Решения районных судов

Решение от 11 декабря 2009 года. По делу А42-10070/2009. Мурманская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

18 Ф.И.О. 20

E-mail суда: arbsud.murmansk@polarnet.ru http://murmansk.arbitr.ru

Решение

город Мурманск дело № А42 – 10070/2009

11 декабря 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 11 декабря 2009 года.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Посыпанко *.*.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Посыпанко *.*.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Федерального государственного учреждения «Мурманская квартирно-эксплуатационная часть района»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по

Мурманской области,

государственному инспектору Российской Федерации по Мурманской области
Ф.И.О. br>
о признании незаконным и отмене постановления от 28.10.2009 № 3182/17 о привлечении к административной ответственности,

при участии представителей:

от заявителя – Курдеевой *.*., по доверенности № 282 от 04.03.2009,

от
Управления – Блинова *.*., по доверенности от 04.02.2009,

государственный инспектор – Зимин *.*., старший государственный инспектор Российской Федерации по Мурманской области, удостоверение № 2670, доверенность от 09.12.2009

Установил:

Федеральное государственное учреждение «Мурманская квартирно-эксплуатационная часть района» (далее – Мурманская КЭЧ, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственного инспектора Российской Федерации управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области по Мурманской обла Ф.И.О. от 28.10.2009 № 3182/17 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В обоснование требования заявитель указал на отсутствие вины Учреждения, поскольку водным объектом озеро Чирм пользуется другое юридическое лицо – войсковая часть 34630. Также заявитель ссылается на отсутствие финансирования на оформление права пользования водными объектами.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области (далее – Управление) представило отзыв, в котором возражало против удовлетворения заявленного требования, полагая, что административным органом правильно определен субъект правонарушения, а также наличие в его действиях состава вменяемого правонарушения. В обоснование своей позиции Управление сослалось на то, что в соответствии с Положением «О квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского флота», утвержденном приказом Министра обороны СССР от 23.02.1977 № 75,
Мурманская КЭЧ ведает обеспечением воинских частей казарменно-жилищным фондом и коммунальными сооружениями, в том числе водоканализационными установками, включающими насосные станции и водозаборные сооружения, внутренними и наружными сетями водопровода и других коммунальными сооружениями, находящимися в пользовании воинских частей. В соответствии с. уставом Мурманской КЭЧ на Учреждение возложена обязанность по обеспечению войсковых частей в зоне ответственности водными ресурсами; в соответствии с указанием, данным ФГУ «Северо-Западное КЭУ» от 28.04.2009 № 26/3/1336 на командование КЭЧ районов возлагается организация рационального использования водных ресурсов для нужд войсковых частей, находящихся в зоне ответственности, их водоснабжение из поверхностных источников; указанием Глав КЭУ Министерства обороны Российской Федерации от 07.02.2006 № 147/555/390012 на Мурманскую КЭЧ возложены задачи по организации рационального использования водных ресурсов для нужд воинских частей, водоснабжение (коммунальное, поверхностных и подземных источников), лицензирование права пользования поверхностными и подземными водными источниками.

По мнению Управления отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения от административной ответственности. Управление также полагает, что государственный инспектор не может выступать ответчиком по делу, рассматриваемому арбитражным судом.

В судебном заседании представитель Мурманской КЭЧ поддержала доводы, изложенные в заявлении.

Представитель Управления и госинспектор возражали против заявленного требования по мотивам, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, Федеральное государственное учреждение «Мурманская квартирно-эксплуатационная часть района» зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 10.12.1999, сведения
о нем внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 28.04.2008 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Мурманску за основным государственным регистрационным номером 2085190063055.

В соответствии с уставом Мурманская КЭЧ является федеральным государственным учреждением Министерства обороны Российской Федерации и подчиняется непосредственно начальнику Квартирно-эксплуатационного управления Ленинградского военного округа Министерства обороны Российской Федерации (пункт 2).

Основными задачами Учреждения являются:

организация технической эксплуатации, текущего и капитального ремонта, подготовки к отопительному периоду казарменно-жилищного фонда, инженерных сетей, коммунальных сооружений и оборудования, закрепленных за Мурманской КЭЧ;

обеспечение воинских частей и организаций, приписанных к Мурманской КЭЧ, казарменно-жилищным фондом, топливно-энергетическими ресурсами, коммунальными услугами, материально-техническими ресурсами квартирно-эксплуатационной службы, ведение учета казарменно-жилищного фонда, землепользования, коммунальных сооружений и оборудования (пункт 8 Устава).

К функциям Мурманской КЭЧ относятся, в том числе, обеспечение воинских частей электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, водой, твердым топливом; организация выполнения требований природоохранного законодательства и использования природных ресурсов, представление сведений по этим вопросам в установленном порядке организациям, осуществляющим контроль за охраной природы (пункт 9 Устава).

На квартирно-эксплуатационном обеспечении Мурманской КЭЧ находится, в том числе, войсковая часть 34630.

Из материалов дела следует, что в период с 18.09.2009 по 25.09.2009 на основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя Управления от 11.09.2009 № 91-р госинспектором была проведена внеплановая проверка соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды
в отношении государственного учреждения Войсковая часть 34630. В ходе проведения проверки выявлен факт административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии водного объекта, а именно: использование для нужд войсковой части 34630 с целью забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностного водного объекта – озера Чирм.

В результате проведенного административного расследования установлено, что вопросы водоснабжения войсковой части 34630 возложены на Мурманскую КЭЧ, которая обязана оформить право пользования водным объектом – озером Чирм – и выполнить мероприятия, предусмотренные пунктом 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ).

По итогам проверки 25.09.2009 составлен акт № 3182/19 и 29.09.2009 в отношении Мурманской КЭЧ вынесено определение № 3182/05 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Определение о возбуждении дела об административном правонарушении направлено в адрес Учреждения и получено им 30.09.2009.

15.10.2009 госинспектором в присутствии законного представителя юридического лица - начальника Мурманской КЭЧ Федосеева *.*. составлен протокол № 3182/18 об административном правонарушении.

Согласно протоколу Мурманской КЭЧ вменяется осуществление забора водных ресурсов из водного объекта Чирмозера для нужд войсковой части/ч 34630, состоящей на квартирном довольствии в КЭЧ района, без оформления права пользования поверхностными водными объектами на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Деяние Учреждения квалифицировано административным органом по статье 7.6 КоАП РФ –
самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.

В письменных объяснениях к протоколу начальник Учреждения указал, что командованием Мурманской КЭЧ неоднократно подавались заявки о выделении денежных средств на получение разрешения на водопользование, но денег не выделено.

28.10.2009 государственным инспектором Российской Федерации Управления Росприроднадзора по Мурманской области Зиминым *.*. в присутствии законного представителя юридического лица рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено Постановление № 3182/17 о привлечении Учреждения к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.6 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с принятым Постановлением, Мурманская КЭЧ обратилась в суд с соответствующим заявлением.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела и материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое Решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а
также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое Решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Статьей 7.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.

Согласно пункту 14 статьи 1 ВК РФ водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

В соответствии с пунктом 8 статьи 1 ВК РФ водопользователь – физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.

Пунктом 10 статьи 1 ВК РФ определено, что водоснабжение – это подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах.

В силу статьи 9 ВК РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Кодекса (статьи 11 – 23 ВК РФ).

Главой 3 ВК РФ предусмотрено, что право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта
в пользование за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 11 Кодекса.

Так частями 1, 2 статьи 11 ВК РФ установлено, что на основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что использование водного объекта – озера Чирм – осуществляется без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом.

Согласно справке от 25.09.2009 № 124/1 начальника Мурманской КЭЧ войсковая часть 34630 находится на квартирно-эксплуатационном обеспечении Мурманской КЭЧ; насосная станция по забору воды войсковой части 34630 состоит на балансе и находится в оперативном управлении Учреждения.

Приказом Министра обороны СССР от 22.02.1977 № 75 «О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота» вопросы обеспечения водоснабжения и канализации в войсковых частях возложены на квартирно-эксплуатационные органы Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с указанием Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации от 07.02.2006 № 147/555/390012, доведенным до Мурманской КЭЧ письмом Северо-Западного квартирно-эксплуатационного
управления (территориального) от 28.04.2009 № 26/3/1336, на КЭЧ районов возлагаются задачи по организации рационального использования водных ресурсов для нужд воинских частей:

водоснабжение (коммунальное, поверхностных и подземных источников);

водоотведение (коммунальное, канализации, стоки дождевые, талые, инфильтрационные);

лицензирование права пользования поверхностными и подземными водными источниками.

Уставом Учреждения определено, что Мурманская КЭЧ осуществляет деятельность в целях обеспечения расквартирования и обустройства Вооруженных сил Российской Федерации. В числе основных задач, выполняемых Учреждением, значится обеспечение воинских частей и организаций, приписанных к Мурманской КЭЧ (района), коммунальными услугами, в том числе холодным и горячим водоснабжением, водоотведением.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что именно Мурманская КЭЧ обязана оформить право пользования водным объектом – озером Чирм, в установленном порядке.

До настоящего времени право пользования водным объектом для забора водных ресурсов из поверхностных водных объектов в установленном порядке не оформлено.

Указанные деяния образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина Учреждения в пользовании водным объектом без правоустанавливающих документов подтверждается материалами
дела.

Ссылка заявителя на отсутствие финансирования на оформление необходимых документов судом не принимается. Данное обстоятельство может расцениваться судом как смягчающее ответственность, но не исключающее ее.

Нарушения порядка привлечения юридического лица к административной ответственности судом не установлено.

Оспариваемое Постановление вынесено лицом, правомочным рассматривать дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 КоАП РФ; при вынесении наказания административным органом учтены смягчающую вину обстоятельства, штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном статьей 7.6 КоАП РФ.

С учетом изложенных обстоятельств, суд находит правомерным привлечение Мурманской КЭЧ к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.6 КоАП РФ и обоснованным назначение наказания, в связи с чем оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области от 28.10.2009 № 3182/17 о привлечении Федерального государственного учреждения «Мурманская квартирно-эксплуатационная часть района» к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья *.*. Посыпанко