Решения районных судов

Об отказе в удовлетворении ходатайства об окончании исполнительного производства и обязании окончить исполнительное производство в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе. Решение от 12 мая 2011 года № 2-503/2011. Ленинградская область.

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой *.*.,

при секретаре Тимофеевой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации *** муниципального района Ленинградской области о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя *** районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области об отказе в удовлетворении ходатайства об окончании исполнительного производства и обязании окончить исполнительное производство в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе,

Установил:

Администрация *** муниципального района Ленинградской области (далее Администрация) обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя *** районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области (далее *** отдел
УФССП по ЛО), в котором просила признать действия судебного пристава-исполнителя об отказе в удовлетворении ходатайства об окончании исполнительного производства незаконными, обязать*** районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области окончить исполнительное производство в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, по исполнительному производству №*** в интересах взыскателя К.

В обоснование заявления указав, что *** 2011 года Администрация обратилась в *** отдел УФССП по ЛО с ходатайством об окончании исполнительного производства, возбужденного *** января 2011 года на основании исполнительного листа от *** октября 2010 года №2-1026/2010г., в отношении должника Администрации в пользу взыскателя К. об обязании предоставления жилого помещения. Ходатайство Администрации было рассмотрено и в его удовлетворении отказано ответом от *** апреля 2011 года №***. Администрация не согласна с отказом, поскольку *** февраля 2011 года К. были выданы два смотровых листа на жилое помещение, состоящее из одной комнаты площадью 16,8 кв.м, расположенное по адресу: г. В., *** пр., д. ***, кв. *** и жилое помещение, состоящее из одной комнаты, площадью 11, 3 кв.м, расположенное по адресу: г. В., ул. П., д.***, кв. ***, от которых он отказался.

*** марта 2011 года К. был выдан смотровой лист на квартиру общей площадью 28,8 кв.м, расположенную по адресу: г. Волхов,
ул. Я. д.***, кв. ***, от которой он снова отказался только в пользу своего брата. По мнению заявителя, К., отказавшись от трех предложенных ему жилых помещений, реализовал свое право на получение жилого помещения, предоставленного ему Решением Волховского городского суда, на основании которого выдан исполнительный лист №2-1026/2010 от *** октября 2010 года. Заявитель полагает, что предложение Администрацией указанных жилых помещений – это исполнение Администрацией обязанности по выполнению требований решения Волховского городского суда.

Определением суда от *** мая 2011 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены К., П. и А. (л.д. 2).

В судебном заседании представитель Администрации *** муниципального района Ленинградской области Ц. заявленные требования поддержал.

Заинтересованные лица судебный пристав-исполнитель Волховского отдела УФССП по ЛО В. и представитель УФССП по ЛО Ф. в судебном заседании с требованиями Администрации не согласились, полагали, что действия судебного пристава-исполнителя не противоречат действующему законодательству.

Заинтересованные лица К., П. и А. с заявлением Администрации не согласились, полагали, что заявление не обоснованно и не подлежит удовлетворению.

Суд, выслушав представителя заявителя Ц., заинтересованных лиц судебного пристава-исполнителя Волховского отдела УФССП по ЛО В., представителя УФССП по ЛО Ф., К., П. и А., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) Постановление судебного пристава-исполнителя, его
действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены таким Постановлением, действиями (бездействием).

Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматриваются в порядке, предусмотренной главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.

Согласно ч. 1 ст. 128 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ (в редакции от 21.04.2011г.) «Об исполнительном производстве» (далее Закон) постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо в суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

В силу ст. 122 Закона жалоба на Постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действия, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Установлено, что Решением Волховского городского суда от *** октября 2010 года, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от *** ноября 2010 года, Администрация *** муниципального района Ленинградской
области и Администрация МО город В. *** муниципального района Ленинградской области обязаны обеспечить К., П. и А. вне очереди жилым помещением, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Ленинградской области от 28 июля 2005 года №65-оз «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ленинградской области», с учетом жилого помещения (комнаты в коммунальной квартире, площадью 14,10 кв.м, расположенной по адресу: Ленинградская область, г. В. ул. Г., д.***, кв. ***), закрепленного за К., П. и А. (л.д. 17-32).

На основании исполнительного листа №2-1026 от *** октября 2010 года, выданного во исполнение указанного решения суда, *** января 2011 года судебным приставом-исполнителем Волховского отдела УФССП по ЛО В. вынесено Постановление о возбуждении исполнительного производства №*** в отношении должника Администрации *** муниципального района Ленинградской области и взыскателя К.. Администрации *** муниципального района Ленинградской области предложено в пятидневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе (л.д. 76-77).

Установлено, что *** февраля 2011 года администрацией МО город В. *** муниципального района Ленинградской области К. выдан два смотровых листа
на: жилое помещение, состоящее из одной комнаты площадью 16,8 кв.м, расположенное по адресу: г. В., *** пр., д. ***, кв. *** и жилое помещение, состоящее из одной комнаты, площадью 11, 3 кв.м, расположенное по адресу: г. В., ул. М., д. ***, кв. ***. Вселиться в указанные жилые помещения К. отказался (л.д. 12-13).

03 марта 2011 года администраций *** муниципального района Ленинградской области К. и П. выдан смотровой лист на осмотр отдельной квартиры, общей площадью 28,8 кв.м, расположенной по адресу: г. В., ул. Я., д. ***, кв. ***. П. согласился поселиться в указанной квартире, а К. отказался вселиться в квартиру вместе с братом и его семьей (л.д. 10, 99).

21 марта 2011 года главой администрации Волховского муниципального района Ленинградской области вынесено Постановление №*** о предоставлении отдельной однокомнатной квартиры общей площадью 28,8 кв.м, в том числе жилой площадью 13,40 кв.м, расположенной по адресу: Ленинградская область, г. В., ул. Я., д. ***, кв. ***, П. (л.д. 92). 29 марта 2011 года между ООО «ЖХ», действующим от имени собственника жилого помещения Администрации МО город В. *** муниципального района Ленинградской области, и П. заключен договор социального найма указанного жилого помещения (л.д. 57-60).

Решением Волховского городского суда от *** октября 2010 года, вступившим в законную силу *** ноября 2010
года, Администрация *** муниципального района Ленинградской области и Администрация МО город В. *** муниципального района Ленинградской области обязаны обеспечить К., П. и А. вне очереди жилым помещением, с учетом закрепленного за ними жилого помещения - комнаты в коммунальной квартире, площадью 14,10 кв.м, расположенной по адресу: Ленинградская область, г. В., ул. Г, д. ***, кв. ***.

Решением Муниципалитета города В. Ленинградской области от 04 октября 2005 года №38 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 14 кв.м общей площади на одного человека.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в пользовании К. следует оставить комнату в коммунальной квартире, жилой площадью 14,10 кв.м, расположенную по адресу: Ленинградская область, г. В, ул.Г., д. ***, кв. ***.

Согласно справке *** образовательного учреждения высшего профессионального образования *** области «Государственный институт *** и ***» №14 от *** января 2011 года А., *** августа *** года рождения является студенткой 1 курса факультета *** указанного института, приказ о зачислении №*** от *** 2010г., начало обучения с 01 сентября 2010 года, окончание срока обучения – 30 июня 2014 года. С *** сентября 2010 года, на период
обучения в институте, Павлова *.*. находится на обеспечении, получает денежные выплаты в соответствии с Областным законом Ленинградской области №65-ОЗ от 28.07.2005г. «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области (л.д. 56).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшееся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 5 Областного закона Ленинградской области от 28июля2005года N65-оз «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, после службы в рядах Вооруженных
сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации ли по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам,
имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Таким образом, судом признано субъективное право Павловой *.*. на получение вне очереди жилого помещения в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Ленинградской области от 28 июля 2005 года №65-оз «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ленинградской области», при соблюдении определенных условий в соответствии с действующим законодательством, а именно, по окончании пребывания в учреждении профессионального образования - автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования Ленинградской области «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий».

В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон «Об исполнительном производстве») исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пяти тысяч рублей (часть 3 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве»).

Установлено, что *** марта 2011 года судебным приставом *** отдела УФССП по ЛО В. вынесено Постановление №*** о взыскании исполнительского сбора в сумме *** руб. с Администрации *** муниципального района Ленинградской области (л.д. 82).

Установлено, что *** марта 2011 года администрация *** муниципального района Ленинградской области обратилась в Волховский городской суд с жалобой на Постановление о взыскании исполнительского сбора от *** марта 2011 года (л.д. 85-87).

*** марта 2011 года Волховским городским судом вынесено определение о приостановлении исполнительного производства №***, возбужденного *** января 2011 года, в части взыскания исполнительского сбора (л.д. 88-89).

*** марта 2011 года судебным приставом-исполнителем *** отдела УФССП по ЛО вынесено постановлении о приостановлении исполнительного производства №*** в части взыскания исполнительского сбора, до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства (л.д. 90-91).

Установлено, что Решением Волховского городского суда от *** апреля 2011 года в удовлетворении заявления Администрации *** муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановления № *** от 01 марта 2011 года, вынесенного судебным приставом-исполнителем *** отдела УФССП по ЛО о взыскании исполнительского сбора в размере *** рублей, отказано; Решение вступило в законную силу *** апреля 2011 года (л.д. 47-55).

Установлено, что *** апреля 2011 года Администрация *** муниципального района Ленинградской области обратилась в *** отдел УФССП по ЛО с ходатайством об окончании исполнительного производства №*** в интересах взыскателя К. в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 Закона «Об исполнительном производстве» с учетом пункта 1 статьи 50 указанного закона, в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (л.д. 94).

*** апреля 2011 года судебным приставом-исполнителем ходатайство Администрации рассмотрено и в его удовлетворении отказано (л.д. 95-96).

В силу части 15 статьи 30 Закона об исполнительном производстве Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника исполнительского сбора, исполняется без возбуждения по нему отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесено указанное Постановление.

После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель в соответствии с частью 16 статьи 30 Закона «Об исполнительном производстве» возбуждает исполнительное производство по вынесенному и неисполненному постановлению о взыскании исполнительского сбора.

Согласно части 6 статьи 45 Закона об исполнительном производстве по приостановленному исполнительному производству до его возобновления применение мер принудительного исполнения не допускается.

Судом установлено, что на момент обращения Администрации *** муниципального района Ленинградской области в *** отдел УФССП по ЛО с ходатайством об окончании исполнительного производства №***, а также на момент рассмотрения данного ходатайства судебным приставом-исполнителем, Постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора не вступило в законную силу, основания для приостановления указанного исполнительного производства не отпали, а, следовательно, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для окончания упомянутого исполнительного производства по пункту 1 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве.

В силу статьи 32 Закона об исполнительном производстве в случае не ясности способа и порядка исполнения исполнительного документа взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения.

Судом установлено, что Администрация *** муниципального района Ленинградской области и судебный пристав-исполнитель в Волховский городской суд с заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения исполнительного документа после выдачи смотровых листов на жилые помещения К. и его отказа от вселения в данные жилые помещения, не обращались.

Судом также установлено, что исполнительский сбор в сумме *** руб. *** коп. оплачен Администрацией *** муниципального района Ленинградской области платежным поручением №*** от *** мая 2011 года (л.д. 97).

Суд, оценивая доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу, что действия судебного пристава-исполнителя не противоречат действующему законодательству, порядок рассмотрения заявления Администрации *** муниципального района Ленинградской области не нарушен, в связи с чем, оснований для признания действий судебного пристава-исполнителя об отказе в удовлетворении ходатайства об окончании исполнительного производства незаконными, не имеется, и в удовлетворении требований заявителя, следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявления Администрации *** муниципального района Ленинградской области о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя *** районного отдела Управления федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области об отказе в удовлетворении ходатайства об окончании исполнительного производства №*** в интересах взыскателя К. и обязании окончить исполнительное производство №*** в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Судья: Кузнецова *.*.

Мотивированное Решение составлено 17 мая 2011 года.

Судья: Кузнецова *.*.

«СОГЛАСОВАНО»

Судья: Кузнецова *.*.