Решения районных судов

Решение от 22.10.2009 №А34-4457/2009. По делу А34-4457/2009. Курганская область.

Решение

г. Курган

22 октября 2009 г. Дело А34-4457/2009

Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2009 года

Решение изготовлено в полном объеме 22 октября 2009 года

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Губановой *.*.

при ведении протокола судебного заседания судьей Губановой *.*.

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

Открытого акционерного общества «ЭнергоКурган»

заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция Курганской области

третьи лица: 1.Муниципальное унитарное предприятие города Кургана «Городские электрические сети», 2. Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Жилищник»

о признании недействительным предписания

при участии в заседании:

от заявителя: Пошивайлов *.*. , доверенность № 45-01/439396 от 26.08.2009

от заинтересованного лица - Иванов *.*. , доверенность от 11.01.2009, Осипова *.*. , доверенность от 11.01.2009

от третьих лиц: 1. Пошивайлов *.*. , доверенность № 02-Ю от 15.06.2009;


Хабанов *.*. , доверенность от 11.03.2009

Установил:

Открытое акционерное общество «ЭнергоКурган» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее – инспекция) от 15.07.2009 № 0000409 об устранении нарушений законодательства.

В обоснование данного требования заявитель указал, что оспариваемым актом ему предписано привести в технически исправное состояние транзитные трубопроводы в подвале жилого дома № 23 по ул. Краснодонская в г. Кургане, а также восстановить монометр и термометр на вводе в здание транзитных трубопроводов отопления ГВС перед запорной арматурой этого же дома. Поставка горячего водоснабжения и отопления в данный дом, указывает заявитель, осуществляется по трассе ГВС, идущей от бойлерной ст. Курганка № 4а. Данная трасса ГВС и отопления, находятся в муниципальной собственности и переданы на праве хозяйственного ведения в МУП г. Кургана «Городские электрические сети» согласно акту приема- передачи основных средств от 30.03.2005. Своим предписанием инспекция обязывает восстановить транзитную трассу и установить оборудование, которые находятся в подвале жилого дома и не является собственностью заявителя. Указанная трасса является общим имуществом жильцов многоквартирного дома и обязанность по ее содержанию, указал заявитель, лежит на собственниках квартир в данном доме. Также заявитель указывает, что инспекция не полномочна выносить предписания в отношении ОАО «ЭнергоКурган».

Определениями суда от 13.08.2009 и от 29.09.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное унитарное предприятие города Кургана «Городские электрические сети» и общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Жилищник»

В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявленных требованиях настаивал по основаниям, указанным в заявлении. Суду пояснил, что указанная трасса используется с согласия МУП «ГЭС».

Государственная жилищная инспекции Курганской области представила отзыв, против удовлетворения заявленных требований возражает. В отзыве инспекция указывает, что трасса ГВС и отопления являются транзитными, проложена через подвал дома № 23 и далее к другому дому, принадлежат Администрации города Кургана, переданы в хозяйственное ведение МУП «ГЭС». Данной трассой, указывает инспекция, пользуется заявитель для предоставления жителям коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению, в связи с этим заявителю ежегодно устанавливается тариф на горячее водоснабжение и отопление для населения города Кургана, в том числе и на 2009 год установлен тариф Решением Курганской городской Думы от 14.01.2009 № 2. Ежемесячно жители дома № 23 по ул. Краснодонская по установленным тарифам оплачивают заявителю коммунальные услуги. В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы отзыва. Суду пояснили, что часть данной трассы, находящаяся в подвале дома № 23, находится в аварийном состоянии, возможно подтопление подвала.

Представитель третьего лица Муниципального унитарного предприятия города Кургана «Городские электрические сети» в судебном заседании поддержал правовую позицию заявителя в полном объеме.

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Жилищник» представило отзыв, в котором указывает, что предписание инспекции следует оставить в силе, в требованиях заявителя отказать. В отзыве общество указывает, что в силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от 13.08.2006 № 491 спорные инженерные коммуникации не могут быть отнесены к общему имуществу собственников помещений дома. С использованием этих транзитных трубопроводов заявитель осуществляет оказание населению услуг ГВС и отопления, ежемесячно взимает плату с населения. Спорные трубопроводы используются заявителем, указывает общество, в коммерческих целях, получения прибыли, без указанной трассы заявителю невозможно будет оказывать населению услуги по ГВС и отоплению. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.


Как следует из материалов дела, 15.07.2009 сотрудником Государственной жилищной инспекцией Курганской области по коллективной жалобе жильцов проведено внеплановое мероприятие по государственному контролю в отношении ОАО «ЭнергоКурган» по дому № 23 по ул. Краснодонская в г. Кургане. По результатам контрольных мероприятий составлен акт № 1096 от 15.07.2009 г. (л.д. 17). Из данного акта следует, что инспекцией выявлены нарушения заявителем пунктов 5.3.1., 5.3.2., 5.3.4., 5.3.11., 5.2.22., 5.2.1., 5.2.8., 5.2.12., 5.2.24. «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170; пункт 5 Приложения 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, пункты 4.12., 4.12.3., ГОСТа Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги», а именно: 1. в квартире № 7 температура горячей воды из крана в ванной составила менее +40 С. Температура трубопровода ГВС на вводе в жилой дом составила +45 С. Врезок в трубопровод в подвале для установки монометров и термометров не имеется. Трубопровод ГВС на придомовой территории и у ввода в дом не утеплен. 2. В подвале жилого дома имеются транзитные трубопроводы отопления и ГВС на жилой дом № 23а по ул. Краснодонская. Указанные транзитные трубопроводы имеют значительный физический износ и представляют собой угрозу возникновения аварийной ситуации и подтопления подвала дома. Гидравлические испытания транзитных трубопроводов не производятся.

На основании выявленных нарушений заинтересованным лицом заявителю выдано предписание № 0000409 от 15.07.2009 г. об устранении нарушений законодательства. Данным предписанием заявителю предписано в срок до 15.08.2009 г.: 1. Обеспечить на вводе в жилой дом параметры теплоносителя не менее 50 С и не более 75 С для нужд горячего водоснабжения жилого дома, для предоставления населению коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества, то есть нормируемой температуры горячей воды в водоразборных точках (не менее 50 С с допустимым отклонением температуры горячей воды в дневное время не более, чем на 3 С и не более 75 С); 2. Привести в технически исправное состояние транзитные трубопроводы в подвале дома; 3. Установить монометр и термометр на вводе в здание транзитных трубопроводов отопления и ГВС перед запорной арматурой на жилой дом № 23.

ООО «Управляющая организация «Жилищник» инспекцией выдано предписание от 15.07.2009 № 0000408 об установке монометра и термометра на вводе в здание трубопроводов ГВС после запорной арматуры в соответствии с пунктом 5.3.4. ПиН.

Заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании предписания № 0000409.

Требования к качеству подачи горячей воды установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 (далее Правила).

В соответствии с пунктом 5.3.1 названных Правил качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 град. С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна.

В силу пункта 5.2.1. Правил эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность.

Согласно пункту 5.2.8. Правил план (график) текущего и капитального ремонта должен включать гидравлические испытания, промывку, пробный пуск и наладочные работы с указанием сроков их выполнения. При ремонте пришедшие в негодность нагревательные приборы, трубопроводы, запорно-регулирующая арматура, воздуховыпускные устройства и другое оборудование должно быть заменено в соответствии с проектом или рекомендациями специализированной организации с учетом современного уровня выпускаемого оборудования.

Из пункта 5.2.24. Правил следует, что на вводе в здание теплопроводов ЦО должна быть установлена запорная арматура, до и после нее - приборы КИП (манометры, термометры, приборы учета тепловой энергии и теплоносителя). Контрольно-измерительные приборы, регулирующая и запорная арматура должны находиться в технически исправном состоянии и отвечать установленным требованиям.

В силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее – Правила № 307) исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Пунктом 9 Правил № 307 предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены, в том числе, бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха, а также бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

Действие названных Правил распространяется на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению, энергоснабжению, водоснабжению и канализации независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы.

Согласно пункту 75 Правил № 307 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.

В силу пункта 3.1 Устава ОАО «ЭнергоКурган» к основным видам деятельности общества относится деятельность по поставке (продаже) тепловой энергии.

Из дела видно, что на основании распоряжения мэра города Кургана от 30.03.2005 № 1537-р. «Об утверждении договора с ОАО «Российские железные дороги» в соответствии с актами приема-передачи объектов основных средств муниципальной собственности теплотрасса от бойлерной ст. Курганка до жилого дома № 23 по ул. Краснодонской, от жилого дома № 23 по ул. Краснодонской до жилого дома № 23а по ул. Краснодонской передана с баланса ФГУП «ЮУЖД МПС РФ» на праве хозяйственного ведения на баланс Муниципальному унитарному предприятию «Городские электрические сети».

Как установлено в судебном заседании и следует из схемы, представленной в материалы дела, указанная теплотрасса проложена от теплопункта № 171 до дома № 23а по ул. Краснодонская через подвал дома № 23 по ул. Краснодонская (л.д.42).

Согласно письму Департамента экономического развития и управления муниципальным имуществом Администрации города Кургана от 12.10.2009 № 4288э, тепловая трасса, расположенная в подвале многоквартирного лома № 23 по ул. Краснодонская, в Реестре объектов муниципальной собственности не значится.

Из дела видно (схема теплотрассы) и установлено в судебном заседании заявитель осуществляет подачу тепловой энергии от теплопункта № 171 для жильцов дома по ул. Краснодонская, 23, а далее - для жильцов дома по ул. Краснодонская, 23а по теплотрассе, часть которой проложена в подвале дома № 23. Жильцы дома № 23 оплачивают заявителю ежемесячно поставленную тепловую энергию в соответствии с тарифами, установленными Решением Курганской городской Думы от 14.01.2009 № 2. Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются.

Согласно положениям части 1 статьи 36, части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 5, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 в состав общего имущества многоквартирного жилого дома включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

В силу указанных правовых норм, часть теплотрассы от теплопункта № 171 до дома № 23а по ул. Краснодонская, проложенная в подвале жилого дома № 23 по ул. Краснодонская не входит в состав общего имущества многоквартирного жилого дома № 23. Указанные обстоятельства подтверждаются также схемой теплотрассы от теплопункта № 171 от дома № 23а по ул. Краснодонская, актами приема-передачи муниципального имущества.

В силу пункта 1.10. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда государственный контроль за соблюдением всеми участниками жилищных отношений настоящих Правил осуществляется Государственной жилищной инспекцией Российской Федерации.

Согласно пунктам 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 N 1086 органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и т.д.). Органы государственной жилищной инспекции имеют право: проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.

Аналогичные полномочия принадлежат заинтересованному лицу в соответствии с пунктами 4.1.1., 4.1.2. Положения о государственной жилищной инспекции Курганской области, утвержденного Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10 июня 2005 N 219.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным, выдано уполномоченным органом пределах установленной компетенции, надлежащему лицу. При этом, поскольку заявитель, фактически использует ненаходящийся у него в собственности, на балансе спорный участок теплотрассы для поставки и продажи тепловой энергии, получает за тепловую энергию оплату от жильцов дома № 23 по ул. Краснодонская, наличие либо отсутствие имущественных прав третьих лиц (муниципальная собственность, хозяйственное ведение, бесхозное имущество) на указанный объект в рассматриваемом случае правового значения не имеет.

Доказательств нарушения прав и законных интересов оспариваемым предписанием заявителем не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исходя из вышеуказанных обстоятельств, доводы заявителя, изложенные в заявлении и приведенные в судебном заседании, подлежат отклонению.

Судебные расходы распределены в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отнесены на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Государственной жилищной Курганской области от 15.07.2009 № 0000409 об устранении нарушений законодательства на основании Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://18aas.arbitr.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (http://fasuo.arbitr.ru).

Судья *.*. Губанова