Решения районных судов

О признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении; обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении; признании нуждающейся в жилом помещении; признании постановления администрации МО город *** №***. Решение от 16 февраля 2011 года № 2–197/2011. Ленинградская область.

Дело № 2–197/2011


Решение

Именем Российской Федерации

16 февраля 2011 года город Волхов


Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой *.*.,

при секретаре Веселовой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш. к Администрации муниципального образования город *** муниципального района Ленинградской области о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении; обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении; признании нуждающейся в жилом помещении; признании постановления администрации МО город *** №*** от *** декабря 20** года об отказе в принятии на учет в
качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и не обоснованным и отмене постановления №*** от *** декабря 20** года,

Установил:

Истец указала, что зарегистрирована и проживает по адресу: г. В., ул. А., д. ***, кв. *** с *** апреля 19** года и по настоящее время. Данная квартира принадлежит на праве собственности отцу истицы Щ. С апреля 19** года в квартире было зарегистрировано и проживало 4 человека. В августе 20** и в августе 20** года истица и её сестра зарегистрировали браки, и их мужья изъявили желание быть зарегистрированными и проживать вместе со своими женами в указанной квартире. До регистрации новых членов семьи на одного человека приходилось по 15 кв.м жилой площади, после регистрации мужей истца и её сестры по адресу: г. В., ул. А., д. ***, кв. *** на одного члена семьи стало приходиться по 10,03 кв.м, то есть выше учетной нормы площади жилого помещения, установленной по г. В.. После рождения в семье Р. сына – Г. и его регистрации по месту жительства родителей в квартире площадью 60,2 кв.м в настоящее время зарегистрировано и проживает 7 человек, на одного человека приходится 8,6 кв.м, то есть менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека, которая составляет по г. В. 9 кв.м. Данное обстоятельство явилось
основанием обращения истца в администрацию МО город В. *** муниципального района Ленинградской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью дальнейшего участия в программах «Обеспечение жильем молодых семей» и других программах. Истцом был собран пакет документов, который был сдан в отдел ЖКХ администрации МО город В. *** декабря 2010 года администрацией МО г. В. принято Постановление №***, в соответствии с которым ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п.п. «б» п. 7 ст. 3 Областного закона №89-оз от 26.10.2005 года по мотиву отсутствия оснований для постановки на очередь. Администрация пришла к выводу, что истцом представлены документы, которые не подтверждают её право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, без объяснения причины, по формальным признакам, что является необоснованным.

С таким отказом истец не согласна, указывает, что принятое Постановление нарушает права истца на улучшение жилищных условий, путем участия в различных молодежных жилищных программах.

Истец также указала, что ответчик не считает, что она ухудшила свои жилищные условия и в её действиях ответчик не усматривает каких-либо умышленных действий по ухудшению жилищных условий, поскольку при отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении ответчик не сослался на
п.п. «в» п. 7 ст. 3 Областного закона №89-оз от 26.10.2005 года.

В судебном заседании 03 февраля 2011 года представитель истца З., действующая по доверенности, увеличила размер исковых требований, просила признать истицу нуждающейся в жилом помещении; признать незаконным и необоснованным и отменить Постановление администрации МО г. В. №*** от *** декабря 2010 года об отказе в принятии Ш. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 167).

Истец Ш. о времени и месте судебного заседания извещена, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель истца З. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что семья её доверительницы никогда не претендовала на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Истец просила и просит признать её нуждающейся в жилых помещениях с составом семьи два человека, чтобы она смогла участвовать в государственных программах по улучшению жилищных условий молодым семьям.

Представитель ответчика администрации МО город В. *** муниципального района Ленинградской области Т., исковые требования не признала, просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку согласно представленным истцом документам и расчета среднедушевого дохода семьи Ш., семья истца не может быть признана малоимущей, так как средний доход семьи на 1 человека выше пороговой
величины месячного дохода на 1 человека в 2 раза. Кроме того, семья Ш. также не может быть признана и нуждающейся, так как Д. (муж истца) с 1995 года по 2010 год был зарегистрирован в г. Л. в 3-х комнатной отдельной квартире, общей площадью 53,2 кв.м, где на каждого приходилось по 13,3 кв.м. В квартире, расположенной по адресу: г. В., ул. А., д. ***, кв. ***, семья истца постоянно не проживает, а проживает в С., что подтверждается актом обследования жилищно-бытовых условий семьи Р. Администрация полагает, что регистрация Д. в указанной квартире носит формальный характер, Д. и Ш. намеренно ухудшили свои жилищные условия с целью признания их нуждающимися и постановке на учет нуждающихся в жилом помещении. В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ истец может быть признана нуждающейся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действия по ухудшению своих жилищных условий.

Суд, с согласия представителя истца З. и представителя ответчика Т., полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного заседания и ходатайствовавшей о рассмотрении дела в её отсутствие.

Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца З., представителя ответчика Т., не находит оснований для удовлетворения иска с учетом следующего.

В силу ст. ст.
12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со ст. ст. 49, 51 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях.

В силу ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органами местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущество, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно п. «а» ч. 1 ст. 1 Закона Ленинградской области от 26.10.2005 года №89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее Областного закона) состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право малоимущие граждане и члены их семей, которые могут быть признаны по установленным Жилищным
кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Решением муниципалитета МО города В. №*** от 04.10.2005г. «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях – 9 кв.м общей площади на одного человека (л.д. 129).

Судом установлено, что *** ноября 2010 года Ш. обратилась в администрацию МО город В. *** муниципального района Ленинградской области с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, в котором просила принять её с семьей из двух человек (Ш. и её мужа Д.) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (л.д. 57-58).

К указанному заявлению истцом были приложены все документы в соответствии с перечнем документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области от 25.01.2006г. №4 «Об утверждении перечня и форм документов по осуществлению учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Ленинградской области, и перечнем документов, необходимых для расчета порогового значения
размера дохода и стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, утвержденного Решением Совета депутатов МО город В. *** муниципального района Ленинградской области от 28.05.2007г. №26 «Об установлении величины порогового значения размера среднедушевого дохода и стоимости имущества в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (л.д. 59-128).

Постановлением администрации муниципального образования город В. *** муниципального района Ленинградской области от *** декабря 2010 года №*** «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Ш.» заявителю отказано в постановке на учет составом семьи два человека: Ш., Д. (муж) в качестве нуждающихся в жилом помещении по п.п. «б» п. 7 ст. 3 Областного закона №89-оз от 26.10.2005г. «О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», по мотиву представления документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 55).

Судом установлено, что произведенный ответчиком расчет среднедушевого дохода и стоимости имущества Ш. на состав семьи два человека основан на законе и не оспаривался представителем истца З. в судебном заседании.

В компетенцию суда не входит принятие решения о постановке на очередь. При рассмотрении спора суд проверяет законность
и обоснованность принятого компетентным органом решения.

С учетом изложенного, отказ Администрации МО город В. в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по мотиву представления документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не противоречит Закону Ленинградской области от 26.10.2005г. №89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», принят компетентным органом в пределах полномочий.

Согласно пунктам «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года №675 утверждена «Федеральная целевая
программа «Жилище» на 2002-2010 года», в состав которой входит Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при реализации жилищной проблемы молодых семей. Средства на реализацию этой Подпрограммы предоставляются из федерального бюджета субъектам Российской Федерации для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья молодым семьям выплат в рамках реализации федеральной программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

При этом статья 51 Жилищного кодекса РФ не предусматривает для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях условие регистрации членов семьи по одному адресу.

Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении №258-О-О от 19 апреля 2007 года по смыслу ст. 53 Жилищного кодекса РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершились умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Решение вопроса о том, можно ли рассматривать совершенные действия, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимся в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом.

Судом установлено, что согласно договору передачи жилого помещения в собственность граждан от *** октября 2004 года Щ. является собственником трехкомнатной квартиры, общей площадью 64,4 кв.м, в том числе площадью квартиры 60,2 кв.м, жилой площадью 37,8 кв.м, расположенной по адресу: г. В., ул. А., д. ***, кв. ***. З., Ш. и Р. сохранили право пользования указанной квартирой (л.д. 165).

В соответствии со справкой формы №9 ООО «Ж» от *** октября 2010 года Щ., З., Ш., Р. зарегистрированы постоянно по месту жительства по адресу: г. В., ул. А., д. ***, кв. *** с *** апреля 1996 года; П. (муж Р.) – с *** июня 2010 года; Г., *** июня 2010 года рождения (сын Р. и П.) – со *** июля 2010 года; Д. (муж Ш.) – с *** мая 2010 года (л.д. 21, 60).

Согласно справки формы №9 МУ «Ж» от *** ноября 2010 года Д. в период с *** августа 1995 года по *** июня 2010 года был зарегистрирован по адресу: Ленинградская область, г. Л., ул. В., д. ***, кв. *** (л.д. 61).

Согласно справке *** бюро технической инвентаризации №*** от *** февраля 2010 года указанная трехкомнатная квартира, общей площадью 53,2 кв.м, жилой площадью 35,4 кв.м по состоянию на *** 1997г. принадлежала на праве собственности Н., С., Д. и О по ? доле каждому на основании договора мены от *** апреля 19** года, удостоверенного нотариусом г. Л.- К., реестр №*** (л.д. 184).

Согласно справке МУ «Ж» от *** ноября 2010 года квартира, расположенная по адресу: Ленинградская область, г. Л., ул. В., д. ***, кв. ***, принадлежит на праве собственности Н., О. по ? доле каждому на основании договора мены от *** 1995года и С. – ? доля на основании договора мены от *** апреля 19** года и ? доля на основании договора дарения от *** мая 2010 года (л.д. 61).

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Д., *** мая 2010 года подарив Н. принадлежащую ему на праве собственности ? долю квартиры, расположенной по адресу: Ленинградская область, г. Л., ул. В., д. ***, кв. ***, добровольно утратив право пользования данной квартирой и зарегистрировавшись в квартире, расположенной по адресу: г. В., ул. А., д. ***, кв. ***, принадлежащей на праве собственности Щ., ухудшил свои жилищные условия.

Судом также установлено, что П. в период с *** декабря 20** года по *** июня 2010 года был зарегистрирован в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: г. В., В. пр., д. ***, кв. *** (л.д. 179).

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (#M12293 6 9027690 78 2045973084 3908849576 3405543901 2827 3307803361 1449654832 690500пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса РФ#S).

Судом установлено, что сын П. и *.*., 2010 года рождения, зарегистрирован по адресу: г. В., ул. А., д. ***, кв. *** – *** июля 2010 года.

Суд принимает во внимание, что Щ. и З., а также Ш. и Р., регистрируя по своему месту жительства П. и Д., должны были предполагать возникновение в случае рождения ребенка в семье Р. либо Ш. таких неблагоприятных последствий, как ухудшение их жилищных условий.

Суд также принимает во внимание, что, подарив ? долю квартиры, и регистрируясь по месту жительства в квартире, принадлежащей на праве собственности, Щ., Д. действовал осознанно, он не мог не знать о том, что вследствие указанных действий у него и его жены Ш. появятся основания для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. О преднамеренности действий Ш. и Д. свидетельствует также то обстоятельство, что с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях Ш. обратилась в администрацию МО город В. через 5-6 месяцев после регистрации по месту ее жительства мужа (Д.), а также сына и мужа её сестры Р., *** ноября 2010 года.

Суд также принимает во внимание, что при обращении *** ноября 2010 года в администрацию МО город В. с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Ш. указала, что гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями за последние пять лет она и члены её семьи не производили (л.д. 57 (оборот)).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Ш. и Д. совершили умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые привели к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем большей площадью.

При таких обстоятельствах Ш. и Д. могут быть поставлены на учет нуждающихся в жилом помещении либо признаны нуждающимися в жилом помещении только по истечении пяти лет с момента регистрации Д. по месту жительства по адресу: г. В., ул. А., д. ***, кв. ***.

Суд, оценивая доказательства в соответствии с требования ст. 67 ГПК РФ, не находит оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В иске Ш. к Администрации муниципального образования город В. *** муниципального района Ленинградской области о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении; обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении; признании нуждающейся в жилом помещении; признании постановления администрации МО город В. №*** от *** декабря 2010 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и не обоснованным и отмене постановления №*** от *** декабря 2010 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда.

Судья: подпись.

Мотивированное Решение составлено 21 февраля 2011 года.

Судья: подпись.