Ответчик иск не признал.

Ответчик, ссылаясь на разъяснения Федеральной службы по тарифам, считает, что поставка газа для приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и производства тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованных отопления и приготовления горячей воды), не может рассматриваться как предоставление коммунальной услуги по газоснабжению. Потребление газа с целью выработки тепла населению с использованием автономных систем (котельные крышного типа, пристроенного и других типов), не относится к видам “личного потребления“ природного газа физическими лицами, поскольку при этом населением потребляется тепло и горячая вода.

Третье лицо - Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области считает иск необоснованным, так как при оплате природного газа, используемого индивидуальными автономными котельными для производства тепла и горячей воды, должны применяться регулируемые цены на газ, установленные для промышленных потребителей, а не для населения.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 12.10.2009 был объявлен перерыв до 16.10.2009 до 15 час. 00 мин.

В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие третьего лица – ОАО “Владимироблгаз“.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд Установилследующее.

Товарищество собственников жилья “Ясень“, созданное по решению собственников помещений многоквартирного дома по ул. Белоконской, д.12, для совместного управления, обеспечения эксплуатации комплекса движимого и недвижимого имущества, зарегистрировано в качестве юридического лица 25.06.2006 ОГРН 1063328029930.

Согласно Уставу целью деятельности ТСЖ является снижение издержек и повышение качества обслуживания систем жизнеобеспечения дома, содержание общедолевой собственности в надлежащем виде и её сохранность.

На товарищество возложены обязанности по обеспечению санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; предоставлению коммунальных услуг; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома. Для выполнения указанных обязанностей ТСЖ от своего имени заключает договоры с поставщиками всех видов работ (услуг), действуя при этом исключительно от имени и за счет членов ТСЖ и выступая посредником, закупающим услуги (коммунальные услуги, услуги по электро-, водо-, газоснабжению и приему сточных вод и т.д.).

По договору поставки газа № 01-02/0882-06/09 от 13.09.2006 между ООО “Владимиррегионгаз“ – “поставщиком“, ТСЖ “Ясень“ – “покупателем“ и ОАО “Владимироблгаз“ – “газораспределительной организацией“ ответчик обязался осуществлять подачу природного газа, ОАО “Владимироблгаз“ – оказывать услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам, а истец обязался принимать газ в согласованных между сторонами объемах, оплачивать газ и возмещать расходы по его транспортировке и снабженческо-сбытовые услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором.

Природный газ поставляется для крышной котельной многоквартирного дома по адресу: г.Владимир, ул.Белоконской, д.12б.

Согласно пунктам 5.1, 5.2 договора покупатель производит оплату поставляемого газа, расходов по его транспортировке и снабженческо-сбытовые услуги по утвержденным в установленном законом порядке тарифам в размере 100 % от суммы стоимости потребленного газа и услуг в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем поставки. Периодом платежа является месяц.

Предъявленные ответчиком в 2008 году счета-фактуры за фактически отобранный газ, в том числе расходы по его транспортировке и плата за снабженческо-сбытовые услуги, были оплачены истцом в полном объеме.

Истец пояснил, что в расчетах за поставленный по настоящему договору природный газ ответчик применял цены на газ, установленные для промышленных потребителей. Поскольку поставляемый по договору №01-02/0882-06/09 от 13.09.2006 газ предназначен исключительно для отопления и горячего водоснабжения многоквартирного дома, имеющего крышную котельную, которую истец относит не к централизованному отоплению, а к индивидуальному, то при расчетах за использованный газ подлежат применению тарифы для населения.

По мнению истца, применяя тариф, установленный для промышленных потребителей, ответчик неправомерно получил в качестве излишней оплаты по договору поставки газа за 2008 год сумму 140 941 руб. 45 коп., являющуюся неосновательным обогащением ответчика, что и послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Предметом спора является взыскание разницы между суммой, начисленной ответчиком и оплаченной истцом по тарифу для промышленных потребителей, и суммой, рассчитанной по тарифу для населения. По объему отобранного истцом газа разногласий между сторонами не имеется.

В расчете суммы неосновательного обогащения ответчика за 2008 год истец учитывал площадь нежилых помещений по техническому паспорту, площадь жилых помещений по техническому паспорту, при определении объема потребления газа жилыми помещениями применил коэффициент соотношения площадей жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также тариф на газ для населения в размере 1 руб. 72 коп. за 1 куб.м (с НДС).

Свои требования истец основывает на пунктах 15, 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, статьях 135, 137, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьях 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Проанализировав и оценив в совокупности приведенные сторонами доводы и пояснения, а также имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения рассматриваемого иска.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор на поставку газа является публичным, соответственно цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.

Согласно пункту 29 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ №162 от 05.02.1998, цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации №1021 от 29.12.2000 “О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации“ утверждены “Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации“ (далее – Основные положения), которыми определены принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифы на услуги по его транспортировке.

Пунктом 10 Основных положений предусмотрено, что регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по тарифам России (далее - ФСТ России), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 332, данный орган исполнительной власти уполномочен осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением, а также осуществлять функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлять контроль по вопросам, связанным с определением и применением цен в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с пунктом 3 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом ФСТ России №194-э/12 от 23.11.2004, розничные цены, устанавливаемые в соответствии с настоящими Методическими указаниями, применяются на объемы газа, реализуемые населению, а также жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и другим подобным организациям (далее - население) для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели.

Согласно пункту 4 названных Методических указаний, в случае если поставка газа населению осуществляется в том числе для центрального отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными, розничные цены применяются только на цели, указанные в пункте 3, при условии наличия раздельного учета газа, используемого для центрального отопления. При этом в случае отсутствия раздельного учета газа розничные цены применяются на объем газа, используемый на цели, указанные в пункте 3, определенный по утвержденным в установленном порядке нормируемым удельным показателям потребления газа, с учетом перечня бытовых приборов и других характеристик газопотребления.

В соответствии с пунктом 11 раздела 2 Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденных приказом ФСТ России №173-э/5 от 17.09.2008, для целей настоящих Методических указаний в группу “население“ включаются физические лица, использующие газ в качестве топлива для личных нужд, а также жилищно-эксплуатационные организации, организации, управляющие многоквартирными домами, жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья (далее - население). При этом объемы потребления указанными конечными потребителями принимаются за вычетом объемов газа, используемых для централизованного отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными, арендаторами нежилых помещений, а также для коммерческих целей, которые учитываются при проведении дифференциации размера платы за снабженческо-сбытовые услуги для прочих групп конечных потребителей. Аналогичная норма содержится в пункте 13 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом ФСТ России №172-э/4 от 17.09.2008.

Из пунктов 3, 4 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом ФСТ России №194-э/12 от 23.11.2004, следует, что розничные цены на газ применяются лишь к тем объемам газа, которые реализуются населению (в том числе ТСЖ) для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели.

Пунктом 4 данных Методических указаний специально оговорен случай, когда поставка газа производится не только для потребления с использованием местных бытовых приборов, но и для центрального отопления, и указано, что в этом случае розничные цены на газ применяются только на цели, указанные в пункте 3, то есть только на те объемы газа, которые потребляются с использованием местных бытовых приборов. При этом в целях регулирования розничных цен на газ к центральному отоплению приравнено потребление газа крышными и иными котельными.

В Методических указаниях по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденных приказом ФСТ России №173-э/5 от 17.09.2008, и Методических указаниях по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом ФСТ России №172-э/4 от 17.09.2008, также установлена необходимость исключения из объемов потребления газа населением тех объемов газа, которые используются для централизованного отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными.

В информационном письме ФСТ России №НБ-7906/9 от 30.12.2008 в связи с поступающими многочисленными запросами от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), регулируемых организаций, а также потребителей газа о формировании стоимости услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и снабженческо-сбытовых услуг, оказываемых поставщиками газа его потребителям, на 2009 год в связи с изменением подходов к отнесению потребителей газа к группам, по которым дифференцируются соответствующие тарифы, указано на то, что плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, а также тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, установленные для группы “население“, не могут применяться к тем объемам газа, которые потреблены для централизованного отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными; к этим объемам применяются соответствующие тарифы, установленные для других групп потребителей.

На обращение Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 03.02.2009 №ДЦТ-218-02-09 и обращение ООО “Владимиррегионгаз“ от 29.01.2009 № СФ-01/86 за разъяснениями в Федеральную службу по тарифам по вопросу применения цен на природный газ, используемый крышными и иными котельными для целей отопления многоквартирного жилого дома, Управление регулирования газовой и нефтяной отраслей ФСТ России со ссылкой на информационное письмо ФСТ России от 30.12.2008 № НБ-7906/9 разъяснило, что плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, а также тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, установленные для группы “население“, не могут применяться к тем объемам газа, которые потреблены для централизованного отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными; к этим объемам применяются соответствующие тарифы, установленные для других групп потребителей.

Действовавшие в спорный период правовые нормы также предусматривали необходимость исключения объемов газа, потребляемого крышными котельными, из объемов газа, используемого населением для личных нужд (бытовыми приборами) и оплачиваемого по розничным ценам. Из вышеизложенных норм следует, что к объемам газа, поставляемым для потребления крышными котельными, не могут применяться установленные для населения розничные цены на газ.

В обоснование своих требований истец также ссылается на необходимость применения к спорным правоотношениям пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, которым предусмотрено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Кроме того истец ссылается на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 №57, в котором указано, что при заключении договоров ТСЖ действует не как хозяйствующий субъект с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

Разрешая настоящий спор, суд учитывает следующее.

Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006, коммунальная услуга - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Коммунальная услуга “газоснабжение“ - круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединительной сети в жилое помещение (пункт 6 Правил).

Судом установлено, что поставка газа по договору № 01-02/0882-06/09 от 13.09.2006 производится только для потребления крышной котельной многоквартирного дома, но не для потребления газа жителями с использованием местных бытовых приборов.

Суд считает, что поставка газа для приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и производства тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованных отопления и приготовления горячей воды), не может рассматриваться как предоставление коммунальной услуги по газоснабжению. Потребление газа с целью последующей поставки тепла населению с использованием автономных систем, к которым относятся и котельные крышного, пристроенного и других типов, не относится к видам “личного потребления“ природного газа физическими лицами, поскольку в этом случае населением потребляются непосредственно тепло и горячая вода, оплачиваемые по тарифам на соответствующие коммунально-бытовые услуги.

В рассматриваемой ситуации гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Владимир, ул.Белоконской, д.12-б, предоставляются коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, при этом газ используется как топливо для подогрева воды в крышной котельной, входящей в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006, регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

В соответствии с пунктом 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии. При приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды.

Таким образом, в случае поставки газа для использования крышной котельной ТСЖ не могут применяться розничные цены на газ, установленные для населения, поскольку в этом случае жильцы в качестве коммунальной услуги потребляют не газ, а тепловую энергию. Следовательно, вышеуказанные правовые акты ФСТ России не противоречат Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.

При изложенных обстоятельствах иск удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу относятся на истца.

В соответствии со статьёй 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьёй 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации истцу подлежит возврату из федерального бюджета 630 руб. 08 коп. госпошлины, уплаченной по платежному поручению № 107 от 15.06.2009, которое остается в материалах дела.

Руководствуясь статьями 4, 17, частью 1 статьи 49, статьями 65, 104, частью 1 статьи 110, частью 5 статьи 156, статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Справку на возврат госпошлины выдать.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья

*.*. Ушакова