Решения районных судов

Решение от 23.10.2009 №А76-28488/2009. По делу А76-28488/2009. Челябинская область.

Решение

г. Челябинск

23 октября 2009 г. Дело № А76-29541/2009-53-787

Резолютивная часть решения изготовлена 21 октября 2009 г.

Полный текст решения изготовлен 23 октября 2009 г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Васильева *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Воробьевой *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе г. Челябинска Челябинской области

к индивидуальному предприн Ф.И.О. г. Челябинск,

о взыскании 258 руб.

при участии в заседании:

от заявителя – не явился, извещен;

от ответчика – не явился, извещен.

Установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе г. Челябинска (далее – УПФР) районе обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предприн Ф.И.О. (далее – предприниматель) суммы финансовых санкций в размере 258 руб.


УПФР, надлежащим образом уведомленное о дате и времени судебного заседания, что подтверждается почтовым уведомлением № 48413, представителя в суд не направило.

Предприниматель представителя в суд не направил. О дате и времени извещен путем направлении конверта с определением суда о дате и времени назначения слушания дела по адресу указанному в заявлении: г. Челябинск, ул. Катерная, 72, возвращенного в суд с отметкой «отсутствие адресата по указанному адресу».

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) лица, участвующие в деле считаются извещенными надлежащим образом, если копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту жительства гражданина не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.

Имеющаяся в материалах дела Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, по состоянию на 18.09.2009, адресная справка от 22.09.2009, содержат аналогичные сведения относительно места жительства страхователя.

На основании изложенного, принимая во внимание положения п. 3 ч. 2 ст. 123 АПК РФ, страхователь является надлежащим образом, извещенным о дате и времени слушания дела.

Таким образом, неявка представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о дате и времени судебного заседания, в соответствии со статьей 156 АПК РФ, не препятствует рассмотрению дела по существу.

Предприниматель отзыва и возражений на заявленные к нему требования не представил.

Исследовав письменные материалы дела, арбитражный суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материало Ф.И.О. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 09.09.03 за регистрационным номером 598, ОГРН 304745232200165, состоит на учете в качестве физического лица, самостоятельно уплачивающим страховые взносы по месту своего нахождения в ГУ УПФ РФ в Тракторозаводском районе г. Челябинска.

Сведений об утрате ответчиком статуса индивидуального предпринимателя в материалах дела не имеется.


По факту непредставления в установленный срок предпринимателем в органы УПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2008 год Решением № 161 от 05.05.2009 ответчик привлечен к ответственности по части 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее – Закон № 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 258 руб.

В связи с неисполнением предпринимателем требования об уплате штрафа в добровольном порядке, заявитель обратился в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 213 АПК государственные органы, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Закон № 27-ФЗ) предусмотрена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в виде применения финансовых санкций в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится Пенсионным фондом Российской Федерации в судебном порядке.

В качестве объективной стороны состава правонарушения предпринимателю вменено непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно абзацу пятому статьи 1 Закона № 27-ФЗ индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.

Закон об индивидуальном учете Установилдля физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации (1 - 8 пункта 2 статьи, 6 Пункт 2 статьи 10 Закона № 27-ФЗ).

В подпункте 1 - 8 пункта 2 статьи 6 Закона 27-ФЗ установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов; гражданство.

Пункт 1 статьи 10 Закона № 27 ФЗ определяет, что указанные сведения представляются в орган Пенсионного фонда в следующих случаях:

при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного с Ф.И.О. регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;

при снятии с учета в качестве страхователя;

при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона;

при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Пункт 2 статьи 10 Закона №27-ФЗ устанавливает порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из указанных случаев.

Что касается вмененного предпринимателю в вину нарушения срока представления ведомости уплаты страховых взносов, то перечень сведений, представляемых физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, является исчерпывающим, такие ведомости в нем не указаны.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения о застрахованных лицах возложена только на индивидуального предпринимателя, выступающего в роли страхователя, т.е. лица, осуществившего прием на работу по трудовому договору, а также заключившему договор гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Учитывая, что Положениями Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ не установлен порядок проведения проверок и привлечения к ответственности, руководствуясь частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, пунктом 7 статьи 9 и статьей 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации, привлечение страхователя к ответственности должно осуществляться страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, Решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статьей, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

Между тем, в нарушение статьи 100, пункта 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации ни в акте проверки ни в решении о привлечении к ответственности не изложены надлежащим образом обстоятельства совершения правонарушения, а именно: не указано, за непредставление каких конкретно сведений и в качестве какого субъекта (страхователя или физического лица, самостоятельно уплачивающего взносы) предприниматель привлекался к ответственности, а также не отражены документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства указанного правонарушения; отсутствуют ссылки как в целом на действующее законодательство, которым установлена обязанность индивидуальных предпринимателей представлять сведения в Пенсионный фонд, так и на конкретные нормы, устанавливающие перечень и порядок представления сведений для той или иной категории страхователей и иных лиц.

Исходя из заявления Управления со ссылкой на статьи 8,11,15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, а также на нарушение срока установленного пунктом 2 статьи 11 данного Закона, предприниматель привлечен к ответственности как страхователь.

Однако указанными нормами Закона установлены порядок и перечень сведений, которые представляются страхователем о каждом работающем у него застрахованном лице, тогда как материалы проверки и материалы дела не содержат доказательств отсутствия или наличия у предпринимателя работающих у него застрахованных лиц.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, об отсутствии в решении обстоятельств совершения правонарушения, вменяемого предпринимателю, а также доказательств совершения предпринимателем правонарушения, его вины, в связи с чем заявленные требования о взыскании штрафа являются немотивированными и не подтвержденными документально, следовательно, не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления его в полном объеме, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья *.*. Васильева

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.