Решения районных судов

О возложении обязанности по оснащению ГУ `РДБ` необходимым медицинским оборудованием. Решение от 19 апреля 2011 года № 2-810/2011. Республика Калмыкия.

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Фурманова *.*.,

при секретаре Биткеевой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Республики Калмыкия к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия о возложении обязанности по оснащению Государственного учреждения «Республиканская детская больница» медицинским оборудованием,

Установил:

Прокурор Республики Калмыкия обратился в суд с указанным иском к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (далее Министерство), мотивируя тем, что в ходе проверок исполнения законодательства в сфере здравоохранения при осуществлении медицинской деятельности в ГУ «Республиканская детская больница» выявлены нарушения требований федерального законодательства. Согласно имеющимся лицензиям на осуществление медицинской деятельности детская больница выполняет такие работы и услуги
как клиническая лабораторная диагностика, офтальмология, нефрология, гематология, травматология и ортопедия, анестезиология и реаниматология, детская эндокринология и др. В соответствии с подп. «а» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 30 от 22 января 2007 года лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются, в том числе у соискателя лицензии (лицензиата), принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям. Между тем деятельность детской больницы в части материально-технического оснащения, в том числе медицинским оборудованием для лабораторных исследований и инструментальных видов исследований, не соответствует лицензионным требованиям и условиям. Недостаточное оснащение медицинским оборудованием не позволяет обеспечить первичную медико-санитарную помощь, применить эффективные методы диагностики и обеспечить оказание специализированной медицинской помощи в соответствии с установленными федеральными стандартами и территориальной программой государственных гарантий по оказанию населению РФ бесплатной медицинской помощи на территории республики, утвержденной Постановлением Правительства Республики Калмыкия № 475 от 25 декабря 2009 года. Неисполнение требований законодательства и оказание медицинской помощи с нарушением лицензионных условий, допускаемые в ГУ «Республиканская детская больница», не могут гарантировать качества оказываемых медицинских услуг и подвергают опасности жизнь и здоровье детей. Выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц,
прокурор просил суд признать незаконным бездействие ответчика и обязать Министерство предоставить ГУ «Республиканская детская больница» медицинское оборудование для лабораторных исследований – <данные изъяты>; эндоскопическое оборудование – цистроуретроскоп, ларингоскоп, отоскоп, гониоскоп; офтальмологическое оборудование – <данные изъяты>.

В судебном заседании прокурор Ильжиринова *.*. уточнила исковые требования, просила суд обязать Министерство предоставить ГУ «Республиканская детская больница» медицинское оборудование для лабораторных исследований – <данные изъяты>; эндоскопическое оборудование – <данные изъяты>; офтальмологическое оборудование – <данные изъяты>.

Представитель Министерства Лаглаева *.*. не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований прокурора.

Представитель ГУ «Республиканская детская больница» (далее по тексту – ГУ «РДБ»), надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституцией РФ признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и ст. 2 Протокола № 1 от 20 марта 1952 г. к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ч. 1 ст. 41).

В соответствии со ст. 150 ГК жизнь и здоровье личности входят в перечень
принадлежащих гражданину от рождения нематериальных благ. Право человека на охрану здоровья является самостоятельным личным неимущественным правом, тесно связанным с правом на здоровье. Реализация права на охрану здоровья обеспечивается различными отраслями права.

Основным актом, регулирующим отношения в области охраны здоровья граждан, являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г., в которых содержатся правовые основы организации охраны здоровья, определяются права граждан и их гарантии, обязанности и ответственность медико-социальных учреждений.

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиениче-

ского и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Основные принципы охраны здоровья граждан закреплены в ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Принцип «соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий» в контексте конституционных положений рассматривается, как обязанность государства принимать соответствующие меры, способствующие
реализации гражданами своих прав.

При возникновении необходимости гражданину принадлежит право на обращение к медицинским учреждениям для устранения проблем со здоровьем. В связи с этим обращением гражданин имеет широкие полномочия (ст. 30 Основ).

Как следует из Устава, утвержденного приказом Министерства от ххх, ГУ «РДБ» является многопрофильным лечебно-профилактическим учреждением, обеспечивающим квалифицированную стационарную и поликлиническую помощь детскому населению республики, оказывающим высококвалифицированную, специализированную, консультативно-диагностическую и лечебную помощь с применением имеющихся высокоэффективных медицинских технологий.

Согласно имеющимся лицензиям на осуществление медицинской деятельности детская больница выполняет такие работы и услуги как клиническая лабораторная диагностика, офтальмология, нефрология, гематология, травматология и ортопедия, анестезиология и реаниматология, детская эндокринология и др. В соответствии с подп. «а» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 30 от 22 января 2007 года лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются, в том числе у соискателя лицензии (лицензиата), принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям.

В судебном заседании установлено, что деятельность детской больницы в части материально-технического оснащения, в том числе медицинским оборудованием для лабораторных исследований и инструментальных видов исследований, не соответствует лицензионным требованиям и условиям.

Как следует из справки начальника отдела Управления Росздравнадзора по Республике
Калмыкия, ГУ «РДБ» нуждается в оснащении современным лабораторным, эндоскопическим, офтальмологическим оборудованием. Недостаточное оснащение медицинским оборудованием не позволяет обеспечить первичную медико-санитарную помощь, применить эффективные методы диагностики и обеспечить оказание специализированной медицинской помощи в соответствии с установленными федеральными стандартами и территориальной программой государственных гарантий по оказанию населению РФ бесплатной медицинской помощи на территории республики, утвержденной Постановлением Правительства Республики Калмыкия № 475 от 25 декабря 2009 года.

Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ № 380 от 25 декабря 1997 года руководителям органов управления здравоохранения субъектов РФ приказано обеспечить в полном объеме своевременное проведение клинических лабораторных исследований в лечебно-профилактических в соответствии с приложениями №№ 8 и 9 к данному приказу.

Несмотря на это, детская больница не оснащена автоматическими и полуавтоматическими <данные изъяты> для проведения клинических исследований <данные изъяты>.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 115н от 28 февраля 2010 года «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты» медицинская помощь оказывается в стационарных условиях, в офтальмологических отделениях на базе республиканских, краевых, областных учреждений здравоохранения. Однако, для оказания офтальмологической детская больница не оснащена офтальмологическим оборудованием для хирургического лечения, диагностики заболеваний глаз.

Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ № 222 от 31 мая 1996 года «О совершенствовании службы
эндоскопии в учреждениях здравоохранения РФ» рекомендуется примерный перечень минимального объема эндоскопических исследований для республиканских лечебно-профилактических учреждений. Для проведения данных исследований требуются <данные изъяты>, которыми детская больница не оснащена.

ГУ «РДБ» находится в ведомственном подчинении ответчика, финансовое обеспечение учреждения является расходным обязательством субъекта РФ.

Федеральным законом №184-ФЗ от 06 октября 1998 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан определено, что финансовое обеспечение деятельности организации здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, является расходным обязательством субъектов РФ.

При таких обстоятельствах требования прокурора, заявленные в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Республики Калмыкия к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия о возложении обязанности по оснащению Государственного учреждения «Республиканская детская больница» медицинским оборудованием удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия предоставить Государственному учреждению «Республиканская детская больница» медицинское оборудование – <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение десяти дней через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий *.*. Фурманов