Решения районных судов

Решение от 24 ноября 1995 года № 2(3-297/2010. Решение от 24 ноября 1995 года № 2(3-297/2010. Оренбургская область.

Бузулукский районный суд Оренбургской области под председательством судьи Дахно *.*., при секретаре Фоминой *.*.,

с участием прокурора – заместителя прокурора Курманаевского района Скороварова *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курманаевского района в интересах неопределенного круга лиц – инвалидов и маломобильных групп населения к муниципальному учреждению культуры «Централизованная...» и отделу культуры Администрации... района о возложении обязанности устранить препятствия в осуществлении права неопределенного круга лиц - инвалидов и других маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры посредством оборудования входов в Дома творчества и досуга, расположенных на территории... района,

Установил:

Прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то,
что прокуратурой Курманаевского района Оренбургской области проведена проверка исполнения Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В ходе проверки установлено, что здания... Дома творчества, являющихся филиалами муниципального учреждения культуры «...», не оборудованы пандусами для подъезда на инвалидных колясках.

В соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на
охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно ст. 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно требованиям Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений дли маломобильных групп населения», принятых Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. № 73, при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения (п. 1.1). Требования настоящего документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство (п. 1.2). Проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, должны обеспечивать досягаемость мест целевого посещения, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д. (п. 1.4). Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий. С этой целью необходимо проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения (п. 1.5). Согласно
приложения А универсальный элемент - это элемент, проектируемый с учетом возможного использования всеми категориями населения, в том числе маломобильными группами населения. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (п.3.13). Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п.3.14). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, к Ф.И.О. входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов (п.3.17). В соответствии со ст.ст. 36, 46 Федерального закона «О техническом регулировании», ст. ст. 4, 8, 46 Градостроительного кодекса РФ, ст. ст. 6-8 Федерального закона № 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», нормы ГОСТов и СНиПов являются обязательными к применению.

Обозначенные факты являются грубым нарушением основных конституционных принципов на свободу передвижения и выбор места пребывания граждан, в том числе инвалидов и других маломобильных групп населения. Российская Федерация гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ч.1 ст. 45 Конституции РФ).
Статья 12 Гражданского кодекса РФ определяет, что защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Отдел культуры Администрации... района является учредителем муниципального учреждения культуры «...» и входящих в него филиалов указанных Домов творчества и досуга и в пределах своей компетенции и выделяемых бюджетных средств несет субсидиарную ответственность за неисполнение требований вышеназванного законодательства.

Таким образом, создание пандусов для подъезда на инвалидных колясках в указанных Домах творчества и досуга должно быть обеспечено средствами муниципального учреждения культуры «...» и отдела культуры администрации... района.

В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц, в данном случае инвалидов и других маломобильных групп населения, проживающих на территории муниципальных образований... района и... области и имеющих право на беспрепятственный доступ ко всем объектам социальной инфраструктуры с заявлением об обязании устранить препятствия их праву на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

В судебном заседании прокурор Скороваров *.*. просил суд обязать администрацию муниципального учреждения культуры «...» и отдел культуры Администрации... района устранить препятствия в осуществлении права неопределенного круга лиц – инвалидов и других маломобильных групп населения- на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, посредством оборудования пандусами входов в Дома творчества и досуга, расположенных на территории... района.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились.
О времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще. Из заявлений представителей ответчиков Тлеушева *.*. и Кадиной *.*. следует, что они просят рассмотреть дело в их отсутствие. Иск прокурора признают в полном объеме.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ суд принимает признание иска, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. В соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Иск прокурора
подлежит удовлетворению. В соответствии со ст.206 ГПК РФ Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Суд, учитывая необходимость соблюдения ответчиком всех предусмотренных законом процедур для выполнения муниципальных заказов на обустройство пандусов, необходимого времени на выполнение работ по обустройству пандусов в 29 учреждениях культуры, считает возможным определить время исполнения решения суда до Дата обезличена.

Руководствуясь ст.12 ГК РФ, ст.ст.39, 194-199 ГПК РФ,

Решил:

Иск прокурора Курманаевского района Ярыгина *.*. удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального учреждения культуры «...» в срок до Дата обезличена устранить препятствия в осуществлении права неопределенного круга лиц – инвалидов и других маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, посредством оборудования специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных посетителей (пандусом) входы в....

В случае, если в распоряжении муниципального учреждения культуры «...» нет денежных средств, достаточных для исполнения указанных обязательств, его обязательства по исполнению настоящего решения суда возлагаются на отдел культуры Администрации муниципального образования... район.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд путем подачи жалобы в Бузулукский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья