Решения районных судов

О взыскании стоимости недополученной ветераном боевых действий льготы по оплате за содержание и ремонт жилья. Решение от 08 декабря 2002 года №. Тамбовская область.

Никифоровский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Нищева *.*.,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к <адрес> о взыскании стоимости недополученной ветераном боевых действий льготы по оплате за содержание и ремонт жилья,

Установил:

В Никифоровский районный суд обратился прокурор <адрес> с иском к <адрес> о взыскании стоимости недополученной ветераном боевых действий льготы по оплате за содержание и ремонт жилья.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> ФИО7 поддержала исковые требования, пояснив, что ФИО1 является ветераном боевых действий с ДД.ММ.ГГГГ года, проживает в квартире общей площадью № м2, пользуется правом на предоставление льгот по оплате за содержание и ремонт жилья.
В ДД.ММ.ГГГГ года он обратился в <адрес>», ему была выдана соответствующая справка, и с ДД.ММ.ГГГГ стали начисляться льготы за содержание и ремонт жилья. В соответствии с Федеральным Законом № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой площади жилых помещений, в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Однако Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, ветеранам боевых действий было предусмотрено возмещение (оплата) в размере 50% суммы оплаты за занимаемую общую площадь жилых помещений в пределах федерального стандарта социальной нормы площади жилья (18 м2 общей площади на одного гражданина). Таким образом, сумма выплаты за ДД.ММ.ГГГГ, рассчитанная в соответствии с данным Постановлением, была меньше по сравнению с суммой выплаты, предусмотренной Федеральным Законом № 5-ФЗ, и распространялись только на 18 м2 от общей площади жилья (№), хотя исходя из положений Федерального Закона № 5-ФЗ частичная оплата за жилое помещение должна распространяться на всю общую площадь занимаемого ФИО1 жилого помещения. Положения Постановления противоречат в этой части положениям Федерального Закона. Меры социальной поддержки ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ были не выплачивались, что противоречит положениям Постановления №. Противоречия между положениями Постановления № и положениями Федерального Закона № 5-ФЗ были частично устранены принятием администрацией <адрес> Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. Недополученная ФИО1 льгота по оплате за содержание и ремонт жилья за период за ДД.ММ.ГГГГ составила № рублей.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, пояснив, что, узнав в июне ДД.ММ.ГГГГ года о том, что он вправе пользоваться льготой по
оплате за содержание и ремонт жилья, он обратился в ТОГКУ <адрес>, где он был зарегистрирован как лицо, пользующееся мерами социальной поддержки, выдана соответствующая справка. С указанной справкой он обращался по поводу льготы на оплату жилья в различные организации – <адрес> однако его справку не принимали. Справку у него приняли и зарегистрировали в <адрес> которое занимается коммунальным обслуживанием населения. О том, что при этом необходимо составить и подать письменное заявление о начислении льготы за предшествующие № до дня подачи заявления – он не знал и ему никто про это не говорил; считал, что прием справки уже является основаниям для всех правовых последствий. Льготу ему стали начислять с момента подачи справки, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Однако льгота за предшествующие № начислена не была. Льгота в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ему была начислена в соответствии с Постановлением администрации <адрес> № за 18 м2 жилой площади, то есть в размере, меньшем, чем установлено Федеральным законодательством.

В процессе рассмотрения гражданского дела к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены <адрес>

Представитель ответчика – <адрес> <адрес> – в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени судебного заседания. В соответствии с письменным отзывом, Управление труда и социального развития <адрес> против искового заявления прокурора <адрес> не возражает.

Представитель ответчика – <адрес> ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований о взыскании недополученной ФИО1 льготы с <адрес>», пояснив, что <адрес> только осуществляет расчет мер социальной поддержки на основании сведений о лицах, имеющих право на льготы, но не выплачивает эти льготы. Расчеты и счета-фактуры передаются в ТОГУ
<адрес>, затем льгота в соответствии с расчетом выплачивается за счет средств областного бюджета. При расчете льготы за ДД.ММ.ГГГГ года <адрес> при расчетах руководствовался положениями Постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку это Постановление было принято и подлежало исполнению, им был утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан и расходования средств областного бюджета на предоставление этих мер социальной поддержки; финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете. Кроме того, ФИО1 не было подано письменное заявление о предоставлении льготы за истекшие 6 месяцев до дня подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ; в связи с этим сведения от <адрес> о необходимости начисления льготы за истекшие ДД.ММ.ГГГГ, предшествующие подаче заявления, не поступали, и, соответственно, такая льгота за истекшие 6 месяцев не начислялась. В обязанности <адрес> входит только начисление льгот и <адрес> не имеет никакого отношения к денежным средствам, перечисляемым в возмещение предоставленных льгот, то есть не является их получателем.

Представитель ответчика – <адрес> ФИО3 – в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований о взыскании недополученных сумм льготы с ООО <адрес>, пояснив, что <адрес> не производит прием платежей от населения за содержание и ремонт жилья. поскольку эта обязанность возложена на <адрес>, которое принимает платежи от населения и затем перечисляет их на счет <адрес> с удержанием 5% за оказанные услуги, что предусмотрено договором №-Д от ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> не производит начисление льгот, оплат от населения не принимает.

Представитель 3-го лица – <адрес>» ФИО4, действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что ФИО1 имеет право на получение льготы по
оплате за содержание и ремонт жилья как ветеран боевых действий. Он обратился в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ, был внесен в базу данных как получатель государственной социальной поддержки, ему была выдана соответствующая справка, с которой он обратился в организацию – поставщика услуг. Впоследствии стали поступать расчеты о начислении ФИО1 льготы. Расчеты на начисление льготы поступают в <адрес> суммы выплат истребуются из областного бюджета и при поступлении средств <адрес> производит перечисление суммы льготы. До ДД.ММ.ГГГГ сумма льготы в соответствии с расчетом перечислялась поставщику услуг, при этом лицо, пользующееся льготами, оплачивало услугу поставщику в размере 50%, а после произошедших изменений законодательства – само лицо, пользующееся льготами, оплачивало 100% услуги, а суммы льгот <адрес> перечислялись на счет лица, пользующегося льготами.

Представитель <адрес> ФИО5, действующий на основании доверенности, пояснил, что в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ обратился ФИО1, который представил справку о праве на льготы по выплатам за содержание и ремонт жилья; данная справка была принята, сведения о лице, имеющем право на получение льготы, переданы в <адрес> в силу обмена данными о лицах, имеющих право на льготу, ФИО1 был внесен в соответствующую базу данных, впоследствии ему были начислены льготы.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

ФИО1 является ветераном боевых действий в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается удостоверением РМ № от ДД.ММ.ГГГГ, имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, ветеранам боевых действий из числа лиц,
указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда…

ФИО1 обратился в <адрес>» в ДД.ММ.ГГГГ, был зарегистрирован в базе данных, ему была выдана справка о регистрации в базе данных регистра граждан, получателей государственной социальной поддержки; в соответствии со справкой, был выбран способ предоставления мер социальной поддержки в натуральной форме. Как установлено в судебном заседании, ФИО1 обращался с данной справкой в <адрес>, однако справка принята не была; справку ФИО1 приняли в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, откуда сведения о лице, имеющему право на льготы, были переданы в базу данных <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 стали начисляться льготы за содержание и ремонт жилья. Начисление размера льготы производилось <адрес> в соответствии с Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, которое действовало на тот период.

В соответствии с п. 1.4.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги и вывоз твердых и жидких бытовых отходов отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес>, и расходования средств областного бюджета на предоставление этих мер социальной поддержки, утвержденного Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги и вывоз твердых и жидких бытовых отходов предоставляются в виде возмещения (оплаты) в размере 50
процентов суммы оплаты за занимаемую общую площадь жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемую жилую площадь) в пределах федерального стандарта социальной нормы площади жилья (18 квадратных метров общей площади жилья на одного гражданина) ветеранам боевых действий, в том числе членам семей, совместно с ними проживающим.

Вместе с тем, как указано выше, ст. 16 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Таким образом, имеются противоречия в этой части между положениями Федерального Закона и Постановления администрации субъекта РФ, в связи с чем, учитывая юридическую силу нормативно-правовых актов, применению подлежат положения Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах».

В связи с изложенным, льгота за содержание и ремонт жилья за ДД.ММ.ГГГГ должна быть начислена ФИО1 исходя из указанных положений Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, а не в соответствии с Постановлением администрации <адрес> №, предусматривающем выплату льготы в размере 50 процентов суммы оплаты за занимаемую общую площадь жилых помещений в пределах федерального стандарта социальной нормы площади жилья (18 квадратных метров общей площади жилья на одного гражданина).

Положения Постановление администрации <адрес> № были в этой части изменены после принятия администрацией <адрес> Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги, твердое топливо и вывоз твердых и жидких бытовых отходов отдельным категориям граждан, проживающим на
территории <адрес>».

В соответствии с п. 2.13 действовавшего на период ДД.ММ.ГГГГ года Постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги и вывоз твердых и жидких бытовых отходов предоставляются гражданину за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев, предшествующих месяцу, в котором гражданином подано заявление, - при обращении за предоставлением мер социальной поддержки по истечении шести месяцев с даты возникновения права на меры социальной поддержки. Согласно п. 2.2 указанного Постановления, для получения возмещения (скидки) за жилое помещение, коммунальные услуги … гражданин льготной категории представляет в областное государственное учреждение социального обслуживания населения (администрацию муниципального района, городского округа) письменное заявление по форме, установленной управлением труда и социального развития области, в котором указывается обращение о предоставлении мер социальной поддержки, способ получения льготы (в форме возмещения или скидки)…

Аналогичное положение содержится в п. № действующего в настоящее время Постановления <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги, твердое топливо и вывоз твердых и жидких бытовых отходов отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес>», которым признано утратившим силу Постановление администрации <адрес> №:

меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги, твердое топливо и вывоз твердых и жидких бытовых отходов предоставляются гражданину: за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев, предшествующих месяцу, в котором гражданином подано заявление, - при обращении за предоставлением мер социальной поддержки по истечении шести месяцев с даты возникновения права на меры социальной поддержки.

Как указано выше, ФИО1 получил право на меры социальной защиты в ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы <адрес> <адрес> о том, что ФИО1 не может быть начислена льгота за период 6 месяцев до момента обращения с заявлением, поскольку письменное заявление ФИО1 не это не подавалось, судом не принимаются ввиду их несостоятельности. После обращения по вопросу начисления льготы ФИО1 со справкой, полученной в <адрес>, в различные организации, в том числе <адрес> которое являются поставщиком коммунальных услуг, <адрес>, осуществляющее сбор платежей от населения за предоставленные коммунальные услуги, справка принята не была, он обратился в коммунальное предприятие – <адрес> где справка была принята, сведения о нем как о лице, имеющему право на льготы, были переданы в базу данных <адрес> льгота была начислена и стала предоставляться с момента его обращения в <адрес> то есть с ДД.ММ.ГГГГ; при обращении в ООО <адрес> письменное заявление от него не потребовали, о необходимости составления письменного заявления на предоставление льготы сообщили, тем не менее льгота была начислена.

Исходя из анализа положений п. 2.13 действовавшего на период ДД.ММ.ГГГГ Постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ применительно к рассматриваемому случаю, суд приходит к выводу, что в данном случае следует признать надлежащим обращение ФИО1 по вопросу о предоставлении льготы, и признать за ним право на получение мер социальной поддержки по истечении шести месяцев с даты возникновения права на меры социальной поддержки, то есть признать за ФИО1 право на получение мер социальной поддержки – льготы по оплате за содержание и ремонт жилья – за период 6 месяцев, предшествующих обращению за предоставлением льготы.

В соответствии с материалами дела. ФИО1 было начислено и уплачено за содержание и ремонт жилья: ДД.ММ.ГГГГ – № рублей, в
ДД.ММ.ГГГГ – № рублей. Таким образом, сумма мер социальной поддержки из расчета 50% от суммы оплаты должна составлять: за ДД.ММ.ГГГГ – № рублей, за ДД.ММ.ГГГГ – № рублей. Учитывая, что в ДД.ММ.ГГГГ года мера социальной поддержки ФИО1 была частично выплачена в размере № рублей, то сумма мер социальной поддержки за ДД.ММ.ГГГГ, подлежащая взысканию, должна составлять № рублей. Таким образом, общая сумма мер социальной поддержки за период ДД.ММ.ГГГГ, а также сумма недополученных мер социальной поддержки за ДД.ММ.ГГГГ составляет № рублей; указанная общая сумма мер социальной поддержки подлежит взысканию в пользу ФИО1

Как установлено в судебном заседании, сбор платежей от населения за предоставленные коммунальные услуги осуществляется <адрес>, которое затем перечисляет данные денежные средства на счет <адрес> являющееся поставщиком коммунальных услуг, за вычетом 5% на оказание услуги по сбору платежей. Как до монетизации льгот, так и после нее указанные <адрес> получали оплату коммунальных услуг за содержание и ремонт жилья в полном объеме, как в случае оплаты гражданином 50% оплаты услуги и последующего перечисления на счет <адрес> льготной 50%-оплаты услуги от <адрес> так и в случае полной оплаты гражданином услуги и последующего перечисления суммы льготы на счет гражданина от <адрес>. Расчет льготы производился <адрес>, расчеты и счета-фактуры передавались в <адрес>» и на их основании <адрес> затребовались суммы, подлежащие выплате в качестве льгот; льготные выплаты производились за счет средств областного бюджета. Распорядителем данных средств <адрес>» не является; при получении денежных средств на выплату льгот из областного бюджета <адрес> производит перечисление полученных сумм на выплату льгот.

В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 Федерального закона № 5-ФЗ.

Таким образом, выплата мер социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилого помещения производится за счет средств областного бюджета. Принимая во внимание изложенное, недополученная ФИО1 льгота по оплате за содержание и ремонт жилья подлежит возмещению за счет средств областного бюджета.

Пунктом 2 Постановления <адрес>

от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги и вывоз твердых и жидких бытовых отходов отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес>»

(с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) Управление труда и социального развития <адрес> определено:

уполномоченным органом по организации работы по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги и вывоз твердых и жидких бытовых отходов отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес>;

главным распорядителем средств областного бюджета по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

В соответствии с ч. 3 Порядка финансирования мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и вывозу твердых и жидких бытовых отходов в денежной форме, утвержденного Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, управление осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на выплату возмещения по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги и вывоз твердых и жидких бытовых отходов и оплату услуг на доставку и обслуживание счетов отдельных категорий граждан. Финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом области об областном бюджете на соответствующий год. В соответствии с ч. 5 – «Ответственность и контроль», контроль за целевым использованием средств, достоверностью и обоснованностью сведений и отчетности, представляемых областными государственными учреждениями социального обслуживания населения, осуществляет управление.

Аналогичные положения содержится в разд.. 3 действующего в настоящее время Постановления <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги, твердое топливо и вывоз твердых и жидких бытовых отходов отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес>», которым признано утратившим силу Постановление администрации <адрес> №:

Управление труда и социального развития области (далее - управление) осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на выплату суммы возмещения по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги, твердое топливо и вывоз твердых и жидких бытовых отходов и оплату услуг на доставку и обслуживание счетов отдельных категорий граждан. Финансирование расходов на выплату суммы возмещения по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги, твердое топливо и вывоз твердых и жидких бытовых отходов и оплату услуг по доставке и обслуживанию счетов отдельных категорий граждан осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на финансовый год.

Таким образом, учитывая изложенное, недополученная ФИО1 сумма мер социальной поддержки должна быть взыскана за счет средств областного бюджета с ответчика – <адрес>, являющегося главным распорядителем областного бюджета по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги.

Исходя из изложенного, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> о взыскании недополученных сумм мер социальной поддержки в пользу ФИО1 с <адрес> подлежат удовлетворению. Требования о взыскании сумм мер социальной поддержки с <адрес> являются заявленными необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Взыскать с <адрес> в пользу ветерана боевых действий ФИО1 недополученные меры социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилья за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере № рублей.

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> к <адрес> о взыскании в пользу ФИО1 сумм мер социальной поддержки – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Никифоровский районный суд в течение 10 суток со дня его оглашения.

Судья Нищев *.*.