Решения районных судов

Решение от 23 октября 2009 года . По делу А76-13306/2009. Челябинская область.

Решение

г. Челябинск

23 октября 2009г. Дело № А76-13306/2009-15-442

Резолютивная часть решения объявлена 20.10.2009.

Решение в полном объеме изготовлено 23.10.2009.

Судья Арбитражного суда Челябинской области *.*. Шумакова, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «Челябэнергосбыт», г. Челябинск к Муниципальному унитарному предприятию «Челябгортранс», г. Челябинск, третье лицо: Государственный Комитет «Единый тарифный орган Челябинской области», г. Челябинск о взыскании 531 629 руб. 95 коп. при участии в судебном заседании: от истца: Прочухан *.*. - по доверенности от 01.01.2009 № 8-7, от ответчика: Кожевниковой *.*. - по доверенности от 15.12.2008.

Установил:

Открытое акционерное общество «Челябэнергосбыт» г. Челябинск в лице филиала «Метэнергосбыт» ЗАО «Энергосбыт (далее- истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Челябгортранс» (далее- ответчик), о взыскании задолженности по договору энергоснабжения № 407 от 29.03.2002 в размере 560 695 руб. 43 коп.

В качестве нормативного обоснования требований приведены положения ст. ст. 307, 309, 544 Гражданского кодекса РФ.

До принятия судебного акта истец уточнил исковые требования, уменьшив размер исковых требований в части основного долга до 531 629 руб. 95 коп. ( т.1 л.д.35).

Уточнение размера исковых требований в соответствии со ст. 49 АПК РФ принято судом.

Определением от 03.09.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечен Государственный Комитет «Единый тарифный орган Челябинской области».

Третье лицо в судебное заседание не явилось, ходатайствовало о рассмотрении искового заявления без участия представителя (т.2 л.д.120).

В судебном заседании истец поддержал исковые требования, сослался на то, что ответчик в нарушение условий договора не оплатил задолженность за потребленную электроэнергию на общую сумму 531 629 руб. 95 коп.

Ответчик исковые требования не признал по мотивам, изложенным в письменном отзыве уточнениях к нему, представил контррасчет (т.1л.д.37, 40-45, т.2 л.д.4) из которых следует, что ответчик полагает, что истцом неправильно применен тариф в отношении ответчика, следует применять тариф для бюджетного потребителя, поскольку ответчик является организацией, финансируемой за счет средств бюджета, просил в удовлетворении требований отказать, полагает незаконным применение истцом в расчетах нерегулируемых цен.

Заслушав объяснения истца и ответчика, исследовав и оценив письменные доказательства, арбитражный суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.


Как следует из материалов дела, 29.03.2002 между ОАО «Челябэнерго» (энергоснабжающая организация), правопреемником которого является ОАО «Челябэнергосбыт» и МУП «Челябгортранс» (абонент) и эксплуатирующей организацией ОАО «ЧЭМК» был заключен договор на электроснабжение непромышленного потребителя через сети эксплуатирующей организации (т. 1 л.д. 7-16), в соответствии с п.1 которого энергоснабжающая организация обязуется подавать электроэнергию по своим сетям до границы балансовой принадлежности с эксплуатирующей организацией, а последняя по своим сетям до энергопринимающих устройств абонента, а абонент оплачивать принятую электроэнергию энергоснабжающей организации, услуги по передаче эксплуатирующей организации, а также соблюдать предусмотренные договором режимы ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электроэнергии.

Согласно п. 5.1 договора учет отпущенной электрической энергии осуществляется приборами учета, указанными в приложении № 8. Абонент ежемесячно передаёт в энергоснабжающую организацию отчёт о расходе электрической энергии за расчётный период.

В соответствии с п. 6.1 договора расчет за потребленную электроэнергию и мощность производится абонентом по тарифам соответствующих групп потребителей.

Согласно п. п. 6.1 – 6.2, 6.3.1 – 6.3.2 договора за расчетный период принимается один календарный месяц. Расчеты за потребленную электроэнергию производятся в соответствии с Указом Президента РФ от 18.09.92г. № 1091 и Постановлением Правительства РФ от 04.04.00 г. № 294. Оплата за электрическую энергию производится в 3-х дневный срок с момента поступления платежных документов в банк без акцепта абонента: в счет причитающихся ежемесячных платежей абонент оплачивает в размере 90 % величины электропотребления, согласованной договором. Оплата производится путем перечисления денежных средств платежными поручениями абонента на расчетный счет энергоснабжающей организации. Окончательная оплата производится по платежному требованию, которое энергоснабжающая организация выставляет в банк до 11 числа месяца, следующего за расчетным периодом.

Договор считается продлённым на тех же условиях за исключением условий о количестве и режимах потребления электроэнергии, если до окончания срока не последует заявление одной из сторон об изменении либо отказе от договора. Условия о количестве и режимах потребления электроэнергии на следующий год при пролонгации договора определяются в соответствии с п. 10.2. договора ( п. 10.4 договора).

Приложением № 8 к договору стороны согласовали перечень расчетных приборов учета покупателя (т.2 л.д. 94).

К договору сторонами согласован акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (т.2 л.д. 91).

ОАО «Челябэнергосбыт» в период с апрель- май 2009 года поставляло МУП «Челябгортранс» электроэнергию в объемах, зафиксированных отчетами о потребляемой электроэнергии отчетами о потребляемой электроэнергии за 2009 год (т.2 л.д.5-6) составленными с учетом показаний расчетных приборов учета.

В материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих об изменении либо отказе сторон от договора, стороны в приложении № 1 согласовали условия о количестве потребления электроэнергии на 2009 год (т.2 л.д.10), с учётом изложенного, суд приходит к выводу о продлении сторонами действия договора электроснабжения № 407 от 29.03.2002 на 2009 год.

Количество поставленной электроэнергии ответчиком признаётся и не оспаривается.


Для оплаты поставленной электроэнергии истцом в адрес ответчика были выставлены счета-фактуры на общую сумму 883 417 руб. 85 коп (т.1 Ф.И.О. оплаты платежным поручением №1582 от 26.06.2009 в сумме 351 787 руб. 90 коп. (т.1 л.д. 36) сумма задолженности составляет 531 630 руб. 85 коп. (расчет истца- т.2 л.д.4).

Отсутствие добровольного исполнения обязательства явилось основанием для обращения истца с иском в суд для принудительного взыскания долга.

При определении стоимости поставленной электроэнергии истцом правомерно применены тарифы, установленные постановлениями Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» № 43/5 от 25.12.2008 и ответчик отнесён к категории потребителей в соответствии с количеством часов использования мощности (т.2 л.д.103-104).

Расчёт годового числа часов использования мощности на 2009 год представлен истцом в материалы дела с пояснениями (т.2 л.д.10, 124),, расчет истцом активной мощности ЧЧИМ (т.2 л.д.10) произведен в соответствии с подписанным сторонами Приложением № 1 «Величины потребления электроэнергии на 2009 год (т.2 л.д.10) с учетом «Инструктивных материалов Главэнергонадзора», 1986 года и «Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электроэнергию…», утв. Приказом ФСТ от 06.08.2004 № 20-Э/2 (т.2 л.д. 94), ответчик дополнением к отзыву указал, что представленный расчет не может являться основанием для применении тарифа (т.2 л.д. 4), котррасчет и доказательства неверного расчета истцом числа часов использования мощности на 2009 год, ответчик в порядке ст. 65 АПК РФ не представил, оснований считать расчет истца необоснованным, в материалы дела не представлено, расчет истца принят судом.

В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу положений ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Отношения сторон по договору регулируются положениями параграфа 6 главы 30 ГК РФ.

В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Данные требования закона и вышеуказанные договорные обязательства ответчиком были нарушены.

Первичными документами подтверждено количество потребленной электроэнергии объектами ответчика, объем которой ответчиком не оспорен, при расчете использованы утвержденные в установленном законом порядке, и предусмотренные договором тарифы и цены.

Доводы ответчика о том, что применение истцом в расчетах нерегулируемых цен является незаконным и о том, что следует применять тариф как для бюджетного потребителя, суд отклоняет по следующим основаниям.

В материалы дела истцом был представлен расчет по нерегулируемым ценам, который ответчиком не оспаривался, рассчитан в соответствии с установленными требованиями (т.2 л.д.96-102).

Статьей 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными Федеральными законами.

Законом N 41-ФЗ предусмотрено, что цены на электрическую и тепловую энергию подлежат регулированию уполномоченными государственными органами. По смыслу статей 2 и 3 названного Закона, тарифы на электрическую энергию подлежат государственному регулированию в целях зашиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов. Статьей 5 этого Закона полномочиями по государственному регулированию тарифов наделено Правительство Российской Федерации.

Согласно абз. 3 ст. 6 Федерального закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об электроэнергетике» к полномочиям Правительства РФ отнесено установление предельного объема электрической энергии, продажа которого разрешается по свободным (нерегулируемым) ценам, определение территорий субъектов Российской Федерации, в границах которых всем субъектам электроэнергетики предоставляется право осуществления деятельности по купле-продаже электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам, а также утверждение правил функционирования розничных рынков в переходный период функционирования электроэнергетики.

Во исполнение указанных полномочий Постановлением Правительства РФ от 31.08.06г № 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее -Правила).

Согласно пункту 106 Правил установлено, что на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.

Установленный порядок расчетов по нерегулируемым ценам за электроэнергию потребленную сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам, распространяется на всех покупателей электрической энергии, кроме населения и приравненных к населению категориям потребителей, которые приобретают электроэнергию только по регулируемым ценам (п. 108 Правил).

Определение объемов покупки по свободным ценам осуществляется в соответствии с п. 109 Правил, согласно которому электрическая энергия сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничном рынке.

Предельные уровни нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитываются на соответствующий расчетный период организацией, поставляющей электрическую энергию (мощность), и доводятся до сведения покупателей. Указанные предельные уровни определяются как сумма средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цены электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, размера платы за подлежащие государственному регулированию в соответствии с законодательством РФ услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения Электрической энергией данного потребителя (покупателя), включая сбытовую надбавку гарантирующего поставщика, а также размера платы за услуги по передаче электрической энергии в случае поставки электрической энергии по договору энергоснабжения. Таким образом, свободная (нерегулируемая) цена является ценой, регулируемой уполномоченным на то государственным органом - Правительством РФ.

Таким образом, применение данных правил в расчетах суд находит правомерным, поскольку Правила в соответствии с п.3 ст. 539 ГК РФ носят императивный характер и подлежат обязательному применению независимо от условий договора.

Оснований для отнесения ответчика к группе «бюджетные потребители» суд не находит по следующим основаниям.

В соответствии с п. 5 Примечания к приложению №1 к Постановления Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 25.12. 2008г. № 43/5 для применения соответствующего тарифа на электрическую энергию бюджетные потребители обязаны предоставлять в ОАО «Челябэнергосбыт» документальное подтверждение суммы бюджетного обязательства, зарегистрированного в органах, исполняющих бюджет.

Таких документов ответчиком истцу не представлено, поэтому у истца оснований для отнесения ответчика к группе бюджетных потребителей не имелось.

Доводы ответчика о том, что он относится к категории бюджетного потребителя, отклоняются судом, как не подтверждённые соответствующим доказательствами, поскольку представленные в материалы дела документы свидетельствуют о предоставлении из бюджета субсидий связанных с оказанием мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (т.2 л.д.14-46).

Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 №109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее – Основы), которыми установлено, что основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, разработанные в соответствии с Федеральными законами “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ и “Об электроэнергетике“, определяют основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги.

Приказом ФСТ от 06.08.2004 №20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее – Методические указания), которыми установлено, что понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ, Федеральном законе “Об электроэнергетике“ от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ и в Постановлении Правительства Российской Федерации “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии“ от 26 февраля 2004 г. N 109.

В соответствии с п.27 Методических указаний базовые потребители - потребители, получающие электрическую энергию (мощность), вырабатываемую ПЭ, не являющимися участниками оптового рынка, через гарантирующих поставщиков и энергоснабжающие организации.

Отнесение потребителей к указанной группе возможно только при наличии в субъекте Российской Федерации производителей электрической энергии (мощности), не являющихся участниками оптового рынка, поставка электроэнергии которыми на розничный рынок осуществляется по регулируемым тарифам. При этом производитель электрической энергии (мощности) в свою очередь должен удовлетворять следующему критерию: - располагаемая мощность, равная или более 25 мВт в месяц.

Тарифы на электрическую энергию, отпускаемую потребителям, дифференцируются по уровням напряжения в соответствии с положениями раздела VIII настоящих Методических указаний.

В соответствии с п.28 Методических указаний тарифы на тепловую энергию устанавливаются раздельно по видам теплоносителей.

В целях реализации бюджетной политики потребители тепловой энергии, финансируемые за счет средств бюджетов соответствующих уровней, указываются отдельной строкой.

Письмом от 13.06.2002 N ОВ-1959/11 ФЭК России обратилась в Минфин России с просьбой дать определение понятия “бюджетные потребители“. Письмом от 27.06.2002 N 06-08-20/87 Минфин России разъяснил, что бюджетные потребители - это организации, финансируемые за счет средств “федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, а также местных бюджетов“. По разъяснению Минфина России, согласно ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетная организация - это “организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов“. За дополнительными разъяснениями рекомендуется обращаться в Минфин России.

Доводы ответчика об отнесении МУП «Челябгортранс» к «бюджетному потребителю», либо к «бюджетной организации» является ошибочным в силу статей 1, 6, 152 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст. 50, 113, 114 Гражданского кодекса РФ, п.п. 10, 18, 21 Устава предприятия, письма Минфина России от 27.06.2002 № 06-08-20/87. МУП «Челябгортранс» не является потребителем электрической энергии, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы, а является коммерческой организацией, получение им денежных средств из бюджетов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан не приравнивает его к получателю бюджетных средств; утверждение о финансировании деятельности из муниципального и областного бюджетов не влечет применение статьи 162 Бюджетного кодекса РФ. Получение указанных средств, как следует из представленных ответчиком в материалы дела документов, осуществляется на основании соответствующих возмездных договоров, исполнение возмездных договоров в соответствии со ст. 39 Налогового кодекса признается реализацией товаров, а в соответствии с положениями ст.ст. 246-249 Налогового кодекса РФ выручка от реализации товаров, получаемая унитарным предприятием в рамках исполнения подобных договоров, учитывается в целях налогообложения прибыли. Довод о том, что увеличение расходов на оплату электроэнергии по сравнению с запланированными, влечет необходимость пересмотра размеров субсидий, субвенций, увеличение бюджетных ассигнований, нарушение требований плановости, стабильности и предсказуемости бюджетного процесса, не подтвержден соответствующими доказательствами в соответствии с требованиями ст. 65 АПК РФ.

Учитывая изложенное, основания для отнесения истцом ответчика к группе «бюджетные потребители» отсутствуют.

С учетом изложенного, требования истца являются правомерными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Доказательств надлежащего исполнения обязательств по оплате поставленной электроэнергии в сумме 531 629 руб. 95 коп. ответчиком в арбитражный суд не представлено (ст. 65 АПК РФ).

При указанных обстоятельствах сумма основного долга в 531 629 руб. 95 коп. подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

В соответствии со ст. 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов, разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.

При первоначальной цене иска 883 417 руб. 85 коп. размер государственной пошлины, определенный в соответствии с п.1 ст. 333.21 НК РФ, составил 15 334 руб. 18 коп.

При уточненной цене иска 531 629 руб. 89 коп. размер государственной пошлины, определенный в соответствии с п.1 ст. 333.21 НК РФ, составил 11 816 руб. 30 коп.

Истец платежным поручением № 1490 от 29.06.2009 перечислил в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 15 334 руб. 18 коп. (т.1 л.д. 6), с учетом уменьшения цены иска госпошлина в сумме 3 517 руб. 08 коп. ( 15334,18-11816,3) подлежит возврату истцу из бюджета в соответствии с п.п.3 п.1 ст. 333.22, ст. 333.40 НК РФ.

Судебные расходы истца, связанные с уплатой государственной пошлины, относятся на ответчика на основании ст. 110 АПК РФ в сумме 11 816 руб. 30 коп.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с ответчика - Муниципального унитарного предприятия ««Челябгортранс», г. Челябинск в пользу истца- ОАО «Челябэ Ф.И.О. долг в сумме 531 629 руб. 95 коп., а также судебные расходы истца по уплате государственной пошлины в сумме 11 816 руб. 30 коп.

Возвратить истцу- ОАО «Челябэнергосбыт» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 517 руб. 08 коп., уплаченную по платежному поручению № 1490 от 29.06.2009.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через арбитражный суд Челябинской области.

Судья *.*. Шумакова

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет- сайтах Восемнадцатого арбитражного суда http://18 aas.arbitr. ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http:// fasuo.arbitr. ru